Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Анализ и самоанализ урока

Загерс Антон Валдисович

В основе творческого труда учителя лежит умение планировать и анализировать свою педагогическую деятельность. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.
В ходе многолетних изысканий в построении урока, пришли к выводу, что урок в процессе планирования и организации должен обязательно отвечать на вопросы:
-«какие данные внутри классной диагностики (ВКД) имею, подходя к планированию урока?;
-«какие результаты предполагаю получить, исходя из результативности предыдущего урока и психолого-педагогической диагностики класса?»,
-«что могу сделать для коррекции знаний учащихся?»,
-«как помочь детям успешно усвоить новый материал?»,
-«почему?», «зачем?», «с какой целью?» использую те или иные виды дифференцированных упражнений, заданий, методы, формы, приемы, помогающие решить поставленные цели и задачи;
-«какие результаты получились и почему?» (исходя из результативности данного урока и психолого-педагогической диагностики класса),
-«какие ближайшие задачи, цели поставил урок по усвоению новых знаний и коррекции имеющихся?».
Имея на вооружении эту диагностику, учитель подойдет к планированию и самоанализу урока осознанно, а самоанализ не превратиться в хаотичное перечисление видов упражнений, форм, методов, приемов работы на уроке, а станет логически выстроенной моделью. Наконец, диагностика поможет педагогу осуществить коррекцию своих действий и действий обучающихся.
Самоанализ урока - Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Типы анализа урока
1) краткий (оценочный) анализ;
2) структурный (поэтапный) анализ;
3) системный анализ;
4) полный анализ;
5) структурно-временной анализ;
6) комбинированный анализ;
7) психологический анализ;
9) Комплексный анализ;
10) аспектный анализ.
1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
Научный руководитель проекта «Перспективная начальная школа» Р.Г. Чуракова считает целесообразным проведение аспектного анализа урока как еди­ного целого под определенным углом зрения, зависящим от концептуальных основ системы учебников. При этом имеется возможность полного анализа урока, когда рассматривается несколько аспектов, включающих задачи, со­держание, технологию, санитарно-гигиенические условия и результативность урока.
По мнению Р.Г. Чураковой, аспектами анализа урока в начальной школе могут быть цели (задачи) урока, основное содержание, формы обучения, самостоятельная работа учащихся, практическая направленность урока, его структура, результативность с точки зрения внедрения в учебный процесс ФГОС.
Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Уровни самоанализа урока

 

  • Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
  • 2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
  • 3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
  • 4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Анализ урока может быть построен по этапам или от задач, которые он решает, а также носить проблемный характер.
Цели анализа урока:
  1. Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.
  2. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.
  3. Инструктирование педагога.
  4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.
  5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.
  6. Выявление системы работы учителя и др
Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).
Цели самоанализа урока:
Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества:
Без самоанализа невозможно:
  1. построить целостную систему обучения;
  2. повысить мастерство, развить творческие способности;
  3. обобщить передовой педагогический опыт;
  4. сократить затраты времени на техническую работу;
  5. обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.
Формы разбора урока могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, такая схема:
а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;
б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;
в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;
г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;
д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.
Основные требования к анализу урока учителем:
цель и задача анализа темы;
знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
выполнение намеченных задач урока;
оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
намечаемые меры по устранению недостатков.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при анализе урока:
а) особенности темы;
б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков;
в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников;
г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
Правила проведения анализа.
  1. Дружественность, доброжелательность. (Правильно ли я вас понял, коллега?)
  2. Ищите в уроке лучшее, а не худшее.
  3. Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам.
  4. Слушайте других, не повторяйтесь. Помните о разнообразии умов.
  5. Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.
  6. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.
  7. Не поучайте учителя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока.
Памятка для самоанализа урока
A. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2 Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3 Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?
1.5 В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?
1.6 Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при под­готовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?
B. Удалось ли:
• решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
• избежать перегрузки и переутомления учащихся;
• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, на­строение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позиций деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения. 
Варианты самоанализа урока
Сам по себе самоанализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства
Спасибо за внимание! Отличных ВАМ уроков!
​Схема самоанализа урока
Класс
Тема урока
Тип урока и его структура.
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. Особенности учащихся, которые были учтены при планировании урока.
3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный аспект), дать оценку успешности ее достижения.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
7. Использование групповых, коллективных и иных форм обучения. Дифференцированный подход в обучении.
8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
9. Психологическая и эмоциональная атмосфера на уроке; стиль общения учителя и учащихся.
10. Уровень подачи домашнего задания.
11. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
12. Наметить перспективы своей деятельности. Самоанализ урока учителем
Самоанализ урока учителем
(по Т.И. Шамовой)
Дать краткую характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
Охарактеризовать тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.
Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.
Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на реальном результате обучения на уроке.
Показать, как другие этапы работали на главный этап.
Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).
Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.
Самоанализ урока учителем
(по Т.М. Куриленко)
Была ли достигнута цель урока?
Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?
Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?
Как использовалось время на уроке? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
Какие были недостатки в ходе урока и почему?
Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?
Карта-схема для самоанализа урока
Школа _________ класс _________предмет _____________Ф.И.О.учителя ___
Тема урока _____________________
Тип урока:
1)       усвоение новых знаний;
2)       формирование ключевых компетенций (умений и навыков);
3)       обобщение и систематизация ЗУНов;
4)       комбинированный.
2.
Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.
Образовательные задачи: усвоение понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков.
Воспитательные задачи: формирование мировоззрения, идейно-политическое, физическое воспитание.
Задачи развития мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи развития воли: целеустремлённость, выдержка, самообладание, сопереживание.
Задачи развития когнитивных способностей (познавательных интересов и способностей).
3.
Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников.
Отношение к учёбе, активность, работоспособность, навыки учебно-познавательной деятельности, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету, трудности в работе с данным классом.
4.
Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности.
Этапы урока:
1)       тема, цели урока;
2)       проверка ЗУНов, дом. задания;
3)       изучение нового материала;
4)       обобщение и систематизация знаний; закрепление;
5)       проверка усвоения материала;
6)       итоги урока;
7)       домашнее задание.
5.
Оценка содержания каждого этапа урока.
Укажите главное, существенно необходимое для решения намеченных задач урока, соответствие содержания требованиям программы, реализацию в содержании урока принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.
6.
Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.
Укажите формы работы (общеклассные, групповые, индивидуальные), используемые на каждом этапе урока. Индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обоснуйте избранные вами комплексы методов:
1)       словесные – рассказ, беседа, объяснение, лекция;
2)       наглядные – иллюстрация, демонстрация;
3)       практические – опыты, упражнения, трудовые задания;
4)       индуктивные и дедуктивные;
5)       репродуктивные или поисковые;
6)       методы самостоятельной работы;
7)       методы стимулирования – познавательные игры, создание ситуации успеха, поощрение и т.д.;
8)       методы контроля и самоконтроля – устного, письменного.
Соответствие дидактической задачи отобранному содержанию
Результативность решения дидактической задачи урока
На этапе актуализации знаний школьники самостоятельно сформулировали основную задачу урока, в процессе изучения нового материала правильно отвечали на вопросы учебника, справились с самостоятельной работой, в конце урока подвели итоги
Содержание урока
Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
Учитель умело вовлекает учеников в работу при объяснении (закреплении, контроле) материала, используя задания, вопросы, иллюстрации учебника
Методы обучения
Соответствие методов обучения решению основной триединой образовательной цели
Изучение материала проводиться не на основе монолога учителя, а на основе бесед, дискуссий, диспутов, исследований; в процессе урока наблюдается активность детей, желание задавать и отвечать на вопросы, самостоятельно находить решения
Формы обучения
  1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.
  2. Целесообразность использования УМК
Сочетание на уроке нескольких форм обучения
Результативность урока
Достижение и решение основной дидактической задачи урока
Учащиеся соотносят результат своей деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание, подводят итоги совместной деятельности
Практическая направленность урока
Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для решения школьникам
Учащиеся безошибочно воспроизводят факты, правила, алгоритмы, владеют терминологией предмета и умело применяют их в практической деятельности
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
  1. Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока.
  2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий).
  3. Взаимопомощь.
При организации самостоятельной работы учитель и наиболее подготовленные ученики оказывают индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам
Структура урока
Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
Соответствие структуры урока его целевому назначению
Санитарно-гигиенические требования
Температурный режим, оснащенность, соответствие классной мебели росту детей, чередование видов деятельности, динамические паузы
Кабинет хорошо проветрен, достаточно света и тепла; учебная деятельность сменяется динамическими паузами.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Цель посещения:
Дата:
Класс, учитель:
Количество учащихся в классе:
Присутствовали на уроке:
Тема урока:
Тип урока:
Дидактическая задача урока:
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
Ведущие аспекты анализа урока1
1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
2.Результативность решения дидактической задачи
Содержание урока
Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
Методы обучения
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Формы обучения
1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.
2. Целесообразность использования предложенных заданий
Результативность урока
Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
Практическая направленность урока
Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
3. Взаимопомощь
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
Формирование ИКТ-компетентности
Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
Структура урока
Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
Педагогический стиль
Соблюдение норм педагогической этики
Гигиенические требования
Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.
Выводы и рекомендации:
Анализ урока может представлять развернутую характеристику деятельности учителя и учащихся. Схематично анализ может быть представлен в виде следующих критериев.
Критерии оценки урока
 
Критерий
Балл
Рекомендации
Диагностичность цели урока,
её конкретизация в задачах,
описание ожидаемого результата
1 б.
1 б.
1 б.
 
Четкость этапов урока,
их соответствие задачам
0,5 б.
0,5 б.
 
Реализация в уроке концептуальных особенностей УМК
1 б.
Конспект отражает созданные учителем учебные ситуации, соответствующие структуре учебной деятельности
1 б.
Учащиеся участвуют в постановке цели урока, планировании работы на уроке
1 б.
На уроке ведется работа по формированию УУД
  • регулятивные УУД
  • познавательные УУД
  • коммуникативные УУД
  • личностные УУД
0,5 б.
0,5 б.
0,5 б.
0,5 б.
Урок формирует умения работы с информацией
1 б.
Урок отражает логичное использование современного оборудования, в том числе цифрового
1 б.
 
Содержание урока опирается на задания учебника /рабочей тетради,
учитель предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам урока
1 б.
1 б.
В конспекте отражены разнообразные формы деятельности детей, включая работу в парах, группах.
1 б.
Контрольно-оценочная деятельность на уроке предполагает активность школьника,
на различных этапах урока используются приемы обучения самоконтролю и самооценке
1 б.
1 б.
Критерии оценки внеурочного занятия Критерий
Балл
Рекомендации
Диагностичность цели занятия,
её конкретизация в задачах,
описание ожидаемого результата
1 б.
1 б.
1 б.
Четкость этапов занятия,их соответствие задачам
0,5 б.
0,5 б.
Внеурочное занятие отражает созданные учителем разнообразные игровые, учебные и иные ситуации,
его форма отличается от урока
1 б.
1 б.
Учащиеся участвуют в постановке цели занятия, планировании работы
1 б.
На занятии ведется работа по формированию УУД, педагог правильно называет формируемые УУД
  • регулятивные УУД
  • познавательные УУД
  • коммуникативные УУД
  • личностные УУД

0,5 б.
0,5 б.
0,5 б.
0,5 б.
Занятие способствует формированию ценностей, в процессе занятия учитываются индивидуальные интересы и потребности обучающегося
1 б.
Занятие отражает логичное использование современного оборудования
1 б.
Содержание занятия включает творческие и исследовательские задания,
ролевые ситуации, импровизацию.педагог предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам занятия
1 б.
1 б.
В ходе занятия отражены разнообразные формы деятельности детей, способствующие формированию сотрудничества, активной позиции, толерантности
1 б.
Обучающиеся включены в ситуации контроля и оценки,
на различных этапах занятия используются приемы обучения рефлексии
1 б.
1 б.
Общая сумма баллов равна 16. Для принятия решения о том, что урок (внеурочное занятие) разработан и проведен в логике системно - деятельностного подхода, учителю (педагогу) нужно набрать не менее 12 баллов. Рекомендуется проведение самоанализа и самооценки учителем (педагогом) проведенного урока (внеурочного занятия). Характеристику урока (внеурочного занятия) и его оценку дает вначале учитель (педагог), затем эксперт. Учитель также может продумать саморекомендации, а затем эксперт представляет свою точку зрения.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»