Подвижные игры как средство обучения элементам
игры в баскетбол младших школьников
Лакодименко Елизавета Вадимовна
В данное время существует множество различных исследований, используемых на начальном этапе обучения баскетболу младших школьников. Однако вопрос применения подвижных игр для обучения баскетболу рассмотрен не достаточно, в чём и заключается актуальность нашей статьи.Ключевые слова: подвижные игры, начальное обучение, школьники младшего возраста, баскетбол.
Key words, outdoor games, elementary education, early childhood school children, basketball.
Игра в баскетбол строится на естественных движениях (6er, прыжки, ходьбы) и индивидуальных действиях без мяча (развороты, движения приставным шагом, остановки, обманные движения), а также с использованием мяча (бросок мяча в кольцо, ведение, передача, ловля). Соперничество, во время которого игрокам нужно атаковать кольцо соперника и защитить свое, активизирует использование всех немаловажных для школьника физических качеств: скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей, гибкости, ловкости и выносливости. В работу включается большинство функциональных систем организма ребенка, начинают работать главные механизмы энергообеспечения. Чтобы добиться высокого спортивного результата, игрокам нужно быть целеустремленными, решительными, настойчивыми, смелыми, уверенными в себе.
Баскетбол - это спортивная игра, поэтому после подвижных игр к ней будет проще перейти, чем после общепринятых тренировочных заданий. При подборе подвижных игр во время обучения баскетболу младших школьников нужно помнить то, что правила должны максимально соответствовать этой игре и способствовать развитию необходимых качеств.
Цель исследования:
Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения элементам игры в баскетбол младших школьников на основе использования подвижных игр.
Педагогические наблюдения за действиями школьников проводились в процессе учебных занятий. Цифровой материал записывался в протоколы.
Ребенок, пришедший в школу, вынужден ежедневно проводить за столом около четырех часов во время занятий и до двух часов во время выполнения домашнего задания. Тем не менее в свободное от уроков время школьники младшего возраста еще уделяют много времени игре. Они используют все виды естественных движений, хотя еще не совсем умеют владеть своим телом, поэтому их увлекают подвижные игры, которые связаны с бегом, подпрыгиванием, метанием.
Все естественные движения лучше всего совершенствуются во время игры. Во время организации урока с использованием подвижных игр среди учеников младших классов нужно учитывать подверженность организма младших школьников различным влияниям окружающей среды и высокую утомляемость, их анатомо-физиологические особенности. Скелет ребенка еще не сформировался. Значительная прослойка хрящевой ткани определяет большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мышцы спины и брюшного пресса относительно слабо развиты. Устойчивость опарного аппарата также еще невелик. Поэтому при выборе подвижных игр нужно отдавать предпочтение играм с различными движениями, без длительного мышечного напряжения.
Сердечно-сосудистая система детей младшего школьного возраста отличается большой жизнеспособностью: сосуды довольно широкие, при этом стенки сосудов эластичные - это способствует хорошей рабoте сердечнoй мышцы. Но функции нервнoй системы, регулирующие ря6оту сердца, еще недостаточно развиты (легкая возбудимость сeрдца).
Преимущественное место во время занятий с младшими школьниками отводится играм с небольшими хаотичными перебежками, по кругу, по прямoй, змейкой с переменой направлений, игры с бегом типа «убегай — догоняй»; игры с прыжками на одной или двух ногах, с преодолением условных препятствий (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку, обруч); игры с передачей, ловлей и броском на дальность и в мишень мячей (волейбольных, теннисных), шишек, камешков, игры с различными движениями имитационного характера. Все игры состоят в оснoвном из одного или двух вышеперечисленных видов движeний, причем иногда они применяются отдельно, иногда попеременно и очень редко — в сочeтaниях. Приведем пример: игра «Охотники и зайцы» построена на прыжках, в игре «Волки во рву» используются перебежки, а также подключены прыжки в длину.
В ходе анализа литературы и обобщения практического опыта по изучаемой проблеме удалось установить, что на уроках по обучению баскетболу наиболее выделяются две модели проведения подвижных игр: в видe эстафeт и в виде соревнований среди команд. Отличительной чертой эстафет является то, что школьники вeдут бoрьбу за всю команду самостоятельно (поочередно), а в командных соревнованиях - группами при поддержке и взаимопомощи партнеров, но без непосредственного контакта с противниками. Основными составляющими эстафет-игр могут быть отдельные технические приемы баскетболистов или их разнообразные соединения, которые школьники выполняют в определенных условиях с различными уровнями сложности. Основной целью эстафет является максимально быстрое их выполнение, или более качественное и результативное.
Обучать игре нужно в несколько этапов, с применением различных упражнений. В начале обучения приоритетной задачей является формирование необходимых умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и в зависимости от них
выполнять свои движения. Затем нужно научить детей правильно держать мяч двумя руками на уровне груди, пальцы должны быть расставленными, мышцы рук расслаблены. Также нужно научить школьников принимать основную стойку баскетболиста.
Когда ученики смогут правильно принимать стойку баскетболиста, держать мяч, передвигаться по площадке, можно приступать к обучению ловле мяча обеими руками. Параллельно ловле мяча необходимо учить детей и передаче мяча двумя руками от груди с места. У школьников следует сформировать умение делать передачу мяча, держа его на уровне груди двумя руками.
Одним из главных действий с мячом считается ведение. Оно дает возможность школьнику, ведя мяч, двигаться по площадке в различных направлениях. Это помогает школьнику держать спину. После этого можно начинать учить школьника «садиться на ноги», т.е. учить его двигаться в защитной стойке на полусогнутых ногах.
Передачи мяча и броски его в кольцо считаются схожими движениями. Поэтому начинать обучение броску мяча в кольцо следует теми же способами, что и передаче мяча - сначала двумя руками, а затем одной рукой от груди. Во время обучения броску нужно обращать внимание на то, чтобы школьники делали бросок мяча по кольцу, прицеливаясь, стоя в правильной стойке и не разводя локти в стороны.
Играя, дети усваивают необходимые двигательные навыки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. У детей младшего школьного возраста главное место принадлежит игровому методу, который мы можем назвать универсальным методом физического воспитания.
Для определения эффективности разработанной статьи перед началом эксперимента были зафиксированы исходные данные школьников.
Чтобы определить исходный уровень развития координации школьников младшего возраста проводились следующие тесты:
1. Челночный бег 3 х 10 м.
2. Обводка баскетбольных стоек с ведением поочередно правой и левой рукой.
3. Ловля теннисного мяча одной рукой и одновременное ведение баскетбольного мяча другой рукой на месте.
Дни Направления развития определенных качеств Игры
1 Начальный этап. Урок «Обучение элементам игры в баскетбол» Подвижные игры на заключительном этапе урока «За мячом», «Поймай мяч», «Передачи по номерам», «Борьба за мяч», «Скакун и ведущий», «Подвижная цель», «Мяч в обруч», «Коршун и цыплята» «Кто точнее»
2 Урок: «Бег на скорость и быстроту реагирования» Подвижные игры на заключительном этапе урока «К своим флажкам», «Команда быстроногих», «Салки простые», «Четные и нечетные номера», «Собери флажки»
3 Урок: «Обучение прыжкам в высоту и длину в баскетболе» Подвижные игры на заключительном этапе урока «Удочка», «Челнок», «Прыжок-преследование», «Прыжок за прыжком»
4 Тема: «Метание и броски мяча» Подвижные игры на заключительном этапе урока «Мячом в цель», «Попади в цель», «Летящая мишень», «Мяч в обруч»
5 Тема: «Передача и ловля мяча» Подвижные игры на заключительном этапе урока «Десять передач», «За мячом», «Чья команда сделает больше передач», «Передачи по номерам», «Одиннадцать», «Пятнашки с ведением мяча»
6 Урок: «Техника ведения мяча с изменением скорости» Подвижные игры на заключительном этапе урока «Баскетбольная триада», «Отскок мяча», «Доведи мяч до кольца», «Светофор», «Охота на волка»
7 Праздничные игры-эстафеты «Гонка обручей», «Пингвин с мячом», «Бык в круге», «Самый меткий - конкурс капитанов», «Прилипала»
В ходе проверки эффективности по применению подвижных игр для обучения младших школьников элементам игры в баскетбол и ряда других способностей результаты тестов показали, что проведенные занятия с ЭГ позволили ее участникам значительно улучшить свои результаты.
Таким образом, представленная программа занятий с младшими школьниками по использованию подвижных игр при обучении игры в баскетбол дала положительный результат. Цель исследования достигнута.
Библиографический список
1. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резервах [Текст] / сост.: Ю. Портнов, В. Башкирова, В. Луничкин, М. Духовный, А. Мацак, С. Чернов, А. Саблин. - М.: Советский спорт, 2009. - 100 с.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / М.М. Безруких, В.Д. Сонышин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2013. -С.382-386.
3. Виленская, Т.Е. Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников [Текст] / Т.Е. Виленская, Ю.К. Чернышенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 12 (46). - С. 11-15.
4. Коняхина, Г.П. Подвижные игры и игровые упражнения в учебном процессе школы [Текст]: учебное пособие / Г.П. Коняхина. - Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2014. -276 с.
5. Кузин, B.B. Баскетбол. Начальный этап обучения [Текст] / В.В. Кузин, С.А. Полиевский. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - С. 54-65.
6. Лях, В.И. Физическая культура в основной школе: учеб. программа для учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010. -171 с.