Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Внеучебная деятельность как фактор формирования
профессиональной компетентности в условиях
становления информационного общества

Дедуль Татьяна Борисовна,
преподаватель высшей категории

 СПб ГАПОУ «Колледж туризма и гостиничного сервиса»

 
 В настоящее время от общества существует запрос в повышении требований к профессиональным компетенциям и профессиональным качествам выпускников среднего профессионального образования. С изменениями взглядов общества на выпускника, с новыми требованиями к обучению, воспитанию и формированию его профессиональных компетенций, профессионально-личностных качеств вопрос о конструировании таковых приобретает особый характер. Автор актуализирует необходимость формирования социальной компетентности будущих специалистов, что и обуславливает актуальность данной проблематики и статьи.
По мнению автора, внеучебная деятельность способна положительно влиять на динамику профессионального и социального становления студентов СПО. В статье рассматривается роль внеучебной деятельности в формировании и динамике профессиональных качеств, общих компетенций студентов среднего профессионального образования, формируемых в процессе внеучебной деятельности.
 «Внеучебная деятельность эффективно способствует формированию и развитию социальной компетентности студентов, так как располагает условиями для самораскрытия, самореализации личности студента, помогает формировать следующие компетенции: умения работать в команде, управленческие навыки и навыки бесконфликтного общения» [1].
Важной составляющей внеучебной работы является партнерское взаимодействие педагогического коллектива со студентами (в частности, адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения, нормы поведения и т.д.)[2].
В этой связи главным результатом образования выпускника учреждений среднего профессионального образования должны стать некие универсальные качества и характеристики, включающие результаты обучения, систему ценностей, побудительные силы к тому или иному виду деятельности, поведению, культурные обретения, взаимодействие с окружающей действительностью [4]. 
Профессиональную деятельность выпускников среднего профессионального образования следует рассматривать как социально значимую нормативно установленную деятельность субъекта, выполнение которой требует специальных знаний, умений, действий и профессионально обусловленных качеств личности [6]. Формирование данных качеств возможно в условиях специально организованной профессионально мотивирующей искусственной среды, ориентированной на проектирование и апробацию действий педагога в условиях цифровой экономики на производственной практике [5].
Модернизация образования связана с компетентностным подходом и информатизацией различных сфер образовательной деятельности. Профессиональная компетентность включает в себя как профессиональные знания, так и социальные качества, востребованные на рынке труда (в том числе профессиональную и социальную мобильность, полифункциональность, адаптивность), а все возрастающее значение информационных и телекоммуникационных технологий заставляет уделять особое внимание вопросам информационной культуры и безопасности. Формирование всех этих качеств и свойств личности необходимы для успешной социализации молодого человека в современном информационном мире. Так, по мнению А.Б. Денисова, «единство целей и задач воспитательной и внеучебной деятельности, направленность внеучебной деятельности на решение задач воспитания и социализации позволяет их не разделять. Внеучебная деятельности, являясь необязательной и гораздо менее регламентируемой, чем учебный процесс, быстрее реагирует и адаптируется под происходящие социально-экономические изменения, что дает возможность внедрять и реализовывать специальные программы, направленные на формирования качеств, востребованных на данном социально-историческом этапе»[3].
Новые условия неизбежно должны вести к кардинальным изменениям не только в системе обучения, но и воспитания, совершенствованию механизмов управления, переосмыслению организации как учебной, так и воспитательной деятельности на основе использования сетевых технологий, информационных и телекоммуникационных средств и децентрализованных личностно-ориентированных моделей. 
Кроме того, преподавателям  среднего профессионального образования необходимо взаимодействовать со студентами в социальных сетях, которые могут восприниматься как эффективное средство распространения информации и идей, способом осуществления воспитательного влияния на студентов. Информационные и телекоммуникационные технологии должны создавать необходимую информационную среду, регулируемую образовательным учреждением и используемую студентами во внеучебном пространстве. Как полагает А.Б Денисов, «игнорируя и упуская огромные возможности <…социальных сетей…> в воспитательных целях, мы можем совсем потерять контроль над процессами социализации молодого поколения»[3].
Итак, формирование и становление профессиональных и социальных компетенций, необходимых для успешного решения профессиональных задач в условиях подготовки к будущей профессиональной деятельности, может быть крайне эффективным.  Для полноценной имплементации внеучебной деятельности необходимо конструировать особое коммуникационное пространство, которое будет отличаться взаимоуважительным уровнем взаимодействия коллектива преподавателей и студентов, общей совместная ответственность преподавателей и студентов за результаты внеучебной деятельности, формированием командного духа и т.д.
Среднее профессиональное образование должно отвечать основным запросам личности студента, удовлетворять потребности в получении качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, приобщении к научно-исследовательской деятельности, что в дальнейшем делает выпускников  конкурентоспособными на рынке труда.    
Список литературы:
  1. Белошапка Р.А. Внеучебная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. №1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneuchebnaya-deyatelnost-kak-faktor-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studentov (дата обращения: 15.11.2019).
  2. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук.
  3. Денисова А. Б. К вопросу об использовании информационных и телекоммуникационных средств во внеучебной сфере деятельности образовательного учреждения // T-Comm. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-informatsionnyh-i-telekommunikatsionnyh-sredstv-vo-vneuchebnoy-sfere-deyatelnosti-obrazovatelnogo (дата обращения: 15.11.2019).
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет журнал «Эйдос». 2006. ЦКЬ: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 15.11.2019)
  5. Потапова М.В., Каменкова Н.В. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей спо на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций различного типа // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-studentov-pedagogicheskih-spetsialnostey-spo-na-osnove-setevogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 15.11.2019).].
  6. Филатова О. В., Ильина Ю. В., Семенова Е. Г. Внеучебная деятельность в вузе как условие формирования ключевых компетентностей у выпускников социального факультета // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneuchebnaya-deyatelnost-v-vuze-kak-uslovie-formirovaniya-klyuchevyh-kompetentnostey-u-vypusknikov-sotsialnogo-fakulteta (дата обращения: 15.11.2019).
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»