Анализ психологических текстов как средство становления общих и профессиональных компетенций в процессе освоения учебной дисциплины «Психология»
Королева Ирина Викторовна,
преподаватель ГБПОУ «Педагогический колледж №8»
Санкт-Петербурга
Вопросы профессиональной компетенции человека – это проблема, связанная с решением вопросов соответствия готовности будущего специалиста решать профессиональные задачи в условиях реальной профессиональной деятельности, продиктованные разными условиями работы, требованиями работодателей, общества и государства. В настоящее время в условиях реформирования профессионального образования актуализируется проблема качества подготовки педагогических кадров. Повышение качества реализуется посредством компетентностного подхода. Сущность его в том, что акцент делается на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ФГОС) по специальности 050144 « Дошкольное образование» в процессе обучения в педагогическом колледже будущий воспитатель должен овладеть системой общих и профессиональных компетенций. Формирование компетенций в процессе обучения в педагогическом колледже нельзя обеспечить только содержанием учебных дисциплин, междисциплинарных курсов или профессиональных модулей в целом. Компетенции - это результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды, учебно-методических комплексов и т.д. Овладение компетенциями может быть весьма проблематично на этапе обучения в педагогическом колледже и судить о том, обладает человек компетенциями или не обладает, можно лишь по его деятельности. В процессе обучения важным является разработка программно-методического обеспечения всех учебных дисциплин, профессиональных модулей, но не менее важным будет выделение критериев, которые позволят определить способность выпускника применять знания и умения, т.е. позволят решать вопросы диагностики компетенций.
В нормативных документах подчеркивается, что компетенции не могут быть выявлены при проверке отдельных результатов, и что они требуют задач, которые покрывают широкий спектр результатов, контекстов или ситуаций, которые необходимо освоить. Все оценочные процедуры должны быть направлены не на выявление знаний (классические формы контроля), а на то, чтобы понять, какими способностями и умениями обладает студент.
При этом в качестве формулировок, выражающих ориентацию образовательных программ на результаты образования и компетенции, предлагаются такие, в которых применяются глаголы действия, то есть глаголы, которые указывают, каким образом студенты могут доказать приобретенные компетенции. Компетентность является деятельностной характеристикой и отражает субъектную позицию студента.
Овладение компетенциями и оценка компетенций по учебной дисциплине
«Психология» сложна , а для студентов колледжа особенно важно овладение компетенциями по возрастной психологии. Интересной для студентов , информационной для преподавателя может быть работа студентов с психологическими текстами. Данная работа может быть средством диагностики приобретенных компетенций.
Работа с текстами по проблемам возрастной психологии проводится на основе изученного теоретического материала и на основе самостоятельного изучения литературы, информационных источников, проводимых наблюдений в период учебной и производственной практики. Основная цель такой работы: способствовать развитию интереса к возрастной психологии, формированию психологического мышления, практических и исследовательских умений и навыков, а главное, формированию психологической компетентности. Результатом данной работы должно быть:
- более глубокое знание возрастных особенностей детей;
-умение осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность;
- умение пользоваться психологической информацией;
- умение разрабатывать психологические рекомендации;
- умение применять психологические знания для научного подхода к своей педагогической деятельности;
- умение самостоятельно работать с научной психологической литературой.
Работа с текстами эффективна для формирования и диагностики следующих общекультурных компетенций:
-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
-оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
-осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
-осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания , смены технологий. В результатах работы с текстами можно увидеть качество освоения обучающимися содержания учебной дисциплины и результаты освоения по отдельным разделам « Общая психология», « Возрастная психология», а также умения обучающихся применять знания психологии при решении педагогических задач и выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников.
Педагогической наукой доказано, что формирование и развитие активности и самостоятельности в познавательной деятельности обязательно связано с мотивом, с осознанным побуждением, которое и обуславливает целенаправленную деятельность. Важным стимулом положительной мотивации является осознание обучаемым важности получаемых знаний для своей профессии. В связи с этим является очень важным обеспечить профессиональную направленность обучения в изучении дисциплин. В частности, по психологии большое значение имеет чтение текстов по специальности. Однако при их отборе необходимо учитывать три основных условия, определяющих эффективность воздействия текста на личность.
Во-первых, содержание текста должно быть значимым для личности, т.е. отвечать ее потребностям и запросам. Личность должна понимать практическую пользу материала. Во-вторых, текст будет активно восприниматься в том случае, если он будет доступен для понимания. В- третьих, содержание текста будет активно восприниматься при условии, если человек внутренне согласен с аргументами и выводами, заключенными в данном тексте. Анализ проблемы приводит к выводу о том, что к числу указанных выше средств могут относиться тексты, представленные в профессиональных журналах, в которых некие «эталоны», «стандарты» критического осмысления окружающего мира будет представлять сам автор продукта.
Работа с текстами психологического содержания на уроках психологии – составная часть реализации личностно-ориентированного обучения, она способствует формированию мировоззрения, жизненной позиции, коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение языком в разных сферах и ситуациях его использования. Обогащение понятийного аппарата в рамках учебной дисциплины, готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию – к таким результатам может привести систематическая, правильно организованная комплексная работа с текстом. Основными организационными формами анализа психологических текстов, применяемыми в практике, являются:
- Групповая работа под руководством преподавателя;
- форма самостоятельной работы студентов;
- обобщение изученного или проверка знаний, умений студентов.
Для комплексного анализа студентам предлагаются небольшие тексты: миниатюры или фрагменты больших текстов, обладающие автономностью и признаками целого текста. В организации анализа текста можно исходить из широко известного высказывания Л.С. Выготского, который утверждал, что слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает свой смысл только в контексте абзаца, абзац – в контексте книги, книга – в контексте всего творчества автора. Исходя из этого, необходимо подбирать для анализа фрагменты текстов таких авторов, личность и труды которых уже известны студентам или изучаются в данный момент на уроках психологии. Если это условие не может быть выполнено, то работе с текстом можно использовать небольшое пояснение, короткое слово об авторе текста, из которого взят фрагмент.
В психологии различают три ступени понимания текста: первая – прочитал текст и не все в нем понял; вторая – прочитал текст и понял только то, что в нем есть; третья – прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет. Талантливый читатель всегда старается подняться на третью ступень понимания текста, т. е. читать не только текст, но и подтекст, «между строк». Такое «общение» с текстом – одна из составляющих коммуникативной компетенции. В этом преподаватель и должен помочь студенту.
Комплексный анализ текста – исследовательская, творческая работа, поэтому единого плана анализа быть не может. Важно, чтобы преподаватель уделил достаточно времени и внимания разработке заданий, направляющих деятельность студентов.
Комплексная работа с текстом как форма самостоятельной работы или проверки знаний, умений студентов проводится обычно на уроках повторения, обобщения и систематизации изученного. К одному тексту может предлагаться много разнообразных заданий. Это дает студентам возможность выбора (выполняются не все задания к тексту), что создает предпосылки для восприятия учебной ситуации как естественной. Разнообразные вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам.
Задания к тексту, ориентированные на проверку знаний, умений , которые используются на экзаменах по психологии , могут быть одинаковы для всех студентов (работа по отбору категорий психологии из текста, краткая характеристика выбранных понятий, анализ текста с точки зрения возможностей использования материалов текста в профессиональной деятельности). Терминологические диктанты по психологии могут включать материал, отобранный из анализируемого текста.
Целенаправленное систематическое использование психологических текстов, их анализ может повысить уровень коммуникативной культуры, а также даст возможность формировать общие и профессиональные компетенции.
Литература:
- Федеральные государственные образовательные стандарты СПО.2009г.
- Зебзеева В.А. Практика в подготовке специалистов дошкольного образования: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
- Сборник учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию ОПОП СПО экономического профиля в условиях введения ФГОС СПО / под ред. д.э.н., проф. Л.И. Гончаренко, к.п.н. Н.Л. Гунявиной. М.: Финуниверситет, 2012. 68 с.