Что такое ЛФК? Зачем? Как?
Швыряев Дмитрий Юрьевич
Лечебно-профилактической физкультурой называется комплекс физических упражнений для корректировки или профилактики отклонений развития опорно-двигательного аппарата. Оптимальная двигательная активность положительно влияет на рост костно-мышечной системы ребенка, а положительный настрой улучшает его психо-эмоциональное состояние.
Поскольку у детей этого возраста еще недостаточно развита мускулатура, связочный аппарат и координация движений, наша задача – в образно-игровой форме привлечь ребенка к активному двигательному процессу. На занятиях, проводимых в форме игры в сказку, дети воплощаются в различных персонажей , которые выполняют различные действия, физические упражнения. Это расширяет физические возможности ребенка, его кругозор, интеллект, раскрепощает его психику.
Большое внимание в программе всего физического воспитания уделено положительной эмоциональной атмосфере во время занятия. Это достигается подбором соответствующего музыкального сопровождения к бегу, к разминкам, заучиванием движений в стихотворной форме, разнообразием занятий как по форме, так и по содержанию.
Лечебно-профилактической физкультурой называется комплекс физических упражнений для корректировки или профилактики отклонений развития опорно-двигательного аппарата. Оптимальная двигательная активность положительно влияет на рост костно-мышечной системы ребенка, а положительный настрой улучшает его психо-эмоциональное состояние.
Ограничение двигательной активности ребенка негативно сказывается на нервной , эндокринной и медиаторной системах в целом, влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.
Психика ребенка, особенно в младшем (до 5 лет) возрасте устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать потому что ему это нравится.
Именно поэтому мы представляем адаптированные, измененные в виде игры, упражнения по профилактике и оздоровлению опорно-двигательного аппарата.
Поскольку у 4-х летнего ребенка двигательная активность характеризуется уже более высоким уровнем самостоятельности, координации и осознанности, поэтому на занятиях лечебной гимнастикой дети знакомятся со строением своего тела, некоторыми его внутренними органами. Также детям даются упражнения для укрепления дыхательных мышц и носоглотки, глазных мышц и проводится самомассаж стопы.
В комплексы ЛФК включены динамические упражнения для укрепления мышц шеи, брюшного пресса, спины, развития плечевого пояса, укрепления связок голеностопа, лучезапястного и локтевого суставов.
Лечебно-профилактической физкультурой называется комплекс физических упражнений для корректировки или профилактики отклонений развития опорно-двигательного аппарата. Оптимальная двигательная активность положительно влияет на рост костно-мышечной системы ребенка, а положительный настрой улучшает его психо-эмоциональное состояние.
Ограничение двигательной активности ребенка негативно сказывается на нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой системах в целом, влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.
Чаще всего нарушение осанки имеет функциональный характер, и заниматься лечением нарушений осанки необходимо прямо сейчас, а закончить можно будет не раньше, чем прекратится рост и формирование скелета , т.е. к 18-20 годам.
При нарушениях осанки лечебная физкультура последовательно решает задачи:
-выработка навыка правильной осанки;
-укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы и сердца;
-тренировка ослабленных мышц;
-расслабление и растягивание мышц находящихся в тонусе.
Для занятий мы представляем адаптированные, измененные в виде игры, упражнения по профилактике и оздоровлению опорно-двигательного аппарата. При занятиях в группах дух соревнования в компании сверстников помогает выработать мотивацию к исправлению осанки.
Чаще всего нарушения осанки у дошкольников вызваны не ортопедическими или обменными заболеваниями, а плохим физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки. Такие нарушения еще не являются признаком болезни позвоночника, а имеют функциональный характер.
Однако функциональные нарушения осанки никогда не проходят сами по себе и всегда рано или поздно приводят к органическим изменениям. Функциональные нарушения относительно легко поддаются коррекции. Органические изменения лечатся долго и сложно в специализированных медучреждениях, а хорошим результатом лечения часто считается прекращение прогрессирования болезни.
Начинать заниматься лечением нарушений осанки необходимо с раннего возраста, пока еще функциональные изменения не переросли в органические , и физкультура из профилактической не переродилась в специализированную.
В садах- гимназиях компании CLS эти проблемы детей и их родителей решаются комплексно. Для детей разрабатывается оптимальный режим двигательной и умственной активности, перемежающийся с достаточным отдыхом в сочетании с полноценным питанием и занятиями по интересам. В садах-гимназиях ежедневно проводятся физкультурные занятия различные как по форме, так и по содержанию.
Обычная продолжительность ежедневных занятий около 30 минут, в зависимости от возрастной группы. Занятие состоит из трех обязательных частей—вводной (разминки), основной и заключительной части. В основной части занятия выполняется в среднем около 10 упражнений, повторяющихся от 3 до 6 раз. По мере развития физической подготовки детей, в занятия вводятся новые, более сложные упражнения, увеличиваются темп и амплитуда движений или время удержания статической позы, включаются упражнения с предметами, грузом или партнером .
Лечебно-профилактической физкультурой называется комплекс физических упражнений для корректировки или профилактики отклонений развития опорно-двигательного аппарата.
Ограничение двигательной активности ребенка негативно сказывается на нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой системах в целом, влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.
Оптимальная двигательная активность положительно влияет на рост костно-мышечной системы ребенка, а положительный настрой улучшает его психо-эмоциональное состояние.
При нарушениях осанки лечебная физкультура последовательно решает задачи:
-выработка навыка правильной осанки;
-профилактика плоскостопия;
-укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы и сердца;
-тренировка ослабленных мышц;
-расслабление и растягивание мышц, находящихся в тонусе.
Для занятий мы представляем адаптированные, измененные в виде игры, комплексы упражнений.
Обычная продолжительность занятий до 30 минут, в зависимости от возрастной группы.
Вывод : Положительные стороны ЛФК
Лечебная физкультура не просто заставляет больше двигаться, но и играет развивающую роль. Выполняя упражнения, ребенок познает окружающий мир, учится соотносить себя с ним.
Занятия способствуют:
Гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата
Правильному формированию осанки и ее коррекции
Укреплению мышц
Специальные упражнения развивают силу и выносливость, улучшают координацию движений.
К положительным сторонам ЛФК также относят возможности для:
Укрепления иммунитета
Снижения восприимчивости организма к возбудителям различных заболеваний
Быстрой адаптации к школьным нагрузкам
Нормализации работы организма
Улучшения аппетита и сна
Важно! Комплекс упражнений всегда подбирается индивидуально и только специалистом!
Разновидности упражнений
Лечебная физкультура для детей – не простой комплекс гимнастики. К ЛФК можно отнести любой активный отдых. Занятия нередко проходят в игровой форме. Это обусловлено высокой эффективностью комплексов и тем, что они интересны для малышей и формируют устойчивую мотивацию.
Все упражнения делятся на 2 группы:
Общие. Они применяются для укрепления организма
Специальные. Такие упражнения направлены на улучшение работы конкретной системы. ЛФК при переломах, например, позволяет быстро восстановить подвижность и стимулирует ускоренные процессы заживления. Проводятся занятия при плоскостопии и иных патологиях
Упражнения могут быть:Активными,Пассивными,,Дыхательными,Растягивающими,Расслабляющими Координационными и др.
Пассивные занятия актуальны для младенцев, которые не могут заниматься гимнастикой самостоятельно. Все действия (сгибания, разгибания и др.) выполняет специалист.
Противопоказания для ЛФК
Лечебная физкультура для детей не проводится при:
Злокачественных образованиях
Частых кровотечениях
Патологиях в острой форме
Пороке сердца и нарушении его ритма
Высокой температуре
Прервать занятия или временно отказаться от их начала следует даже при обычной простуде у ребенка.
Обо всех противопоказаниях расскажет врач. Он же определит, можно ли вашему ребенку заниматься именно сейчас или лучше отложить гимнастику на определенный срок.
Особенности детской ЛФК
Лечебная физкультура для детей имеет следующие особенности:
Проводится преимущественно в игровой форме
Включает упражнения, соответствующие возрасту занимающихся, уровню их физического развития и состоянию психики
Направлена на развитие всех систем и органов, позволяет нормализовать работу сердца и сосудов, укрепить иммунитет, улучшить осанку и др.
Решение о занятиях принимают родители. Врач может лишь порекомендовать ребенку ЛФК.
Некоторые правила при занятиях ЛФК
Занятия проводятся:
Только после посещения врача и обследования. При тяжелых патологиях опорно-двигательного аппарата, например, только лечебной физкультуры недостаточно. Ребенку обязательно будет назначена и другая терапия (прием лекарственных препаратов, физиолечение и др.)
Опытными специалистами. Они обязательно оценивают состояние ребенка
С постепенным увеличением нагрузки и контролем. Специалист следит за тем, чтобы упражнения не стали причиной выраженного дискомфорта и боли
В хорошо проветриваемых помещениях
С обязательным включением дыхательных и расслабляющих упражнений, разминкой
Курсом. Его длительность определяется заранее и только врачом. При необходимости курс можно повторять несколько раз в течение года
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дубровский В.И. и Готовцев П.И. «Самоконтроль при занятиях физической культуры», - М.: Физкультура и спорт, 1984г.
2. Дубровский В.И. и Дубровский Н.М. «Практическое пособие по массажу», - М.: Шаг, 1993г.
3. Дубровский В.И. «Лечебный массаж», - М.: Медицина, 1995г.
4. Мошков В.Н. «Общие основы физической культуры», - М.: Медицина, 1993г.
5. Дубровский В.И. «Лечебная физическая культура», - М.: Владос, 2004г.
Поскольку у детей этого возраста еще недостаточно развита мускулатура, связочный аппарат и координация движений, наша задача – в образно-игровой форме привлечь ребенка к активному двигательному процессу. На занятиях, проводимых в форме игры в сказку, дети воплощаются в различных персонажей , которые выполняют различные действия, физические упражнения. Это расширяет физические возможности ребенка, его кругозор, интеллект, раскрепощает его психику.
Большое внимание в программе всего физического воспитания уделено положительной эмоциональной атмосфере во время занятия. Это достигается подбором соответствующего музыкального сопровождения к бегу, к разминкам, заучиванием движений в стихотворной форме, разнообразием занятий как по форме, так и по содержанию.
Лечебно-профилактической физкультурой называется комплекс физических упражнений для корректировки или профилактики отклонений развития опорно-двигательного аппарата. Оптимальная двигательная активность положительно влияет на рост костно-мышечной системы ребенка, а положительный настрой улучшает его психо-эмоциональное состояние.
Ограничение двигательной активности ребенка негативно сказывается на нервной , эндокринной и медиаторной системах в целом, влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.
Психика ребенка, особенно в младшем (до 5 лет) возрасте устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать потому что ему это нравится.
Именно поэтому мы представляем адаптированные, измененные в виде игры, упражнения по профилактике и оздоровлению опорно-двигательного аппарата.
Поскольку у 4-х летнего ребенка двигательная активность характеризуется уже более высоким уровнем самостоятельности, координации и осознанности, поэтому на занятиях лечебной гимнастикой дети знакомятся со строением своего тела, некоторыми его внутренними органами. Также детям даются упражнения для укрепления дыхательных мышц и носоглотки, глазных мышц и проводится самомассаж стопы.
В комплексы ЛФК включены динамические упражнения для укрепления мышц шеи, брюшного пресса, спины, развития плечевого пояса, укрепления связок голеностопа, лучезапястного и локтевого суставов.
Лечебно-профилактической физкультурой называется комплекс физических упражнений для корректировки или профилактики отклонений развития опорно-двигательного аппарата. Оптимальная двигательная активность положительно влияет на рост костно-мышечной системы ребенка, а положительный настрой улучшает его психо-эмоциональное состояние.
Ограничение двигательной активности ребенка негативно сказывается на нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой системах в целом, влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.
Чаще всего нарушение осанки имеет функциональный характер, и заниматься лечением нарушений осанки необходимо прямо сейчас, а закончить можно будет не раньше, чем прекратится рост и формирование скелета , т.е. к 18-20 годам.
При нарушениях осанки лечебная физкультура последовательно решает задачи:
-выработка навыка правильной осанки;
-укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы и сердца;
-тренировка ослабленных мышц;
-расслабление и растягивание мышц находящихся в тонусе.
Для занятий мы представляем адаптированные, измененные в виде игры, упражнения по профилактике и оздоровлению опорно-двигательного аппарата. При занятиях в группах дух соревнования в компании сверстников помогает выработать мотивацию к исправлению осанки.
Чаще всего нарушения осанки у дошкольников вызваны не ортопедическими или обменными заболеваниями, а плохим физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки. Такие нарушения еще не являются признаком болезни позвоночника, а имеют функциональный характер.
Однако функциональные нарушения осанки никогда не проходят сами по себе и всегда рано или поздно приводят к органическим изменениям. Функциональные нарушения относительно легко поддаются коррекции. Органические изменения лечатся долго и сложно в специализированных медучреждениях, а хорошим результатом лечения часто считается прекращение прогрессирования болезни.
Начинать заниматься лечением нарушений осанки необходимо с раннего возраста, пока еще функциональные изменения не переросли в органические , и физкультура из профилактической не переродилась в специализированную.
В садах- гимназиях компании CLS эти проблемы детей и их родителей решаются комплексно. Для детей разрабатывается оптимальный режим двигательной и умственной активности, перемежающийся с достаточным отдыхом в сочетании с полноценным питанием и занятиями по интересам. В садах-гимназиях ежедневно проводятся физкультурные занятия различные как по форме, так и по содержанию.
Обычная продолжительность ежедневных занятий около 30 минут, в зависимости от возрастной группы. Занятие состоит из трех обязательных частей—вводной (разминки), основной и заключительной части. В основной части занятия выполняется в среднем около 10 упражнений, повторяющихся от 3 до 6 раз. По мере развития физической подготовки детей, в занятия вводятся новые, более сложные упражнения, увеличиваются темп и амплитуда движений или время удержания статической позы, включаются упражнения с предметами, грузом или партнером .
Лечебно-профилактической физкультурой называется комплекс физических упражнений для корректировки или профилактики отклонений развития опорно-двигательного аппарата.
Ограничение двигательной активности ребенка негативно сказывается на нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой системах в целом, влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.
Оптимальная двигательная активность положительно влияет на рост костно-мышечной системы ребенка, а положительный настрой улучшает его психо-эмоциональное состояние.
При нарушениях осанки лечебная физкультура последовательно решает задачи:
-выработка навыка правильной осанки;
-профилактика плоскостопия;
-укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы и сердца;
-тренировка ослабленных мышц;
-расслабление и растягивание мышц, находящихся в тонусе.
Для занятий мы представляем адаптированные, измененные в виде игры, комплексы упражнений.
Обычная продолжительность занятий до 30 минут, в зависимости от возрастной группы.
Вывод : Положительные стороны ЛФК
Лечебная физкультура не просто заставляет больше двигаться, но и играет развивающую роль. Выполняя упражнения, ребенок познает окружающий мир, учится соотносить себя с ним.
Занятия способствуют:
Гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата
Правильному формированию осанки и ее коррекции
Укреплению мышц
Специальные упражнения развивают силу и выносливость, улучшают координацию движений.
К положительным сторонам ЛФК также относят возможности для:
Укрепления иммунитета
Снижения восприимчивости организма к возбудителям различных заболеваний
Быстрой адаптации к школьным нагрузкам
Нормализации работы организма
Улучшения аппетита и сна
Важно! Комплекс упражнений всегда подбирается индивидуально и только специалистом!
Разновидности упражнений
Лечебная физкультура для детей – не простой комплекс гимнастики. К ЛФК можно отнести любой активный отдых. Занятия нередко проходят в игровой форме. Это обусловлено высокой эффективностью комплексов и тем, что они интересны для малышей и формируют устойчивую мотивацию.
Все упражнения делятся на 2 группы:
Общие. Они применяются для укрепления организма
Специальные. Такие упражнения направлены на улучшение работы конкретной системы. ЛФК при переломах, например, позволяет быстро восстановить подвижность и стимулирует ускоренные процессы заживления. Проводятся занятия при плоскостопии и иных патологиях
Упражнения могут быть:Активными,Пассивными,,Дыхательными,Растягивающими,Расслабляющими Координационными и др.
Пассивные занятия актуальны для младенцев, которые не могут заниматься гимнастикой самостоятельно. Все действия (сгибания, разгибания и др.) выполняет специалист.
Противопоказания для ЛФК
Лечебная физкультура для детей не проводится при:
Злокачественных образованиях
Частых кровотечениях
Патологиях в острой форме
Пороке сердца и нарушении его ритма
Высокой температуре
Прервать занятия или временно отказаться от их начала следует даже при обычной простуде у ребенка.
Обо всех противопоказаниях расскажет врач. Он же определит, можно ли вашему ребенку заниматься именно сейчас или лучше отложить гимнастику на определенный срок.
Особенности детской ЛФК
Лечебная физкультура для детей имеет следующие особенности:
Проводится преимущественно в игровой форме
Включает упражнения, соответствующие возрасту занимающихся, уровню их физического развития и состоянию психики
Направлена на развитие всех систем и органов, позволяет нормализовать работу сердца и сосудов, укрепить иммунитет, улучшить осанку и др.
Решение о занятиях принимают родители. Врач может лишь порекомендовать ребенку ЛФК.
Некоторые правила при занятиях ЛФК
Занятия проводятся:
Только после посещения врача и обследования. При тяжелых патологиях опорно-двигательного аппарата, например, только лечебной физкультуры недостаточно. Ребенку обязательно будет назначена и другая терапия (прием лекарственных препаратов, физиолечение и др.)
Опытными специалистами. Они обязательно оценивают состояние ребенка
С постепенным увеличением нагрузки и контролем. Специалист следит за тем, чтобы упражнения не стали причиной выраженного дискомфорта и боли
В хорошо проветриваемых помещениях
С обязательным включением дыхательных и расслабляющих упражнений, разминкой
Курсом. Его длительность определяется заранее и только врачом. При необходимости курс можно повторять несколько раз в течение года
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дубровский В.И. и Готовцев П.И. «Самоконтроль при занятиях физической культуры», - М.: Физкультура и спорт, 1984г.
2. Дубровский В.И. и Дубровский Н.М. «Практическое пособие по массажу», - М.: Шаг, 1993г.
3. Дубровский В.И. «Лечебный массаж», - М.: Медицина, 1995г.
4. Мошков В.Н. «Общие основы физической культуры», - М.: Медицина, 1993г.
5. Дубровский В.И. «Лечебная физическая культура», - М.: Владос, 2004г.