Интегрированная образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе
в подготовительной к школе группе
Научно-исследовательская экспедиция в весенний лес
Зубкова Елена Николаевна
Задачи:
- Ввести детей в необычную ситуацию.
- Учить адекватным формам сотрудничества со сверстниками.
- Способствовать ролевому и эмоциональному реагированию на чувства и действия других детей.
- Обогащать детей новыми впечатлениями, развивать воображение и фантазию.
- Обогащать словарный запас детей. Ввести новые понятия: экспедиция, следопыты, лаборатория, научно – исследовательская работа, институт, консультант, пресс - центр.
- Рассказы, беседы об экспедициях, профессиях взрослых.
- Сбор реквизитов: бинокли, лупы, ёмкости для проб, блокноты для записей. Рюкзаки.
- Изготовление костюмов и атрибутов.
- Обучение детей навыкам общения с природой, правилам поведения в лесу, использование компаса при ориентировании на местности.
- Начальник экспедиции: воспитатель группы.
- Директор НИИ « Природные ресурсы»: второй воспитатель группы.
- Инструктор службы МЧС: инструктор по физической культуре.
- Секретарь пресс –центра: учитель – логопед.
Начальник экспедиции: Уважаемые коллеги! Сегодня нам предстоит отправиться в научно – исследовательскую экспедицию в весенний лес и доказать, что весна наступила, природа проснулась и готова дарить нам здоровье, новые знания, хорошее настроение. В нашей экспедиции примут участие следопыты, лаборанты, сотрудники МЧС, медсёстры, фотокорреспонденты, « Зелёный патруль».
Прошу всех участников нашей экспедиции проверить необходимое оборудование для исследовательской работы.
( Дети самостоятельно распределяют роли и входят в образ)
Коллеги! Нас будут сопровождать секретарь телевизионного пресс-центра – Ирина Александровна и наши гости – независимые наблюдатели. А в лесу нас встретят консультанты: директор НИИ « Природные ресурсы» Елена Владимировна, которая поможет ответить на вопросы о лесных тайнах; инструктор службы МЧС – Надежда Александровна, которая поможет нам ориентироваться в лесу и закрепит правила поведения в нём.
Что же, вижу все уже готовы.
Можно смело ехать в лес.
Рюкзаки вы все берите
И к автобусам идите.
( Дети садятся в автобусы, приезжают в лес, выходят)
Начальник экспедиции: Вот, наконец-то мы приехали в лес и, как вежливые люди, по нашей доброй традиции поздороваемся с ним:
Здравствуй, лес!
Здравствуй, лес!
Полон тайн и чудес!
С экспедицией пришли
И гостей мы привели.
Предстоит нам доказать,
Что весна пришла опять.
Эколог: А найти приметы весны в лесу помогу вам я. Давайте пройдём по дорожке, осмотримся и постараемся увидеть доказательства того, что весна уже наступила. Обо всех весенних приметах докладывайте начальнику экспедиции, которая будет записывать всё в « Журнал исследователя».
Дети ищут приметы весны, докладывают начальнику экспедиции, согласно плану предполагаемой работы.
- Число, месяц, время суток.
- Почва: влажная, сухая, голая, покрытая травой.
- Кора деревьев: цвет, текстура, толщина.
- Листва: цвет, текстура, местоположение ( опавшая или нет)
- Ветки: чем заканчиваются ( почкой или листом)
- Птичьи гнёзда: их нахождение, из чего сделаны, какая птица свила их.
( ответы детей) Кто же её так утрамбовал? Потопайте ногами. Топанье ног заставляет землю вибрировать и уплотняет её. А теперь найдите почву, которая позволит нашему
« растению» проникнуть в глубину почвы. Нашли? А как вы думаете, почему на этой почве такое обилие растений? ( ответы детей) давайте возьмём разные виды почв в ёмкости, чтобы пополнить нашу коллекцию природного материала. И ещё один эксперимент я хочу вам предложить: возьмём у наших медсестёр фонендоскопы и послушаем ими стволы деревьев. Вы слышите шум? Как вы думаете, что же происходит в деревьях ( ответы детей) У деревьев началось сокодвижение, а это ещё одно подтверждение наступления весны.
Инструктор службы МЧС: Уважаемые коллеги! А какой чистый, свежий воздух в лесу! Чувствуете? Давайте вдохнём его полной грудью… Какое чудо этот лесной целительный воздух! А сейчас наши медсёстры проведут дыхательную гимнастику со всеми участниками экспедиции. Это поможет нам восстановить силы и зарядиться положительной энергией.
Медсёстры:
Для чего нам нужен нос?
Это ведь большой вопрос.
Чтобы нюхать всё на свете!
Знают взрослые и дети.
Носик кверху задираем –
С ним немножко поиграем.
Нос не должен быть простужен ( Поглаживание носа)
Нос здоровый всем нам нужен.
Чтобы сон, когда придёт ( Нажатие точек возле носа)
Будем спать, закрывши рот.
Ещё надо пожелать
Пальцем в нос не залезать ( Постукивание по крыльям носа)
День на солнце не сидеть,
Носик может обгореть. ( постукивание по кончику носа)
А когда придёт мороз,
Не высовывать свой нос. ( растирание кончика носа)
Рот скорее закрывай,
Только носиком гуляй. ( Дыхательная гимнастика)
Дыши носом, а не ртом.
Плечи мы не поднимаем,
Животами помогаем.
Инструктор службы МЧС: А я чувствую в воздухе запах дыма…
Что-то здесь не так. Может, лес в опасности? Может, лесу нужна наша помощь? Давайте поспешим вперёд и узнаем, в чём дело. ( Участники экспедиции выходят на поляну, где
« отдыхают» туристы, они опасно развели костёр, намусорили и громко поют песни).
Что здесь происходит?
Туристы: Ничего особенного, просто мы отдыхаем…
Инструктор службы МЧС: Да как же можно в такой грязи отдыхать? Уважаемые коллеги, нужно привести поляну а порядок! ( Все собирают мусор в мешки) А теперь посмотрите, какой костёр развели эти горе – туристы. Извините, но нам придётся затушить ваш костёр, пока в лесу не произошёл пожар. И просим вас посмотреть, как сотрудники МЧС правильно разводят костёр в лесу. ( Дети показывают, как правильно разводить костёр: « шалаш», « колодец») Вот так нужно разводить костёр в лесу. И ещё одно правило вы должны запомнить: громко петь в лесу нельзя, это мешает лесным обитателям. Давайте споём все вместе песню спокойным голосом ( исполняют туристическую песню).
Туристы: Мы, между прочим, пока ломали ветки для костра, все руки себе искололи… Не могли бы вы нам помочь?
Инструктор службы МЧС:
А вот ломать ветки ни в коем случае нельзя. Есть другой способ ( ответы детей). Наши медсёстры окажут вам необходимую помощь, а « Зелёный патруль» осмотрит поляну, может быть растениям нужна помощь.
( « Зелёный патруль» осматривает местность, докладывает, какую помощь нужно оказать).
Много хорошего мы сегодня сделали. Пришло время и подкрепиться.
( Устраивают чаепитие у костра).
Туристы: Подумайте только, всё они знают, всё умеют… и откуда такие люди берутся?
Начальник экспедиции: Мы – участники научно – исследовательской экспедиции, долго готовились к ней. А помогают нам учения, которые проводит инструктор службы МЧС, Надежда Александровна.
Туристы: Какие ещё учения? Для чего они нужны?
Инструктор службы МЧС: Для того, чтобы быть сильными, ловкими, смелыми, быстрыми и, конечно, бесстрашными.
Туристы: Мы тоже хотим быть такими, как вы. Проведите с нами учения. А мы вам за это кое - что дадим.
( Проводятся « Весёлые старты»)
Инструктор службы МЧС:
Наша служба и опасна и трудна.
Ждут нас испытания всегда.
Смело на учения идём,
Все мы испытания пройдём.
- Первое препятствие – « Вода»
Ловко по бревну идите, ног в воде не замочите!
- Второе препятствие – это прыжки через рюкзаки.
Стоит совсем она не шатко.
Из палатки ты в болото попадёшь,
Там дощечки очень быстро ты найдёшь.
Чтобы по болоту всем пройти,
Ты их очень ровно под ноги клади.
- Круглый, мягкий. Полосатый
Мяч скорее ты лови,
Брось обратно и сиди.
А в конце всех ждёт успех,
Его разделим мы на всех.
Инструктор службы МЧС: Молодцы, все справились с препятствиями! Вас можно зачислять в состав нашей экспедиции. Теперь говорите, что хотели нам отдать?
Туристы: Когда мы собирали ветки для костра, здесь на поляне нашли старый сосуд. Открыли его, а там какие-то обрывки бумаги. Да не простые, а с какой-то шифровкой. Буквы, знаки… Понять ничего не можем. Может, вам удастся что-то прояснить?
Начальник экспедиции: 5 шифровок предстоит нам разгадать.
Уважаемые коллеги, приступаем к работе.
( Дети расшифровывают слова: СЕВЕР – 10, ВОСТОК – 15, КЛАД, КАМЕНЬ, ДЕРЕВО).
Теперь надо логически расположить слова, чтобы понять, что нам искать.
( Варианты ответов детей. Далее слова выстраивают следующим образом: СЕВЕР – 10, ВОСТОК – 15, ДЕРЕВО, КАМЕНЬ, КЛАД).
Участники экспедиции находят дерево, под ним камень, под камнем копают землю и находят клад. В маленьком сундучке находится альбом под названием « Ненаписанная книга».
Начальник экспедиции: Теперь всё понятно. Мы должны с вами написать книгу о наших лесных приключениях. Фотокорреспонденты помогут украсить книгу фотографиями, а все остальные участники экспедиции станут настоящими писателями. И назовём книгу… ( Варианты ответов детей).
Начальник экспедиции: Много интересного и поучительного было в нашей экспедиции. А теперь пришло время провести прессконференцию.
( Все участники экспедиции устраиваются вокруг костра).
Секретарь пресс – центра: Уважаемые гости! Научные сотрудники! Участники экспедиции! Мы открываем прессконференцию по итогам научной экспедиции в весенний лес. Сегодня наша экспедиция доказала, что весна наступила и природа проснулась. Мы совершили открытия, получили заряд бодрости, хорошего настроения. Мы сделали главный вывод, что лес – наш друг, его надо любить и беречь, с ним надо считаться. В лесу, как и везде, есть свои правила, которые необходимо выполнять. А сейчас слово предоставляется журналистам.
( Дети в роли журналистов задают вопросы участникам и гостям экспедиции).
Начальник экспедиции: Наша прессконференция окончена. Все участники экспедиции прощаются с весенним лесом и оставляют таблицы с правилами поведения в лесу для тех, кто придёт сюда. Тем самым мы окажем первую помощь лесу. Любите лес, берегите его! До свидания, до новых встреч!