Физическое воспитание начальных классов
Кравченко Надежда Александровна
Предметом обучения в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств,
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям,
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья,
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того предмет способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели,
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей,
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни.
Физическое воспитание требует от учащихся проявления организованности, инициативы, активности, находчивости, что способствует воспитанию организационных навыков, которые осуществляются в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Физическое воспитание начальных классов имеет свою специфику, обусловленную их психологическими и анатомо-физиологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в такие условия, к которым им нужно приспособиться и привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность , также как и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в начальных классах является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.
Цель физического воспитания - всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.
Задачи физического воспитания:
1)формировать интерес к физкультуре;
2)обучать учеников знаниями по физической культуре
3) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;
4) формировать двигательные навыки и умения
5) развивать двигательные качества;
6) воспитывать позитивные морально-волевые качества;
7) готовить учеников к сдаче норм комплекса ГТО.
Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачей начальной школы. На основе физического состояния ребенка, развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные.
Правильное физическое воспитание учеников - необходимое условие нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ и повышается общий тонуc жизнедеятельности. Известно, что когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют правильный двигательный режим.