Статья
Патриотическое воспитание детей младшего школьного
возраста средствами физической культуры
Федорова Екатерина Васильевна,
учитель физической культуры
ГБОУ лицея №470 Санкт-Петербурга
учитель физической культуры
ГБОУ лицея №470 Санкт-Петербурга
В настоящее время ситуация в мире так быстро меняется, что обществу необходимо быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Только те люди, которые максимально адаптированы, смогут без стресса пережить перемены в жизни страны. Поэтому одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
За последнее десятилетие напряженность в мире только нарастает, что влечет за собой нестабильность в обществе. Санкции, повышение цен и тарифов, террористическая угроза – вот перечень основных новостей, которые составляют жизнь рядового россиянина; это те слова, которые слышат наши дети все чаще. Поэтому возникает необходимость вернуться к лучшим традициям русского народа, к его корням и к вечным понятиям (Родина, Отечество, народ).
В последнее время руководство страны усилило внимание на данном вопросе, на вопросе патриотического воспитания. Исполнение приказов, рекомендаций по патриотическому воспитанию разным структурам (в том числе и системе образования), вселяют надежду на рост числа патриотически настроенных граждан.
Чувство патриотизма многогранно – это и любовь к родным краям, и гордость за свой народ (достижения в спорте, на военных учениях, победы в различных конкурсах и олимпиадах международного уровня).
Младший школьный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Пути в воспитании чувства патриотизма разнообразны. Можно пойти по пути привязанности, преданности, ответственности к своему Отечеству, тогда ребенок будет сопереживать бедам и проблемам Родины. Он приобретет опыт сопереживания. Можно пойти по пути восхищения просторами родной страны, ее красотами, богатствами, достижениями русского народа (памятники архитектуры, живописи, литературы, музыки и спорта). Ребенок приобретет опыт добросовестного и ответственного выполнения любого дела, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно в этот период напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, любовью в Родине.
На мой взгляд, зарождение патриотического зерна в сознании школьника должно происходить совместно с решением разных задач, в том числе и через физическое развитие ребенка и формирование потребности в здоровом образе жизни.
Базовой основой для взаимосвязи физического и патриотического воспитания является духовная культура, сложившийся социальный опят, индивидуально-творческие, психофизиологические характеристики детей.
Согласно моим наблюдениям, приоритетным направлением при проведении уроков физической культуры является воспитание здоровой личности школьника. Именно на занятиях физической культурой ребенок многократно становится в условия проявления таких качеств, как смелость, решительность, настойчивость, самодисциплина. Постоянное осознанное преодоление физических трудностей, борьба с нарастающим утомлением воспитывают волю, уверенность в себе. Многие спортивные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном и производственном коллективе. Правила и нормы поведения в спортивной деятельности (коллективизм, трудолюбие, уважение к сопернику и др.) переносятся в повседневную жизнь.
В своей педагогической деятельности мной активно реализуется решение задач вышеозначенной Концепции по патриотическому воспитанию учащихся средствами физической культуры в начальной школе, соблюдая и сохраняя преемственность в реализации.
Для учащихся младшей школы разработан комплекс мероприятий военно-патриотической и спортивно-оздоровительной направленности «Быстрее, выше, сильнее, с любовью к Родине», который в рамках физической культуры предусматривает организацию и реализацию проектной деятельности учеников, а также подготовку и проведение военно-патриотических и спортивных мероприятий.
К числу успешно реализуемых мероприятий можно отнести:
- исследовательские проекты учеников на темы «Полезные привычки», «Моя спортивная семья», «Мой режим дня», «Польза закаливания организма», «Спортивное древо моей семьи», «Богатыри русские», «Игры народов России»;
- ведение дневников самоконтроля;
- отработка строевых упражнений при подготовке к конкурсу песни и строя, посвященному Дню защитника Отечества и его проведение;
- организация и проведение спортивно-массовых мероприятий: «День Здоровья», спортивные праздники «А ну-ка, мальчики!», «Мой папа – самый лучший», «А ну-ка, девочки!», «День космонавтики»;
- внедрение в рабочую программу игр народов России (« Лапта», «Бой петухов»), игр, связанных с темой Олимпийские игры («Олимпийцы», «Виды спорта»), игр военной направленности («Атака со всех сторон», «Часовой»).