Физическафя готовность детей к обучению в школе
Коротаева Ирина Александровна,
ГБОУ СОШ №134 имен Сергея Дудко
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, нередко требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Для того, чтобы этот период был для ребенка как можно менее болезненным (легкая адаптация), его нужно готовить к поступлению в школу заблаговременно. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и хорошим физическим и психическим здоровьем, был развит соответственно возрасту по всем показателям (Т.А. Котова, А.Ю. Аношкин, 2004).
Поступление ребенка в школу связано с процессом адаптации, ведь это серьезный шаг в жизни ребенка, можно сказать переломный. У ребенок в этот период происходит смена ведущей деятельности, из сюжетно - ролевой игры он переходит к учебной. От того, как сложится начальное обучение в школе, зависит последующая успеваемость обучения в школе, его отношение к школе, отношения в семье и дальнейшее благополучие во взрослой жизни. Если школьник плохо учиться, это отрицательно сказывается на отношениях со сверстниками или в семьей.
Многие родители полагают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности, поэтому они уделяют максимум времени на развитие памяти, внимания и мышления ребенка. Далеко не все предполагают формирования необходимых качеств, для обучения в школе. Но для успеха ребенка в школе, важна не только его умственная, но так же и физическая готовность.
Физическая готовность ребенка к школе - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. Можно назвать это «запасом прочности» организма, адаптивным ресурсом, который позволяет ребенку даже при значительном увеличении нагрузок чувствовать себя хорошо.
Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые дети не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.
Поэтому, если целенаправленно не проводить работу по формированию физической готовности детей к обучению в школе, то это приведет только к еще большему ухудшению состояния здоровья детей, снижению их функциональных возможностей и, как следствие, - к обострению проблемы «школьной зрелости».
Физическая готовность традиционно отслеживается медицинскими работниками. Именно отслеживается, а не формируется. Поэтому исследователи этой проблемы (С.О. Филиппова, 1999; И.К. Спирина, 2000; В.А. Якименко, 2007 и др.) акцентируют внимание на том, что ответственность за сформированность или несформированность физической готовности к школе лежит на родителях каждого дошкольника и на педагогах дошкольных учреждений.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. У ребенка должен быть сформирован интерес к занятиям физическими упражнениями, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.
Основой физической готовности детей к школе является высокий уровень их физической подготовленности. В этой связи, анализировались результаты тестирования развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста: челночный бег (6 х 5м), подьем туловища из положения лежа на спине в сед (за 30 с), прыжок в длину с места. Оценка результатов проводилась на основе рекомендаций по балльной оценке результатов тестирования, представленных в работе Н.Л. Петренкиной (2004).
Исследование проводилось в 2014-2015 уч. году. В нем участвовало 24 дошкольника. Полученные результаты были разделили нами на 3 уровня: высокий (13-15 баллов), средний (9-12 баллов) и низкий (6-8 баллов).
Анализ результатов показал следующее. Ни у кого из обследованных детей не было выявлено низкого уровня развития физических качеств. Это свидетельствует о том, что педагоги дошкольного учреждения уделяют внимание физическому развитию ребенка, проверяют прирост физических качеств на протяжении обучения в дошкольном учреждении. Высокий уровень показали 25% детей. Эти дети чаще остальных посещали дошкольное учреждений. Средний уровень, соответственно, был зафиксирован у 75% детей.
К сожалению, сегодня наблюдается различное отношение к физической и интеллектуальной готовности к школе у учителей, обучающих первоклассников и родителей. Родители ориентируются в первую очередь на требования школы к выпускнику из дошкольного учреждения. И если при поступлении в школу физическая готовность никак не оценивается, а состояние здоровья не принимается во внимание, то и на дошкольном этапе не только для воспитателей, но и для родителей эти аспекты отходят на второй план.
Литература
- Котова Т.А. , Аношкин А.Ю. Сохранение и укрепление здоровья ребенка в дошкольном учреждении и начальной школе. // Социально- педагогическая деятельность по защите дошкольного детства: сб. науч. статей. — Балашов: Николаев, 2004. - 112 с.
- Петренкина H.JJ. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб, 2004. - 22 с.
- Спирина И.К. Методика формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе: дис.... канд. пед. наук.— Волгоград, 2000. - 197 с.
- Филиппова С.О. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. - 1999. - №4. - С. 34-36.
5.Якименко В.А. Педагогические условия формирования физической готовности старших дошкольников к обучению в школе: автореф. дис. канд. пед. наук. — Калининград, 2007. - 18 с.