Применение ЭОР на занятиях математикой в медицинском колледже
Голушкова Наталия Николаевна,
преподаватель математики Санкт-Петербургского ГБОУ
среднего профессионального образования
«Медицинский колледж № 3
Математика в Медицинском колледже один из второстепенных предметов. Изучается он на 1 курсе. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки 32 часа, самостоятельной работы 16 часов.
Таким образом, возникает потребность внедрения инноваций в образовательный процесс с целью повышения качества образования. Одним из способов решения этой проблемы является применение в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Задача, весьма непростая, но интересная. Она состоит в разумном использовании ЭОР с пользой для образовательного процесса, ориентировании его на медицинскую тематику и в конечном итоге доказательства того, что математика нужна обучающимся - медикам в их будущей жизни и работе.
ЭОР - это способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Они опираются на процессы восприятия, памяти, внимания, на творческое, продуктивное мышление.
Примеры, иллюстрирующие применение ЭОР на занятиях математикой в Медицинском колледже.
- Практическое занятие в виде учебной дискуссии
по теме «Расчет основных показателей для выборки».
На занятии ставится проблема, связанная со здоровьем обучающихся, которую можно решить, используя знания математики.
С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих, используются
следующие приемы работы с ЭОР: работа в Internet, работа с презентациями, созданными преподавателем и обучающимися, работа па ПК для создания диаграмм и презентаций.
- Проблемная лекция по теме «Производная и дифференциал»
Ставится медицинская проблема, которую можно решить, используя знания математики, а именно, владея методами дифференциального исчисления: определить наиболее благоприятные дни проведения операционного вмешательства, скорость размножения бактерий и т.п.
С целью вовлечения в активную познавательную деятельность всех присутствующих, для совместной деятельности обучающийся-преподаватель на всех этапах лекции подача рассматриваемого материала проводится в виде презентации.
- Лекция со « стопами »по теме «Неопределенный интеграл».
Лекция читается дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» используется прием « составление кластера».
ЭОР при подаче рассматриваемого материала используются в виде презентации на всех этапах лекции.
-
Практическое занятие в виде «мозгового штурма»
по теме «Метрическая система единиц»
Перед обучающимися, работающими малыми группами, создается проблемная ситуация на медицинскую тему и ставится задача по ее решению.
ЭОР применяются на всех этапах занятия:
Постановка проблемы - презентация преподавателя;
Создание банка идей – просмотр в Internet список информационных ресурсов, предложенных преподавателем;
Обработка результатов - использование ПК (Word, Excel);
Представление решений – использование ПК (Power Point,Paint).
ЭОР - помогают обучающимся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа проблемных ситуаций, ситуационных задач, а так же при выполнении домашней внеаудиторной работы.
Мне, как преподавателю, ЭОР дают большое количество информации для углубления знаний о предмете, чаще всего я использую следующие ресурсы:
http://www.pm298.ru/
Math.ru: http://www.math.ru/
Math-Net.ru: http://Math-Net.ru/
http://www.uchportal.ru/
http://www.mccme.ru/
http://www.exponenta.ru/
помогают в подготовке КОС-ов (контрольно-оценочных средств) для разноуровнего опроса обучающихся и в оценивании знаний.
Использование ЭОР в процессе обучения математике способствует эффективному формированию у обучающихся элементов информационной компетенции, общепредметной компетенции, овладению определенной системой знаний, умений и навыков, а также приобретению некоторой совокупности компетенций, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни.
Применение ЭОР существенно влияет на деятельность преподавателя, его профессиональное и творческое развитие, способствует появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.Это соотносится с основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".