Обучение элементам волейбола в начальной школе
Бондарева Анна Витальевна
Вся система образования в настоящее время строится так, чтобы способствовать гармоническому развитию личности. Не исключением является и система физического воспитания в школе, способствующая развитию в каждом человеке потребности в своем физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни, а также оздоровлению своего организма средствами физической культуры. Одним из таких средств физической культуры и спорта являются занятия волейболом.
Программа физической культуры в школе включает изучение волейбола в средней школе. Но часто, особенно в начальной школе, учебная программа видоизменяется. На это влияет ряд факторов (материальная база, оснащенность зала, уровень подготовленности учащихся, мастерство учителя, его знания в этой области), что может вести за собой исключение из программы волейбола.
Мы пришли к выводу, что, создавая начальные представления об основных видах спорта (гимнастике, волейболе, баскетболе, легкой атлетике, футболе и др.) в начальной школе, мы изначально формируем гармонично и всесторонне развивающуюся личность ребенка, как в области физической культуры и спорта, так и в целом. Применение в процессе обучения, в младших классах волейбола, способствует решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания в школе.Такими задачами являются:
1. Укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию, способствовать созданию устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
2. Овладение школой движений;
3. Создание представлений об основных видах спорта, снарядах, инвентаре, о соблюдении правил безопасности во время занятий;
4. Развитие координационных и кондиционных качеств занимающихся;
5. Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
6. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов Достоинством обучения волейболу в начальной школе является его применение как средство пропаганды физической культуры и спорта. Ученик, заинтересовавшись волейболом и познав горечь первых поражений, убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности передачи. Осознав это, он начинает заниматься прыжками, бегом, метаниями, общеразвивающими упражнениями и другими видами физических упражнений.
Многообразие движений при игре в волейбол является эффективным средством для устранения недостатков в физическом развитии школьников и способствует повышению их двигательной активности на протяжении всего обучения в школе.
При этом надо обратить внимание, что проведение уроков по волейболу в начальной школе имеет свои особенности. При проведении уроков необходимо учитывать физиологические, психические и физические особенности учащихся данного возраста. Для данного этапа обучения чаще всего применяются игры с элементами волейбола, упражнения, имитирующие игровые приемы (или близкие к ним), учебные игры с упрощенными правилами.
При организации уроков необходимо помнить, что в этом возрасте детскому организму свойственно не только быстрое утомление, но и быстрое восстановление работоспособности, поэтому при обучении необходимо использовать комплексы разнообразных упражнений, разной интенсивности и направленности. Использование на уроках различных методов организации (фронтального, группового и д.р.) позволяет повысить уровень усвоения учебного материала. Как и любой урок, урок по изучению элементов волейбола у младших школьников состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть урока включает в себя: установку на изучение учебного материала (задачи урока); повторение раннее изученного материала из раздела «стойки и перемещения»; упражнения имитационного характера (приставной шаг, стойка, имитация передачи, повороты, перемещения вдоль сетки). Учебный материал в подготовительной части урока должен быть неразрывно связан с материалом основной части и содержать упражнения на внимание, осанку, строевые упражнения, различные виды прыжков и бега, общеразвивающие и специальные упражнения, а также подвижные игры. В этой части урока нужно проводить комплекс упражнений для пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов.
В основной части урока решаются общие и частные задачи, такие как: повышение физической подготовленности, развитие физических качеств, изучение игровых приемов волейбола. Так же в основной части урока используются специальные упражнения имитационного характера, упражнения для овладения техникой и тактикой игровых приемов, подвижные игры и эстафеты. На каждом уроке решаются 2-3 учебно-воспитательные задачи, одна из которых является ведущей, основной. Это либо обучение приему игры или тактическому действию, в зависимости от этого подбираются средства, и распределяется время на отдельные упражнения. Здесь как раз применительно разделение класса по группам.
В заключительной части урока решаются следующие задачи: постепенное снижение эмоционально-физической нагрузки, концентрация внимания на результатах своего труда, определение заданий для самостоятельного выполнения.
От правильной организации урока зависит, насколько успешно будут решаться поставленные учебно-воспитательные задачи и каков будет уровень усвоения как теоретических, так и практических умений.
На начальном этапе обучения элементам волейбола преимущественно используются задания общефизической и специальной физической подготовки (в игровой форме) на основе знакомых и доступных для учащихся упражнений, а также, включаются подвижные игры и элементы волейбола для развития физических качеств.
Необходимым атрибутом уроков физической культуры по изучению элементов волейбола являются подготовительные упражнения для обучения передачам и подачам мяча, поскольку обучение технике начинается именно с этих приемов. Существует взаимная зависимость и неразрывная связь между физической подготовкой и обучением технике и тактике игры, между физической подготовкой и формированием тактических умений. Взаимосвязь этих сторон основана на закономерностях формирования двигательного навыка, на взаимосвязи овладения навыками и развитием физических качеств. В процессе овладения двигательными действиями при обучении волейболу используются элементы технологии развивающего обучения, которые направлены на развитие познавательных способностей, формирование приемов познавательной деятельности, повышая тем самым уровень усвоения двигательного действия. Можно выделить отдельные этапы в освоении двигательного действия (Шаулин В.Н.,1985):
- создать представление о том, что нужно делать на уровне цели;
- описать двигательное действие (словесно, графически), чтобы выделить главное, существенное в изучаемом явлении;
- представить изучаемое действие, создавая его зрительный, логический и двигательный образ на основе объяснения, показа на личном примере;
- сопоставить собственный двигательный опыт с опытом и умениями необходимым для разучиваемого двигательного действия;
- поставить себе задачу;
- спланировать учебные действия (выделить структуру движения, его опорные пункты);
- воспроизвести двигательное действие в соответствии с планом его усвоения;
- оценить освоенное двигательное действие, сравнить его с образом.
При этом эффективность обучения зависит от правильного выбора и умелого применения методов обучения. Методы обучения должны обеспечивать воспитывающий характер обучения и соответствовать дидактическим принципам и специфичным особенностям волейбола. Выбор методов и эффективность их применения в обучении обуславливается целями и задачами воспитания, содержанием учебной работы, уровнем общего развития и индивидуальными особенностями занимающихся, наличием условий работы и педагогическим мастерством учителя.
На начальном этапе обучения элементам волейбола успех освоения двигательного действия также зависит от правильного подбора подводящих упражнений. По своей структуре подводящие упражнения должны быть близки к техническому приему, а по степени упрощения соответствовать силам и возможностям учащихся.
Правильное обучение техническим приемам на основе применения специальных упражнений во многом предупреждает возникновение ошибок у учащихся при выполнении двигательного действия. Надо создавать такие условия, которые заведомо бы исключали возможность появления ошибок. Если же ошибки возникают, их нужно исправлять, не акцентируя постоянного внимания на ошибке. С возрастом и овладением игровыми приемами легче исправить ошибку, чем психическую травму, полученную в результате постоянного фиксирования ошибок, внушений, свистков, которые снижают интерес к урокам физической культуры.
Можно сделать следующие выводы: обучение элементам волейбола необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как данные занятия позволяют эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физической культуры в школе. Для обучения элементам волейбола нужно использовать комплекс методов и приемов обучения и организации занятий, учитывая психологические, физиологические и физические особенности занимающихся с учетом этапа обучения. Большую часть занятия по изучению техническим приемам в начальной школе надо проводить в виде подвижных игр и эстафет, акцентируя внимание на изучаемом двигательном действии.
Программа физической культуры в школе включает изучение волейбола в средней школе. Но часто, особенно в начальной школе, учебная программа видоизменяется. На это влияет ряд факторов (материальная база, оснащенность зала, уровень подготовленности учащихся, мастерство учителя, его знания в этой области), что может вести за собой исключение из программы волейбола.
Мы пришли к выводу, что, создавая начальные представления об основных видах спорта (гимнастике, волейболе, баскетболе, легкой атлетике, футболе и др.) в начальной школе, мы изначально формируем гармонично и всесторонне развивающуюся личность ребенка, как в области физической культуры и спорта, так и в целом. Применение в процессе обучения, в младших классах волейбола, способствует решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания в школе.Такими задачами являются:
1. Укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию, способствовать созданию устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
2. Овладение школой движений;
3. Создание представлений об основных видах спорта, снарядах, инвентаре, о соблюдении правил безопасности во время занятий;
4. Развитие координационных и кондиционных качеств занимающихся;
5. Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
6. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов Достоинством обучения волейболу в начальной школе является его применение как средство пропаганды физической культуры и спорта. Ученик, заинтересовавшись волейболом и познав горечь первых поражений, убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности передачи. Осознав это, он начинает заниматься прыжками, бегом, метаниями, общеразвивающими упражнениями и другими видами физических упражнений.
Многообразие движений при игре в волейбол является эффективным средством для устранения недостатков в физическом развитии школьников и способствует повышению их двигательной активности на протяжении всего обучения в школе.
При этом надо обратить внимание, что проведение уроков по волейболу в начальной школе имеет свои особенности. При проведении уроков необходимо учитывать физиологические, психические и физические особенности учащихся данного возраста. Для данного этапа обучения чаще всего применяются игры с элементами волейбола, упражнения, имитирующие игровые приемы (или близкие к ним), учебные игры с упрощенными правилами.
При организации уроков необходимо помнить, что в этом возрасте детскому организму свойственно не только быстрое утомление, но и быстрое восстановление работоспособности, поэтому при обучении необходимо использовать комплексы разнообразных упражнений, разной интенсивности и направленности. Использование на уроках различных методов организации (фронтального, группового и д.р.) позволяет повысить уровень усвоения учебного материала. Как и любой урок, урок по изучению элементов волейбола у младших школьников состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть урока включает в себя: установку на изучение учебного материала (задачи урока); повторение раннее изученного материала из раздела «стойки и перемещения»; упражнения имитационного характера (приставной шаг, стойка, имитация передачи, повороты, перемещения вдоль сетки). Учебный материал в подготовительной части урока должен быть неразрывно связан с материалом основной части и содержать упражнения на внимание, осанку, строевые упражнения, различные виды прыжков и бега, общеразвивающие и специальные упражнения, а также подвижные игры. В этой части урока нужно проводить комплекс упражнений для пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов.
В основной части урока решаются общие и частные задачи, такие как: повышение физической подготовленности, развитие физических качеств, изучение игровых приемов волейбола. Так же в основной части урока используются специальные упражнения имитационного характера, упражнения для овладения техникой и тактикой игровых приемов, подвижные игры и эстафеты. На каждом уроке решаются 2-3 учебно-воспитательные задачи, одна из которых является ведущей, основной. Это либо обучение приему игры или тактическому действию, в зависимости от этого подбираются средства, и распределяется время на отдельные упражнения. Здесь как раз применительно разделение класса по группам.
В заключительной части урока решаются следующие задачи: постепенное снижение эмоционально-физической нагрузки, концентрация внимания на результатах своего труда, определение заданий для самостоятельного выполнения.
От правильной организации урока зависит, насколько успешно будут решаться поставленные учебно-воспитательные задачи и каков будет уровень усвоения как теоретических, так и практических умений.
На начальном этапе обучения элементам волейбола преимущественно используются задания общефизической и специальной физической подготовки (в игровой форме) на основе знакомых и доступных для учащихся упражнений, а также, включаются подвижные игры и элементы волейбола для развития физических качеств.
Необходимым атрибутом уроков физической культуры по изучению элементов волейбола являются подготовительные упражнения для обучения передачам и подачам мяча, поскольку обучение технике начинается именно с этих приемов. Существует взаимная зависимость и неразрывная связь между физической подготовкой и обучением технике и тактике игры, между физической подготовкой и формированием тактических умений. Взаимосвязь этих сторон основана на закономерностях формирования двигательного навыка, на взаимосвязи овладения навыками и развитием физических качеств. В процессе овладения двигательными действиями при обучении волейболу используются элементы технологии развивающего обучения, которые направлены на развитие познавательных способностей, формирование приемов познавательной деятельности, повышая тем самым уровень усвоения двигательного действия. Можно выделить отдельные этапы в освоении двигательного действия (Шаулин В.Н.,1985):
- создать представление о том, что нужно делать на уровне цели;
- описать двигательное действие (словесно, графически), чтобы выделить главное, существенное в изучаемом явлении;
- представить изучаемое действие, создавая его зрительный, логический и двигательный образ на основе объяснения, показа на личном примере;
- сопоставить собственный двигательный опыт с опытом и умениями необходимым для разучиваемого двигательного действия;
- поставить себе задачу;
- спланировать учебные действия (выделить структуру движения, его опорные пункты);
- воспроизвести двигательное действие в соответствии с планом его усвоения;
- оценить освоенное двигательное действие, сравнить его с образом.
При этом эффективность обучения зависит от правильного выбора и умелого применения методов обучения. Методы обучения должны обеспечивать воспитывающий характер обучения и соответствовать дидактическим принципам и специфичным особенностям волейбола. Выбор методов и эффективность их применения в обучении обуславливается целями и задачами воспитания, содержанием учебной работы, уровнем общего развития и индивидуальными особенностями занимающихся, наличием условий работы и педагогическим мастерством учителя.
На начальном этапе обучения элементам волейбола успех освоения двигательного действия также зависит от правильного подбора подводящих упражнений. По своей структуре подводящие упражнения должны быть близки к техническому приему, а по степени упрощения соответствовать силам и возможностям учащихся.
Правильное обучение техническим приемам на основе применения специальных упражнений во многом предупреждает возникновение ошибок у учащихся при выполнении двигательного действия. Надо создавать такие условия, которые заведомо бы исключали возможность появления ошибок. Если же ошибки возникают, их нужно исправлять, не акцентируя постоянного внимания на ошибке. С возрастом и овладением игровыми приемами легче исправить ошибку, чем психическую травму, полученную в результате постоянного фиксирования ошибок, внушений, свистков, которые снижают интерес к урокам физической культуры.
Можно сделать следующие выводы: обучение элементам волейбола необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как данные занятия позволяют эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физической культуры в школе. Для обучения элементам волейбола нужно использовать комплекс методов и приемов обучения и организации занятий, учитывая психологические, физиологические и физические особенности занимающихся с учетом этапа обучения. Большую часть занятия по изучению техническим приемам в начальной школе надо проводить в виде подвижных игр и эстафет, акцентируя внимание на изучаемом двигательном действии.