Социально-психологические основы воспитания школьников в семье
Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окрущающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями.На основе отражения человеком обьективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающему и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, входе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является семья, где и происходит закладывание основ личности.
Никакие «детские сады», «детские дома»и другие фальшивые замены семьи никогда не дадут ребенку необходимого, главной воспитательной силой является то уважительное чувство личной незаменимости, которая связывает ребенка с родителем.
Семья-система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскми отношениями, общностью быта и взаимной и моральной ответственностью и необходимостью в физическом и духовном воспроизводстве общества. Современная социология рассматривает семью как социально-правовой институт, социально-культурный институт, и основную социальную ячейку общества. Как социально-правовой институт, семья находится под влиянием государства, которое или разрушает семейные отношения, или поддрерживает семью. Как социально-культурный институт семья выполняет функцию трансмиссии межпоколенного опыта, в том числе из опыта уважения младших к старшим.
Именно в семье закладывается основа нравственного поведения ребенка, и создаются его представление о мире. Другим социальным институтом, где происходит развитие ребенка, является школа. В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей не всегда решалась одназначно.Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древнегреческий философ Платон, вслед за Сократом, считал, что истинное воспитание ребенок сможет получить только в государственных школах, куда надо направлять его с семилетнего возраста.
В средние века только в монастыре, в церковной или монастырской школе дети могут получить хорошее образование. В 13в и начале 19 века меняется взгляд на организацию воспитания. И.Г.Песталоцци ратовал за рациональное воспитание детей в семье. Он идеализировал мелкобуржуазную семью и утопически мечтал через семейно-трудовое воспитание оздоровить человечество.
На противоположных позициях стоял виднейший представитель утопического социализма-Роберт Оуэн.
Он мечтал, чтобы дети 3-х летнего возраста находились в общественных воспитательных учреждениях, где должны быть созданы все условия для вооружения подрастающего поколения глубокими и всесторонними знаниями.
Р.Оуэн отрицательно относился к семейному воспитанию и хотел поставить человека в хорошие условия, дать ему с ранних лет правильное воспитание и образование в государственных учреждениях.
В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по приципу «делай как я», то есть в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца в первую очередь выступал отец глава семьи. Его пример, как правило, был образцом для подражания, девочки чаще учились у матери.
Так как крестьянские семьи нередко посещали разные беды: пожары, голод, болезни и преждевременная смерть — дети лишались родителей и оставались сиротами. Тогда воспитание детей осуществлялось всем миром, общиной, а иногда и совсем посторонними людьми, которым отдавали детей в ученики. При этом четко срабатывала народная педагогика со всеми традиционными правилами и ясными представленями о добре, зле, допустимом и запретном, разрешаемом и невозможном.
В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались кормилицы и няни, приставленные к маленькому барину в услужение.Они прививали любовь к родному краю, родной природе, русской речи; воспитывали «русский дух», передавали вместе с народными песнями и сказками народные представления о правде, справедливости, о чести, и достоинстве, об уважении в семье. Взрослеющих детей передавали на воспитание французским гувернерам и гувернанткам, которые учили правилам хорошего тона, светским манерам, языкам.
Иначе смотрели на роль воспитания в семье революционеры-демократы: В.Г Белинский, А.И Герцен, Н.Г Чернышевский, Н.А Добролюбов. Они говорили, что воспитание детей должно осуществляться в семье и школе. При этом особую роль они отводили матери, ее образованию и культуре. По их мнению, без образования матери нельзя наладить и добрых отношений в семье.
В.Г Белинский считал, что задача общечеловеческого воспитания лежит не только на обществе в целом, но и на семье и родителях. Семейное воспитание, по его мнению, должно развивать в детях общественные интересы и стремления. А.И Герцен, развивая эту мысль, говорил о том, как важно научиться в семье обуздывать свой эгоизм и считаться с требованиями окружающих, участвовать в общем, деле, бороться за благо всех.
Общественное и семейное воспитание различается не только по содержанию, но зачастую и по целям. В обществе воспитание зависит от общественного «заказа». В семье воспитание подчинено представлениям конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей.
Имеются различия и в принципах и в методах семейного и общественного воспитания: в семейном — большее внимание уделяется ребенку, в общественном — коллективу.
В таком социальном институте как семья уважение носит двусторонний характер: с одной стороны, уважение к старшим, с другой — уважение к младшим.Процесс уважения к старшим(к взрослому) существует более продолжительное историческое время, в то время как уважение к младшим( к ребенку) возникло в более позднее время.
Эволюция семейных отношений рассматривали И.С Кон, Л. Демоз, Л.Г Иорган(1818-1881), Ф.Энгельс(1820-1895), М Ковалевский(1851-1916).
Анализ семейных отношений рассматривает историю детства как противоречивое развитие отношений между взрослыми и детьми в сторону гуманизации отношений к ребенку, роста его прав.На протяжении развития общества менялся стиль отношений к ребенку, а вместе с ним и уважение.
Список используемой литературы
1.Бондаревская Е.В Социально-педагогические проблемы семейного воспитания.
2.Гаспарян Ю.А Семья на пороге 21 века.
3.Голод С.И Стабильность семьи:cоциологический и демократический аспекты
4.Зеньковский В.В Психология детства
5.Кон И.С Психология ранней юности