Информационно-коммуникационные компетенции преподавателя
среднего профессионального образования
Гусева Надежда Борисовна
СПБ ГБПОУ ПСК СПБ ЦПС
Санкт-Петербургский
Пожарно-спасательный колледж
Путь к качественному обучению студентов лежит через непрерывное обучение самих преподавателей. Таким образом, возникает вопрос о профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает не только знания в области ИКТ, но и умение их эффективного использования в профессиональной подготовке специалистов, востребованных на современном рынке труда.
Педагоги должны научиться самостоятельно определять наиболее подходящие способы эффективного включения информационных и коммуникационных технологий в процесс образования с учетом содержания учебного процесса, культурной среды, экономической ситуации и потребностей общества.
При разработке ФГОС, главная проблема состоит в том, что необходимо определить, каким образом следует преобразовать учебную программу и процесс подготовки преподавателей, чтобы сформировать у обучаемых навыки, которые позволят им эффективно работать в новой динамичной, информационно насыщенной и постоянно изменяющейся среде.
Ни для кого ни секрет, что распространение ИКТ способствует появлению новых профессий, непосредственно связанных с компьютерами, а с другой стороны, исключает потребность во многих видах неквалифицированного или малоквалифицированного труда.
Информационные и коммуникационные технологии предоставляют мощные средства для преобразования нынешней классно-урочной модели образования, в которой центральная роль принадлежит преподавателю и основной является работа с текстами, в богатую, ориентированную на обучающегося, интерактивную среду для работы со знаниями. Чтобы справиться с такими задачами, учебные заведения и преподавательский состав должны освоить новые технологии и приспособить инструментарий ИКТ для использования в учебном процессе. Конечной целью будет переход к новой парадигме обучения. Эта цель не будет достигнута, если не изменить традиционный подход к процессу обучения и не осознать возможности новых цифровых технологий, которые позволяют создавать новые, более привлекательные для обучающихся, учебные среды. Работа в изменившихся условиях позволит студентам принимать на себя большую долю ответственности за результаты учебы и формирование собственной системы знаний.
По мере того, как технологии приводят к изменению всех аспектов жизни общества, меняются наши представления о том, что необходимо изучать студентам для их успешности в условиях новой мировой экономики. Прежде всего, они должны научиться ориентироваться в больших объемах информации, анализировать ее, принимать решения, а также осваивать новые области знаний, поскольку общество становится все более технологичным. Им придется учиться в течение всей жизни, в сотрудничестве с другими людьми решать сложные задачи, а также эффективно пользоваться различными системами для передачи своих знаний другим.
Как отмечают современные исследования, и показывает образовательная практика для информатизации образования недостаточно приобрести в учебное заведение компьютеры, объединить их в сеть и подключить к Интернету. Компьютер - это только инструмент для работы с информацией, поэтому, говоря об информатизации образования, прежде всего надо говорить о создании в учебном заведении информационной образовательной среды (ИОС).
Ключевой фигурой информационной образовательной среды является педагог. Именно он решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства ИКТ в учебном процессе.
Вот тут и встает вопрос о профессиональной компетентности педагога в области ИКТ.
Формирование ИКТ- компетентности подразумевает:
- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами программного обеспечения;
- применение Интернета и других цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
Современные требования при аттестации, предполагают наличие грамотного использования ПК и программного обеспечения в профессиональной деятельности преподавателей.
Условиями повышения уровня ИКТ – компетентности являются:
- регулярное обучение на курсах повышения квалификации по различным направлениям учебной деятельности, в том числе дистанционное;
- участие в семинарах, вебинарах, конференциях различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, что позволяет преподавателям обмениваться между собой своими идеями и опытом;
- участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах не только самих преподавателей, но и студентов под руководством преподавателя, что повысит их заинтересованность в ИКТ;
- использование в своей деятельности полного спектра цифровых технологий и программного обеспечения, включающих в себя коллекции ЦОР и Интернет-ресурсов;
- создание материалов учебных заданий и тестов, выполняемых с активным использованием ИКТ;
- создание собственных проектов по использованию ИКТ в учебном процессе.
Теперь немного конкретики.
Например, участвуя в онлайн – семинаре «Организация проектной деятельности: Среда ГлобалЛаб», организованной онлайн площадкой Фоксфорд, я узнала, что существует сообщество исследователей всех возрастов, где каждый может создать собственный учебный, исследовательский или даже научный проект, привлечь единомышленников к сбору данных по всему миру, опубликовать результаты в виде инфографики и, возможно, совершить настоящее открытие. Участие студентов в этой среде позволит сформировать у них следующие компетенции:
- умение анализировать данные;
- способность обосновывать правильность полученного результата;
- умение применять на практике полученные знания;
- умение выполнять исследования, направленные на получение ответов на собственные вопросы;
- способность выявлять проблемы, ставить задачи и искать пути их решения;
- компьютерная грамотность и коммуникативная и исследовательская компетентность.
Несомненно, огромную роль в повышении ИКТ-компетентности преподавателей и, для меня лично, играет АНЭКС Центр дополнительного профессионального образования. Это именно, та площадка, на который преподаватели могут участвовать в городских, Всероссийских и международных семинарах и вебинарах и мастер-классах, а также обучаться на курсах повышения квалификации. Получая новую востребованную информацию, преподаватели повышают свою компетентность и могут использовать полученные знания для повышения качества учебного процесса.
Хорошие результаты в овладении знаниями по ИКТ и общеобразовательным предметам, дают олимпиады. Например, в нашем колледже студенты принимают участие не только во внутренних олимпиадах, но и в городских, и международных. В последнее время были проведены
- Международная онлайн-олимпиада Фоксфорда (второй сезон) по общеобразовательным предметам, на которой наши студенты показали высокий уровень подготовки, завоевав большое количество дипломов.
- Международный дистанционный блиц турнир проекта «Новый урок», где наши студенты также завоевали дипломы различных степеней и грамоты.
На мой взгляд участие студентов в таких мероприятиях является хорошим методом повышения уровня образовательной и специальной подготовки и уровня своей самооценки.
ИКТ- компетентность преподавателя позволит ему не только использовать готовые цифровые образовательные ресурсы и Интернет-ресурсы, но и самому создавать свои цифровые ресурсы (презентации, электронные тесты, сайты) и грамотно обучать этому студентов. Несомненно, это будет способствовать более качественному процессу обучения и глубокой заинтересованности студентов. На сегодняшний день, наибольший интерес у студентов вызывают сетевые проекты, которые можно реализовать с помощью социальных сервисов Google. Создавая сетевые проекты, студенты становятся не пассивными потребителями образовательных ресурсов, а являются, что немаловажно, активными создателями электронных образовательных ресурсов, которые в дальнейшем преподаватели смогут использовать на своих уроках. Предоставляя в совместный доступ различного рода документы (текстовые, табличные, презентации, формы) у студентов и преподавателей появляется возможность не только создания, редактирования, но и совместного их использования. В результате работы над проектами студенты смогут раскрыть свой творческий и исследовательский потенциал, продемонстрировать имеющиеся у них умения совместного взаимодействия в Интернет - пространстве, а преподаватели сделать процесс обучения наиболее интересным и отвечающим современным требованиям новых образовательных стандартов третьего поколения.
На своих уроках я использую не бумажные тесты, а электронные, набранные в MYTESTдля проверки знаний, полученных в результате теоретического обучения по отдельным темам, и для итогового тестирования. Данная программа позволяет создавать тесты различного уровня:
- Одиночный выбор;
- Множественный выбор;
- Указание порядка;
- Сопоставление;
- Ручной ввод числа;
- Ручной ввод текста;
- Заполнение пропуска.
Для начала тесты можно дать студентам в обучающем режиме, чтобы они смогли самостоятельно проверить свою подготовку, а затем провести контрольное тестирование. Такой вид обучения достаточно хорошо дисциплинирует студентов и экономит время преподавателя, так как он не требует ручной проверки, компьютер сам выставляет оценку.
На данный момент существует множество и других способов, и методов нетрадиционного обучения, а их использование целиком зависит от компетентности преподавателя. Чем выше ИКТ компетентность преподавателя, тем интереснее и познавательнее проходят занятия, что несомненно влияет на повышение уровня подготовки студентов не только в области информатики, но и в других областях знаний.
Исходя из всего сказанного, цель моей работы как преподавателя ИКТ, состоит в подготовке высококлассных специалистов, которые к концу обучения смогут достаточно грамотно создавать собственные проекты по предметам профессиональной направленности, а также курсовые и дипломные работы, а в конечном итоге, быть востребованными на современном рынке труда.