Формирование правильной осанки у школьников
с помощью уроков физкультуры
Красненкова Татьяна Николаевна,
учитель физической культуры
ГБОУ Гимназия №540
учитель физической культуры
ГБОУ Гимназия №540
Большинство школьников страдают от искривления позвоночника, которое ведет к нарушениям осанки, неправильному расположению внутренних органов и, как следствие - к ненормальному функционированию систем организма. У таких детей может портиться настроение, появляться недовольство собой и даже депрессия.
Долгое времяпрепровождение перед компьютером и малоподвижный образ жизни ослабляют мышечный корсет ребенка, снижают его двигательную активность. Безусловно, занятия физкультурой в школе не вызывают у такого ребенка интерес, кажутся ему скучными и бесполезными.
Но это совершенно не так! Ведь даже строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки, хорошей походки, развитию чувства ритма, а также регулируют эмоциональный настрой школьника. Например, команды «Равняйсь!»-«Смирно!» уже заставляют учащихся втянуть животы, расправить плечи, поднять подбородки и быть готовыми к любым двигательным действиям.
Для формирования правильной осанки необходимо развивать силу мышц спины, шеи, ключевого пояса, брюшного пресса, а также способствовать развитию подвижности позвоночника. Хороший эффект дают упражнения в равновесии, включая передвижения. Они ценны тем, что при их выполнении рефлекторно повышается тонус мышц и удерживается выпрямленное положение тела. Полезны также упражнения хореографической направленности. (Учебно-методическое пособие «Прикладная и оздоровительная гимнастика», под ред. Ж.Е. Фирилевой, А.Н. Кислого, О.В. Загрядской).
П.Ф. Лесгафт, великий анатом и педагог, указывал, что ходьба и бег являются наиболее эффективными упражнениями и способствуют оздоровлению всего организма человека.
Ходьба и бег – наиболее доступное упражнение. При их выполнении в работу включается большинство систем организма человека, поэтому они имеют большое оздоровительное значение. (Учебно-методическое пособие «Прикладная и оздоровительная гимнастика», под ред. Ж.Е. Фирилевой, А.Н. Кислого, О.В. Загрядской).
Общеразвивающие упражнения – комплекс несложных движений головой, туловищем, руками и ногами, которые можно выполнять индивидуально или с партнером, с использованием гимнастических снарядов и различных предметов, что позволяет контролировать правильность исходного положения и осанки. Общеразвивающие упражнения необходимы для подготовки к более сложным двигательным действиям.
Мне, как учителю физической культуры, нравится применять ритмическую гимнастику на уроках, так как она является общедоступной, высокоэффективной и эмоциональной.
Ритмическая гимнастика базируется на простых общеразвивающих упражнениях, не требует специального оборудования и комплексно воздействует на организм занимающегося. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится прежде всего на сердечно-сосудистую, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Упражнения и их соединения совершенствуют двигательные возможности, формируют правильную осанку и походку, воспитывают общую культуру движений. Ритмическая гимнастика – это прекрасное средство эстетического воспитания. Танцевальная направленность упражнений и музыкальное сопровождение способствуют развитию культуры движений, выразительности, пластичности, грациозности, ритмичности, музыкальности и танцевальности.
Важная задача учителя физкультуры - вызвать интерес школьника к процессу обучения. Учитель предлагает свои интересные методики занятий, которые не только улучшают эмоциональный настрой и развивают физические качества, но также способствуют формированию правильной осанки, которая в свою очередь приводит к нормальному функционированию важнейших органов и систем организма. Данную задачу можно отнести к числу основных в области физического воспитания детей и подростков.
Используемая литература:
- Учебно-методическое пособие «Прикладная и оздоровительная гимнастика», под ред. Ж.Е. Фирилевой, А.Н. Кислого, О.В. Загрядской. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», М., ТЦ «СФЕРА», 2012.