Подводящие упражнения для обучающихся
плаванию с явно выраженной водобоязнью
Федорова Александра Александровна
Умение плавать- один из самых жизненно важных навыков. Ещё основоположник физического образования в СССР Пётр Францевич Лесгафт в 1952 г. подметил, что прививать навыки в плавании взрослым намного труднее и дольше, нежели детям. Несмотря на то что, взрослея, мы лучше владеем собой, мы теряем ловкость, присущую детству. Ребёнок интуитивен, находчив и, как это ни парадоксально, рационален.Ребёнок, получая свои первые навыки в плавании и усваивая их, опирается на находчивость, являющуюся составной частью ловкости. Он интуитивно находит самый оптимальный способ справиться с поставленной двигательной задачей. И в один прекрасный момент умение плавать проявляется у ребёнка сразу и навсегда.
В настоящее время, во многих школах введён третий урок физической культуры в бассейне (плавание), обучение плаванию стало обязательным разделом физической культуры.
Программа начального обучения плаванию закладывает основы формирования двигательного навыка при плавании. Как правило, весь обучающий курс состоит из 36 часов (при посещении 1 раз в неделю в период с сентября по май), либо из 72 часов
Весь первый месяц уходит на то, чтобы научиться держаться на воде.
Иногда случается и так, что у ребенка слишком велик страх перед водой. Тогда первоначальный этап обучения двигательным навыкам на воде может занять и 2, и 3 месяца, пока ребёнок не преодолеет водобоязнь.
Физиологические и психологические механизмы страха и водобоязни.
Водобоязнь – субъективное проявление опыта ярких болезненных двигательных, физических, интеллектуальных и духовных страданий, сохранившихся на осознанном, бессознательном, разноплановым уровнях предшествующих поколений людей, находившихся на грани жизни и смерти в условиях взаимодействия с водной средой. Люди, страдающие водобоязнью, мучаются от осознания своего неумения плавать, от беспомощного состояния в воде и под водой.
Откуда возникает страх у детей?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить психологический аспект страха. Эмоции и чувства вырабатывались в процессе эволюции как сигнальные функции и выражения к меняющимся условиям окружающей среды и к самому себе. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, и по характеру воздействия на организм стеническими – сопровождающиеся высоким повышением жизнедеятельности; и астеническими – понижение этих процессов.
При возникновении угрозы организму, когда необходимо мобилизировать его энергоресурсы и осуществить готовность к борьбе, возникает феномен стресс. Стресс – напряженность всех внутренних систем и функций, способствующий усиленной деятельности организма для преодоления трудных и опасных условий. Факторы, вызывающие стресс – стрессоры.
Сама водобоязнь включает и чувство вины, проявляясь в снижении или потери самоответственности, социальной значимости, состоянии постоянной тревоги при приближении к воде, ложной вины – боязнь создать сложности в работе тренеру. Дети, страдающие водобоязнью, мнительны и легко внушаемы. Многие из них имеют слабую психику, неуверенность в своих силах. Водобоязнью руководит психологический барьер, мешающий общаться с водой. При обучении нужно учитывать индивидуальные особенности детей, пол, возраст, характер.
Необходимо отметить, что детям, страдающим водобоязнью, не помочь в преодолении этого чувства в раннем возрасте, то будучи взрослыми, страх перед водой еще более усугубится и потребуется много времени и сил, чтобы его ликвидировать.
Чтобы наработать необходимые двигательные навыки и/или приспособить уже имеющиеся двигательные координации используется система подготовительных и подводящих упражнений.
Первые подготавливают (укрепляют или растягивают) костно-мышечный аппарат для выполнения какого-либо элемента. Если у учащегося не готовы мышцы или у него мало гибкости, то он какой-то элемент просто не сделает или, может травмироваться выполняя его. Лишь когда появится достаточно силы и гибкости, можно пробовать выполнять его полностью. Для приобретения нужных качеств, следует использовать части будущего элемента, повторяя их много раз. Для этого сложный элемент разбивают по ключевым точкам на более простые движения.
Подводящие — это те, что подводят ученика к выполнению элемента в облегченных условиях. Для каждого элемента можно набрать десяток и более — в зависимости от фантазии тренера. Чем больше найдет их тренер и отработает, тем быстрее и правильнее ученик выполнит элемент. Пропуск нужного подводящего упражнения значительно удлинит время освоения элемента и приведет к неряшливости и нестабильности. Каждое подводящее упражнение — ступенька к вершине элемента. Нельзя пропускать ступеньки и стараться поскорее сделать весь элемент!
Большая ошибка педагогов состоит в том, что они мало придумывают подводящих упражнений и мало их отрабатывают. А еще большая в том, что подталкивают учеников, говоря им что надо делать, хотя этот “метод” кажется им самым надежным. Но это заблуждение.
Мастерство педагога как раз в том, чтобы отработать все необходимые навыки по отдельности, а потом ученик самостоятельно сложит их в целое в облегченных для выполнения условиях, без страха и напряжения. При формировании группы по обучению плаванию, необходимо определиться с критериями формирования таких групп. Существует несколько вариантов: по уровню подготовленности, по возрасту. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы.
В первом варианте, при формировании групп по уровню подготовленности, дети подбираются разновозрастные, но при этом обладают схожими навыками и умениями. При разновозрастных группах необходимо учитывать максимально допустимые нагрузки для каждого возраста. Такие группы делятся на мини группы по возрасту и одинаковое задание выполняется всеми занимающимися, но при различном проплываемом расстоянии ( дистанции). Существенным плюсом такого варианта является схожий/одинаковый уровень подготовленности.
Второй вариант формирования группы обучения по возрастному критерию. Этот вариант более сложный, так как уровень подготовленности может очень сильно различаться, в таких группах, как правило, выделяются дети с явной водобоязнью и процесс обучения осложняется. Группа делится на мини подгруппы, критерием разделения является уровень подготовленности. Детям, даются разные упражнения с учётом их индивидуальных особенностей и способностей. Особое внимание уделяется детям с водобоязнью, используется дополнительный спортивный плавательный (поддерживающий) инвентарь. Упражнения для детей с водобоязнью упрощаются. Обучение начинается со знакомства с Бассейном, бортиком, поручнем (при наличии). Такие занимающиеся выполняют все упражнения с поднятой головой (не опуская лицо в воду) вдоль неподвижной опоры.
Следующим этапом обучения является знакомство со свойствами воды. Упражнения дополняются подвижными играми, при этом, особое внимание уделяется эмоционально-психологическому состоянию детей с водобоязнью. Важно не забывать о чувстве победы над самим собой - это тот самый элемент, который является залогом успешности преодоления страха перед водой. В одновозрастных группах, но с различным уровнем подготовленности, необходимо проводить дифференцированный выбор упражнений. При этом, необходимо варьировать со сложностью выполняемых упражнений. Не забывать про золотое правило: «от простого к сложному».
При водобоязни (из опыта работы в школьном бассейне), мы определили для себя следующий алгоритм обучения:
1.Упражнения вдоль неподвижной опоры, с дополнительным плавательным поддерживающим инвентарем;
2.Упражнения на работу ног у неподвижной опоры;
3.Упражнения с перемещением вдоль неподвижной опоры с подвижной опорой (нудл);
4.Упражнения с перемещением вдоль неподвижной опоры с подвижной опорой (доска) с различным положением рук;
5.Упражнения на дыхание. Выдохи в воду, опускание лица у неподвижной опоры.
6. Упражнения с перемещением вдоль неподвижной опоры (бортика) с подвижной опорой (доска) в согласовании с дыханием;
7.Проплываемые отрезки увеличиваем от занятия к занятию.
8.Упражнения на удаление от неподвижной опоры. Особое внимание уделяем эмоциональному состоянию занимающихся, предупреждая панику и приступы страха.
В разновозрастных группах, этап освоения с водой, как правило, проходит за 4 недели. В группах же одновозрастных, с различным уровнем подготовленности этот этап значительно дольше и может достигать 3 месяцев.
При начальном обучении, немаловажное значение имеют подводящие упражнения, используемые для обеспечения усвоения двигательного действия. Отрабатываемые до автоматизма упражнения, легче усваиваются в водной среде. Это методы практических упражнений, они так же, как и информационные методы (слова и демонстрации), имеют информационный аспект. Источником информации являются органы чувств занимающихся.