Статья
Формирование положительной мотивации учения младших школьников на уроках физкультуры
Ежова Наталия Николаевна,
учитель физической культуры ГБОУ лицея №344
Невского района города Санкт-Петербурга
Практика показывает, что формировать положительную мотивацию учащихся начальной школы на уроке физической культуры можно с помощью игровых заданий и подвижных игр. В этой статье мы постараемся показать плюсы игровых технологий при решении данной педагогической задачи.учитель физической культуры ГБОУ лицея №344
Невского района города Санкт-Петербурга
Игра способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления, способствует использованию знаний в новой ситуации. При этом значительно повышается положительный эмоциональный тонус учащихся. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу школьников, отвечает их потребностям и интересам, а следовательно ребята с большим удовольствием и желанием включаются в работу на уроке и выполняют задания предложенные учителем. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет целенаправленно развивать физические качества школьников и успешно решать основные задачи урока, полностью удовлетворяя требованиям, предъявляемым к современной школе.
Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.
Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей.
Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваивают все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребенка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет школьникам успешно усваивать усложненные правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.
Подвижные игры также позволяют эффективно решать задачи по развитию двигательных качеств и здесь тоже важную роль играет мотивация. Когда ребенок видит, что эти качества помогают ему быть успешным в игре, он будет с большим желанием и усердием работать над их развитием. Так, например, для развития силы, можно включать игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития, метания различных предметов на дальность. Заинтересованные в достижении лучшего результата, ребята обычно хотят выполнять игровые задания с большим старанием и многократно, что как раз и способствует развитию данного качества.
Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, бегом на короткие дистанции , направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника. Это могут быть обычные пятнашки с любыми дополнительными заданиями, а также разнообразные встречные и круговые эстафеты.
Для развития ловкости, необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровки. Здесь также подойдут эстафеты с различными предметами. Соревновательный момент будет побуждать учащихся выполнять задания быстро и точно.
Для развития выносливости нужно находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Без игрового момента это качество развивать сложнее, так как оно предполагает длительные монотонные нагрузки и требует терпения и преодоления себя.
При планировании нужной для данного конкретного занятия вспомогательной подвижной игры следует учитывать общую нагрузку урока и соответственно определять его основную цель, время, место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень трудности, применяемых на уроках игр по нагрузке и сложности игрового взаимодействия участников, должен быть доступен, и возрастать методически обоснованно, плавно и постепенно.
Подвижные игры включают все виды свойственных человеку движений: ходьбу, прыжки, ползание, лазание, метание, упражнения с предметами, броски и ловля. Характерной чертой таких игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Все подвижные игры имеют ярко выраженные черты и эмоциональный характер. В таких играх ребёнок испытывает радость от физической нагрузки. Достижение цели в таких случаях приносит большое моральное удовлетворение, а следовательно растет мотивация к учению.
Подвижные игры могут проводиться в любой части урока. В подготовительной части главная их задача - организация внимания, разогревание организма, совершенствование различных строевых упражнений. Во время игры ученики быстрее организуются, они готовы внимательно слушать и выполнять задания максимально качественно. Игры на развитие внимания созданы для поднятия настроения, развития внимания и реакции. Такие игры помогают активизировать учащихся, заставить их мобилизовать всё внимание и выдержку, умение концентрировать своё внимание.
В основной части с помощью игр могут решаться самые различные педагогические задачи, связанные с совершенствованием двигательных умений и навыков. Это игры с активной деятельностью, значительной физической и эмоциональной нагрузкой. Игры с включением элементов техники целесообразно применять в том случае, если эти элементы предварительно разучены. Это важно для осознанного восприятия движений и правильного их выполнения. Намного приятней и интересней закреплять навык двигательного действия в игре, чем монотонно и размеренно повторять его много раз. Также сразу видна ценность правильного выполнения.. Задача заключительной части урока – приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока. Поэтому здесь проводятся игры, не требующие большого напряжения и возбуждения. Могут применяться игры на внимание, а также игры с небольшой двигательной активностью.
Очень важно игру проводить выразительно. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний. Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными.
Очевидно, что игры помогают учителю формировать положительную мотивацию учения школьников. Исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умений ориентироваться в окружающей действительности. Говоря о содействии умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходиться выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности.
Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, а также помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм на уроках ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Все вышеприведенные положительные стороны подвижных игр способствуют росту активности детей на уроках и содействуют увеличению положительной мотивации ребят в процессе обучения.