Ценностно-смысловые основы музыкального искусства
Сакаева Елизавета Геннадьевна
Воспитание яркой индивидуальности определяет личностно-ориентированную направленность системы образования в России. Этот подход весьма значим в контексте эстетического воспитания и художественного образования, где первостепенным является принцип целостности в процессе творческого развития личности. Личностное развитие человека «через искусство» имеет особый нюанс, поскольку репрезентирует личность как человека-творца, реализующего свой дар и свои творческие интенции[1]. Эстетическая деятельность как внутреннее переживание индивидуума проецируется в определенные виды понимания и выражения, различные формы художественно-продуктивной деятельности, формирующих интегральную природу духовного мышления личности.В этой связи представляется весьма значимой следующая мысль выдающегося ученого в области музыкальной психологии Б. М. Теплова: «По отношению к музыке и литературе нередко высказывается мнение, что творческая деятельность доступна лишь отдельным специально одаренным детям и что поэтому ей не может быть места в массовом художественном воспитании. Психологические данные говорят о том, что последнее мнение несправедливо и что раннее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую, а не только «воспринимающую» деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям»[2]. Поэтому система музыкально-творческого развития школьников, которая была инициирована Д. Б. Кабалевским, стала магистральной идеей общего музыкального образования в России, ибо «собственно творческая деятельность учащихся (сочинение музыки, импровизация), тяготение к которой, хотя бы и в самых наивных формах, заметно у большого числа детей в раннем возрасте, насколько это возможно, желательно развивать и в школе, в рамках классных и внеклассных занятий музыкой»[3].
Генерируемые музыкой качества имеют личностно-универсальный облик, проявляющийся в любых видах деятельности. Как показывают практические наблюдения, активно включенные в занятия музыкой дети благополучно решают задачи, предполагающие высокий показатель ассоциативных обобщений и творческих проявлений в художественно-неспецифических формах образовательного процесса.
Таким образом, изложенное выше указывает на огромный потенциал музыки в формировании целостности процесса творческого развития личности и определении ценностно-смысловых основ ее духовного мышления. О важности последнего весьма показательны мысли композитора Владимира Коровицына.[4]:
«Вы считаете, назначение музыки в том, что она должна менять внутреннее мироощущение?» |
«Настоящая музыка — да. Человек должен становится мягче, терять свою агрессию природную, стремиться к красоте в любых её проявлениях: от внешнего вида до языка, на котором он общается. И искать эту красоту везде и стараться сделать, чтобы вокруг было более красиво. Это, по-моему, главный атрибут в нашем мире: не добро и не истина, а красота. Вот я адепт красоты или хочу им быть (выделено мною. — С. Е.)». |
[1] Мелик-Пашаев А. А. Трансформация детской игры в художественное творчество / А. А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская // Искусство в школе.1994. № 2. С. 9–18.
[2] Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. С. 16–17.
[3] Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления : Избранные статьи и доклады / Д. Б. Кабалевский. АПН СССР. М. : Педагогика, 1986. С. 26.
[4] Гончаренко Ю. Владимир Коровицын: «Корю себя за то, что у меня больше минора, но душа русская так устроена, что не очень хорошо воспринимает мажор» : интервью / Ю. Гончаренко, В. Коровицын // Великий Новгород.ру : информационное агентство. 23.09.2016. URL: http://vnru.ru/projects/interview/kompozitor_vladimir_korovitsyn_koryu_sebya_za_to_chto_u_menya_bolshe_minora_no_dusha_russkaya_takim_/ (дата обращения: 05.05.2018).
[5] Там же.