Образование для устойчивого развития:
концептуальные основы, реалии, перспективы
Лубенникова С.А.;
Кузьмина С.А.;
Кириченко Д.А.
Кузьмина С.А.;
Кириченко Д.А.
Каждый человек имеет право на обеспечение благоприятной окружающей среды. Все мы хотим жить в чистом мире и оставить будущим поколениям чистый воздух, почву, незагрязненные водоемы, красивые города и села. Как научить людей, а особенно современных подростков, поддерживать это зыбкое экологическое равновесие в нашей школе и дворе, в нашем городе, на нашей Земле?
Педагогические исследования, систематически проводимые в школе, показывают, что, несмотря на значительный прогресс в экологическом образовании, уровень экологической грамотности у школьников остается невысоким. Учащиеся обладают знаниями о функционировании природных систем, характере взаимодействия антропогенного воздействия на окружающую среду, но не могут устанавливать причинно-следственные связи в природных явлениях и процессах. Недостаточно развиты у них умения анализировать экологическую ситуацию, прогнозировать изменения в окружающей природной среде, планировать мероприятия по улучшению ее качества. У подростков отсутствуют представления о роли экологических знаний в будущей профессии и в быту. Большинство школьников имеют слабое представления о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека, знают об экологических проблемах, но не осознают своей причастности к их разрешению. Об экологических проблемах города и микрорайона они знают только лишь на основе наблюдений.
Школа является образовательным и просветительским центром, призванным повышать экологическую культуру не только учащихся, но и всего населения. Каждый гражданин должен не только знать об экологических проблемах города, района, но и уметь их преодолевать, а ещё лучше этих проблем не создавать. Такое поведение посильно только экологически грамотному человеку, способному правильно оценить результаты своей деятельности и умеющему не наносить вред окружающей его среде, обладающему культурой поведения и навыками бережного отношения к природе. Действенным средством для решения этой сложнейшей задачи должно, в первую очередь, стать просветительство, как основа формирования мировоззрения человека, которое проявляется во взаимодействии с природой, а также в повседневной практике жизнедеятельности человека (в жизни семьи, общества в целом, в отношении к самому себе).
Активная деятельность в сфере экологического образования и просвещения в общешкольном масштабе, вовлечение всех учащихся в эколого-образовательные мини-проекты, объединенные в общешкольный проект «Чистая школа – чистый город – чистая планета: сохраним планету вместе», создаёт образовательное пространство, которое:
- даёт учащимся возможность участвовать в значимых проектах (делах) с конкретными задачами и явными результатами, понятными детям и подросткам;
- являет собой образец среды обитания (в данном случае мы говорим о школьном пространстве, которое мы формируем и местах проведения школьных мероприятий, которые мы выбираем), качественно сделанной и продуманной, способствующей формированию экологического мировоззрения, заинтересованности учащихся, их познавательной активности; закладывается эталон качества и чистоты чего бы то ни было на подсознательном уровне;
- позволяет учащимся взаимодействовать с широким кругом взрослых и сверстников из различных позитивных социальных групп, понимающих важность бережного отношения к природе, к людям и их здоровью.
Задачи проекта:
- Определить экологические проблемы школы и микрорайона Парнас. Акцентировать внимание участников проекта на экологических проблемах школы и микрорайона, возможных путях их решения.
- Разработать и внедрить в практику школьной жизни эколого-образовательные мини-проекты, направленные на решение эколого-образовательных проблем.
- Способствовать созданию экологически благоприятной среды в школе и на территории микрорайона Парнас посредством организации практической природоохранной деятельности.
- Способствовать формированию:
- инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга за состояние окружающей природной среды;
- практических навыков коллективной работы и взаимопомощи через организацию целенаправленных и продуктивных форм взаимодействия.
Механизм реализации проекта
Общешкольный проект основывается на циклической реализации эколого-образовательных проектов, которые мы условно назвали «мини-проектами»; каждый из них реализуется ежегодно. Группа педагогов – руководителей Эко-Проектов, организовывает и координирует работу экологической направленности. Все мероприятия проводятся с привлечением к их организации молодежного и родительского актива. Каждый из участников проекта имеет определенные обязанности и выполняет определенные функции.
Участники проекта:
обучающиеся школы, педагоги, родители, жители микрорайона, социальные партнеры.
Условия реализации проекта:
- включенность в реализацию мероприятий проекта различных слоев общества;
- личностная заинтересованность обучающихся в решении определенной экологической проблемы;
- неформальный подход к реализации проекта с целью оптимизации взаимодействия всех его участников;
- участие социальных партнеров в реализации проекта.
- Организация интересной, содержательной, общественно значимой практической экологически ориентированной деятельности участников проекта в своем образовательном учреждении и микрорайоне и включение в нее учащихся, педагогов, родителей;
- улучшение экологической ситуации вокруг школы и в микрорайоне;
- повышение гражданской сознательности участников проекта, воспитание ответственности за состояние природы;
- повышение экологической грамотности участников проекта, повышение общекультурного уровня;
- превращение школы в районный центр экологического просвещения и воспитания.
- участие в экологически ориентированных социально значимых делах;
- воспитание экологической культуры;
- развитие коммуникативных и личностных качеств;
- накопление опыта гражданского поведения в обществе;
- усвоение социальных ролей;
- снижение напряженности межличностных отношений.
I этап – Подготовительный
- Организация творческих групп, работающих по теме проекта, которые координирует Экологический совет школы.
- Определение цели и задач проекта.
- Оценка экологической обстановки в микрорайоне Парнас.
- Определение основных направлений работы (по благоустройству территорий, очистке лесопарковых зон и территорий района, организация сбора мусора, распространению экологических знаний и информации и др.).
- Составление плана работы по реализации проекта.
Реализация основных социальных мини-проектов
Все мини-проекты реализуются проекты «ЭКОстиль», «ЭКОпатруль», «ЭКОоткрытки», «ЭКОволонтеры», «ЭКОпросвет» и другие.
Проекты, реализуемые совместно с социальными партнерами направлены на формирование социальной активности и гражданской ответственности их участников в области охраны окружающей среды. В проекте «ЭКОволонтер» реализуется экологическая деятельности ЭКОотряда, ребята которого проводят тематические переменки, экологические игры, мастер-классы, презентации детских экологических сказок, посвященных «Дню защиты животных», «Дню черепахи», «Празднику белых медведей», экологические акции по сбору раздельного мусора.
В рамках Проекта «ЭКОпросвет» уже четвертый год подряд наша школа является региональной площадкой для популяризации конкретных дел дома, в школе и на работе в сфере энергосбережения и экологии. Администрация, педагоги и учащиеся школы являются организаторами отличного семейного праздника для жителей микрорайона Парнас. На спортивной площадке школы организовываются различные зоны для участников праздника. В 2019 году это «ЭКОигры», «ЭКОписьмо», «ЭКОкартина», «ЭКОдизайн». На этих площадках дети разного возраста вместе со своими родителями играют в экологические игры, пишут письма, рисуют картины и конструируют различные поделки экологической направленности
III этап – аналитический (по итогам каждого года).
- Анализ полученных результатов и обобщение опыта для определения направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых проектов.
- Издание материалов проектной деятельности и методических разработок.
- Обобщение опыта работы и планирование дальнейших действий.