Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе
Осень
Программное содержание: Обобщить представления детей об осени: назвать приметы осени, знание осенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы осенью. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине. Задачи: Образовательные: Учить называть приметы осени, знать названия осенних месяцев. Расширить словарный запас по теме “осень”. Развивающие: Развивать связную речь. Развивать артикуляционную моторику и мимические мышцы лица. Стимулировать мыслительную и речевую активность детей. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Формировать умения работать в коллективе. Активизация словаря: Осень, осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Приметы осени: становится холоднее, осыпается листва , меняется погода. Солнце, непогода,перелётные птицы. Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о осени; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок осень встречал”. Оборудование: картина “Осень”, макеты осенних листьев. Магнитофон, диск с релаксационной музыкой. Костюмы (или шапочки) зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок, зонтик. Ход образовательной деятельности: 1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! - Как красиво у вас на площадке! ! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно) - Давайте вспомним названия осенних месяцев. (если возникают затруднения, помогаю наводящими вопросами) - Молодцы! Знаете. - Ребята, а лето с осенью не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы) ,Давайте проверим. Лето ушло, а осень- …- пришла. Летом тепло, жарко, а осенью - (Ответы детей) Летом солнце высоко над горизонтом, а осенью ? (Ответы детей). Летом дождей мало, а осенью (Ответы детей) Летом дни длинные, светлые, а осенью? (Ответы детей) - Всё правильно, молодцы. 2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Осень”. - Ребята, внимательно посмотрите на картину. - А теперь ответьте на мои вопросы: - Какое время года изображено на картине? - Как вы догадались? По каким признакам? – -Давайте рассмотрим небо, тучи какие?. - А что такое красивое, разноцветное лежит на траве? Листики с деревьев срывает ветерок, Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания). - Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш 3. Физкультминутка Вот и осень наступила, Посмотрите, как красиво Листья всюду шелестят, и летят, летят, летят Соберем с вами листочки, посидим мы на пенечке Солнцу мило улыбнемся, дружно за руки возьмемся Побежим мы по дорожке, поднимая выше ножки Покружимся, полетаем, дружно все поприседаем Вот и все, пора вставать, нужно снова нам шагать. 4»Колобок пришел в гости». Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи. - Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? Колобок: Здравствуйте дети! Вы ждете осень в гости? Как хорошо, осень такая красивая! Катился я по лесу, встретил зайку Ну, слушайте загадку от зайца: Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это...» (осень) А еще я встретил волка, слушайте загадку от волка: Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто... (листопад) А еще ребята, я встретил медведя, он вам тоже приготовил загадку! Ветер тучу позовет, Туча по небу плывет. И поверх садов и рощ Моросит холодный... (дождь) Когда колобок уже подходил к садику, он встретил лису, отгадайте загадку от лисички Осенью он часто нужен - Если лупит дождь по лужам, Если небо в черных тучах, Он для нас помощник лучший. Над собой его раскрой И навес себе устрой! (Зонтик) -молодцы ребята, все загадки отгадали, а теперь , давайте поиграем Дидактическая игра « С какого дерева лист? » Задачи: совершенствоватьумение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание,наблюдательность,память,воображение. Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев. Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево Примечание:игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме. Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Осень? А ведь осень то уже наступилаВот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! 5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала. - Дети, о каком времени года мы говорили сегодня? - Какие осенние месяцы вы теперь знаете? - Какие признаки осени вы теперь знаете? - Молодцы, все сегодня хорошо поработали!