Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
Приключения гномов в лесу
Александрова Маргарита Эдуардовна
(лексическая тема: «Дикие животные»)
(с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий, элементов ТРИЗ)
Образовательные задачи:
- Закрепить представления детей о диких животных; уточнить знания о том, чем питаются животные, где живут, знать названия детёнышей.
- Упражнять в умении употреблять в речи предлоги «в» « под».
- Упражнять в умении употреблять существительные в творительном падеже.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать координацию движений и общую моторику.
- Развивать синхронность движений глаз и ведущей руки, а так же укреплять межфункциональные связи.
- Развивать речевой слух и фонематическое восприятие.
- Развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление.
Воспитательные задачи:
- Формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
- Воспитывать у детей потребность в общении с природой, умение правильно вести себя на лоне природы.
Оборудование:
Демонстрационный материал — иллюстрации с изображением диких животных и их детёнышей, изображения жилищ диких животных ( нора, дупло, логово, берлога, кусты), плоскостные изображения гномов с разной мимикой, картинки с изображением угощений для животных.
Два колокольчика, корзинка, маска - шапочка зайца, магнитофон с диском, фланелеграф, панно.
Раздаточный материал — плоскостные изображения морковок, кружки разного цвета.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, когда я шла сегодня в детский сад, то услышала звон хрустальных колокольчиков. Вдруг, неизвестно откуда, появились маленькие озорные человечки в красных колпачках и мягких сапожках, которые не оставляли следов и не создавали шума. Как вы думаете, кто это? (ответы детей)
Воспитатель:
- Да, это гномы — лесные человечки. А где живут гномы? ( ответы детей). Гномы могут появляться где им вздумается, и долго оставаться незамеченными, пока все люди занимаются своими делами. Когда наступает ночь, они начинают хозяйничать повсюду. Вы хотите их сегодня увидеть? (ответы детей).
- Тогда закрывайте глазки, а я позвоню в колокольчик, может они и появятся.( воспитатель звонит в колокольчик и выставляет на фланелеграфе картинки гномов)
- Ребята давайте поздороваемся с гномиками( дети здороваются). Ребята посмотрите, какие у гномиков лица? (ответы детей). Правильно грустные, печальные, а давайте мы покажем какое у них выражение лица ( дети мимикой изображают на лице грусть).
- Вы знаете, ребята, гномики так заигрались в лесу и навели там такой беспорядок, а как его исправить не знают. Давайте отправимся все вместе в лес и поможем всё исправить.
2. Основная часть
Воспитатель:
- Ну-ка дети собирайтесь в лес дремучий отправляйтесь
( речь с движением «В лес пойдём»)
По дороге мы пойдём (маршируют друг за другом)
Снег, метели нипочём (имитация подметания снега)
В морозный день идти не лень (руки вверх)
Мы сугробы перепрыгнем (прыжок вверх)
Под корягой проползём (шаги в полуприседе)
А под елью отдохнём (дети ложатся на ковёр, закрывают глаза)
Полежим отдохнём (звучит музыкальный фрагмент из альбома Вивальди «Времена года»
1 -2 минуты)
Полежим отдохнём
Глазки откроем встанем
И дальше мы пойдём ( маршируют на месте)
Воспитатель:
- Ребята, мы вошли в лес. Послушайте сколько разных звуков (фонограмма « Звуки леса») Скажите какие звуки вы услышали? Давайте их поймаем. ( Д/и « Поймай звук»). В одну ладошку- ловим один звук, два звука в две ладошки. ( Воспитатель произносит звуки: А, У, УХ, Ох и тд.)
- Идём дальше. Посмотрите, всё ли здесь в порядке? Давайте поможем животным найти свой домик ( На панно перепутанные картинки — медведь под кустом, белка в норе, лиса в дупле, заяц в берлоге). Д/и « Найди свой домик», игра сопровождается построением предложений с предлогами: в, под.( Белка живёт в дупле…)
- Вот теперь все животные довольны, что нашли свои домики. А мы их сейчас будем угощать. Д/и « Накорми животное». ( На столе разложены муляжи угощений для животных- морковка, орехи, ягоды...) Чем питается заяц? ( корой деревьев, травой, морковкой….).
Давайте выберем для него угощение.
( Гимнастика для глаз « Морковка для зайки». Установка для детей — голову держим прямо, двигаются только глаза.)
Мы морковку в ручку взяли,
С ней немножко поиграли,
Вверх морковку подними ( взгляд вверх)
На неё ты посмотрите
Вверх и вниз и вправо — влево.
Ай -да заинька умелый!
Глазками моргает, ( моргание и закрывание глаз)
Глазки закрывает,
Зайчики морковки взяли, (открыть глаза)
С ними весело плясали.
- Зайчата рады угощению. А нам нужно выбрать лакомство и для других животных. ( Дети выбирают угощение для каждого животного ).
- Ребята , посмотрите, наши гномики не только перепутали жилища животных , но и распугали их детёнышей. ( На панно изображение детёнышей. )
- Давайте поможем найти мамам своего детёныша. Д/и « У кого, кто ?» ( У лисы детёныши лисята… и т.д.)
- Детёныши очень обрадовались , что вернулись к своим родителям и хотят поиграть. Д/и игра « Кто позвал?» - Кто будет зайкой ( выбирается водящий, на него надевают маску - шапку зайца. Дети идут по кругу и произносят слова: « Скок-скок угадай чей голосок?» Водящий с закрытыми глазами отгадывает, кто из детей сказал слово « зайка»).
- С животными мы поиграли, беспорядок в лесу исправили, теперь нам можно и с гномиками поиграть они больше не будут обижать животных.
Пальчиковая игра «Гномики».
Все мы знаем, все мы верим, (сжимают кулачки)
Есть на свете чудный терем. ( из ладоней делают крышу)
В теремочке том лесном
Гномы обитают в нём (окошечко)
С Белоснежкой они дружат, (сцепить крепко руки)
Ищут клад в лесной глуши ( поглаживание ладоней)
Наши гномы — малыши ( окошечко)
- А где же Белоснежка, чем она так занята? Как вы думаете? ( ответы детей).
Белоснежка очень любит сказки. И сейчас мы расскажем Белоснежке сказку о лесных жителях, которым мы сегодня помогли.
Детям раздаются разноцветные кружки , все по цепочке придумывают предложения, которые связываются в единую сказку.
Вот и закончилась наша сказка, посмотрите кто к нам пришёл ( выходит Белоснежка — заранее подготовленный ребёнок).
Белоснежка:
- Спасибо вам ребята за такую замечательную сказку, и за то что помогли лесным жителям. Гномикам стало очень стыдно за свои проказы, они больше не будут обижать животных. А я для вас приготовила интересные раскраски, на них изображены животные, которым вы сегодня помогли ( всем детям раздаются листы с контуром животного для раскрашивания).
Воспитатель:
- Посмотрите на лица наших гномиков, что изменилось?( ответы детей). Правильно они улыбаются. Давайте и мы улыбнёмся гномикам( Дети улыбаются, изображая радость на лице). А нам пора возращаться в детский сад.
Белоснежка:
- Я вам помогу, закройте глаза , а я произнесу волшебные слова, которые вас перенесут в детский сад ( произносит волшебные слова).
3. Итог занятия
Воспитатель:
Вот мы и вернулись в наш детский сад. Вам понравилось прогулка?
А где мы сегодня побывали?
Кому мы сегодня помогли?
Какие игры вам понравились?
Понравились вам подарки Белоснежки? У кого какая раскраска ?
Сейчас мы с вами отдохнём и затем можем раскрасить наши картинки, которые вам подарила Белоснежка.