Птицы: зимующие и перелётные
Цветкова Марина Борисовна,
воспитательГБДОУ Детский сад № 44
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
воспитательГБДОУ Детский сад № 44
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Тема НОД: Интегрированное занятие «ПТИЦЫ».
Образовательные технологии: модули - схематические изображения частей птиц, оригами, пальчиковая игра «Птичка».
Возрастная категория:
Подготовительная к школе группа
Цель:
Закрепить знания о зимующих и перелётных птицах, их характерных особенностях.
Задачи:
Область «Познание»
1.Познакомить с весенними закличками, скороговорками, приметами весны.
2.Расширить запас слов, обозначающих названия перелетных птиц.
3. Упражнять в правильном согласовании числительных с существительными.
4.Развивать мелкую моторику.
5.Развивать логическое мышление.
6.Развивать слуховое внимание.
Область «Художественное творчество»
- Учить складывать лист цветной бумаги «гармошкой», протаскивать её через прорезь.
- Продолжать учить аккуратному выполнению работы при раскрашивании птицы.
- Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы.
Область «Социализация»
1.Развивать умение работать в коллективе.
- Воспитывать внимание к речи товарищей, умение слушать ответы других детей.
- Воспитывать любовь к родной природе.
Материал:
Иллюстрации птиц, по теме «Птицы», макет солнца, снежинки; весенняя ветка, фонограмма, презентация на диске CD голосов птиц, атрибуты, необходимые для инсценирования скороговорок, эмблемы с изображением птиц, модули, заготовки из картона птиц (жаворонки), фломастеры.
Предварительная работа:
Экскурсия в парк Александрино, знакомство с закличками, скороговорками о птицах, весне. Чтение и заучивание, инсценирование скороговорок о птицах. Работа со справочной литературой по теме «Птицы». Рассматривание фотографии и картинок с изображением птиц.
Часть 1. Встречаем весну. | Звучит аудиозапись…. Дети входят в зал, исполняют музыкальную композицию «Весна» и встают полукругом. Воспитатель предлагает поздороваться с гостями. Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы почувствовали? (Тепло). Это тепло добрых рук. Мы предлагаем свое тепло, свои ладошки друг другу (берутся за руки) и говорим: Утро настает, Солнышко встает. Мы собираемся, В добрый путь отправляемся. Друг на друга поглядим, Про себя проговорим: “Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами. Воспитатель. Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. Давайте присядем на ковер. |
Часть 2. Познавательно – игровая. | Воспитатель. Как долго тянутся холода, а так хочется, чтобы весна пришла, пригрело солнышко, побежали ручейки. А вы этого хотите? Солнышко, солнышко, красное ведрышко, Выгляни из-за горы, да до вешней поры. Видело ль ты солнышко, красную весну? Встретило ли ясное, ты свою сестру? Воспитатель: «Давайте позовем солнышко». Для этого я приготовила колокольчики. Воспитатель предлагает детям взять колокольчики, и они «зовут солнышко». Воспитатель: Ну вот, появилось солнышко (обращает внимание на доску). А с ним стало теплее, значит, прилетят птицы с юга. Давайте послушаем пение птиц (звучат голоса птиц - фонограмма). Воспитатель: Ребята, как называют птиц, которые прилетают с юга? (перелетные). Осенью эти птицы улетают от нас, а почему, давайте подумаем? Они боятся морозов? (по причине отсутствия корма - осенью исчезают насекомые, которыми питаются эти птицы). С нами на зиму остаются другие птицы. Как их называют? Чем питаются птицы зимой? (ответы детей) Воспитатель: Хотите послушать голоса птиц? (слушают фонограмму) Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам игру «Угадай что за птица и расскажи скороговорку». Давайте встанем и подойдем к доске. Задание такое: я загадаю загадку о птице, вы ее отгадаете и назовете птицу, а кто знает – расскажет о ней скороговорку. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают название птицы, воспитатель показывает картинку с изображением птицы, а желающий ребенок рассказывает скороговорку или её инсценирует с помощниками. Все время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит. Дятел: Дятел ель долбил-долбил. Ствол у ели толстый был. Дятел выдолбил дупло. Дятлу в том дупле тепло. Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая -Известная персона. Кто она?... Ворона: В парке драка средь ворон. В драке булл большой урон. Ровно тридцать три пера. Драка длилась до утра. Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?... Воробей: Расхрабрился воробей: прыгнул в мартовский ручей. А теперь на бревнышке сушит свои перышки. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. Синица: На лесной концертной сцене слышится синицы пенье. Цыц, на цыпочках лисица. Цель лисицина - синица. Сидит на суку, тараторит. Со всеми птицами спорит. Все ей вокруг интересно, Всем эта птица известна. Помнишь: где была? Далеко. Кто это?… Сорока: Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Грач: Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Ребята, как вы думаете, что объединяет этих птиц, что о них можно сказать? (зимующие). Верно. Давайте их разместим под снежинкой. А чтобы птицам, зимующим, не было скучно, я размещу картинки с весенними птицами под солнышком. Назовите этих птиц (соловей, жаворонок, ласточка, дрозд, синица). Воспитатель: Ребята, чем птицы похожи, что у них в строении есть общего? (клюв, перья, хвост, два крыла, две лапки). Детям предлагается прокомментировать рассказ моделями. - А чем птицы отличаются друг от друга? (величина, цвет перьев, хвост, клюв, размах крыльев). Воспитатель: Предлагаю еще одну игру. Давайте сделаем круг. Называется она «Один - много». В руках у меня мяч. Задание такое: я назову одну птицу, а тот, кому я брошу мяч, назовет много. Например: я говорю «один соловей» а кто – то из вас ответит – много соловьёв. Воспитатель поочередно бросает мяч ребенку и говорит «один грач (много грачей), один дятел (много дятлов), один воробей (много воробьёв), одна синица (много синиц), одна сорока (много сорок), одна ворона (много ворон), один снегирь (много снегирей), один соловей (много соловьёв)». Воспитатель: Какие вы ловкие! Зимой с папами и мамами вы ходили гулять в парк Александрино. И вот какие интересные фотографии ваши мамы и папы мне принесли (просмотр презентации). Воспитатель: Ребята, я вчера гуляла по парку, у птиц настоящий птичий бунт – птиц видимо-невидимо: и перелетные, и зимующие. настоящая неразбериха! Кому улетать, а кому остаться - птицы перепутали! Давайте мы им поможем! Воспитатель предлагает выбрать нагрудные эмблемы с изображением перелётных и зимующих птиц. Под музыкальное сопровождение птицы «летают», а по окончании музыки необходимо объединиться в стаи; перелетные птицы объединяются в стаю у знака «Солнце», зимующие у знака «Снежинка». По окончании игры воспитатель проверяет, правильно ли птицы выбрали стаи. Затем предлагает поменяться эмблемами и повторяет игру. Подводится итог игры. |
Часть 3. Творческая | Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать о птичке, предвестнике весны. Это жаворонок. Эта птица является символом добра и счастья. А давайте сделаем жаворонков и украсим весеннюю ветку. Дети выполняют пальчиковую игру «Птичка», затем мастерят жаворонков из бумаги и украшают ими ветку. (звучит фонограмма голосов птиц). Воспитатель: Жаворонки-жаворонки, летите из-за моря, несите здоровья! Кому крошку, кому ложку, а мне – целую лепешку! Жаворонки - жаворонушки, вы скорее летите, тепло принесите! Нам зима надоела - весь хлеб она поела. Нет ни хлеба, ни картошки, самовар стоит на окошке! Музыкальный руководитель: Самовар на окошке - непорядок в доме! Самовар должен всегда стоять на столе да пыхтеть, к столу приглашать. А вот вам, ребята, угощенье к чаю. С пылу, с жару – для вашего самовара! В старину, на Руси, как придет весна, запоют птицы, детям пекли печенье. А они подбрасывали их высоко к небу, да просили, чтобы птицы прилетели, да весну с собой принесли. Побегают ребятишки, поедят печенье, а кусочек птицам оставят. Воспитатель: Спасибо, Ольга Викторовна, за угощение. Ребята, давайте и мы так сделаем, печенье съедим, а крошки птицам отнесём, когда пойдём гулять. А Весне, солнышку и нашим гостям мы подарим веселый танец «Весенний джаз». Дети исполняют танец. Затем прощаются с гостями и идут в группу. |