Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение будущего учителя культуре и технике речи

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Профессиональное владение речью, как устной, так и письменной, важно для учителя всех степеней, но для учителя начальных классов это умение обретает особую значимость. Образная, грамотная, лексическая и интонационно богатая, логическая, живая речь учителя на уроке, вне его, в общении с детьми, родителями и коллегами позволяет решить многие узловые учебно-воспитательные задачи, призвана развить речь детей.

Культура речи педагога – понятие емкое и многогранное. Специально отобранные и использованное в конкретном акте общения элементы языка и являются по сути дела речью. Точность правильность такого  отбора зависят от эрудиции автора речи, его умений осознанно выбирать и применять языковые средства, необходимые именно сейчас, в данную минуту.

Основой для развития культуры речи является ее правильность, основанная на понятии нормы. Орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы языка помогают содержать речь в определенном равновесии, способствуют сохранению богатства языка и дальнейшему его развитию. В понятие «культура речи» входят также и такие компоненты, как чистота, точность, выразительность и др. во многих ситуациях общения речь учителя должна быть пронизана живым отношением говорящего к тому, о чем он говорит. Вот почему порой, казалось бы, внешне безупречно грамотная речь, но «холодная изнутри», не освещенная заинтересованным отношением автора речи к предмету разговора, не доходит до слушателя, а иногда вообще дает обратный результат. Поэтому речь учителя невозможно оторвать от его личности, от стиля отношений с детьми. Учителя, чьим профессиональным кредо является демократический, личностно-гуманный подход к детям, должны постоянно совершенствовать и обновлять внешние средства педагогического общения. В центре речевого взаимодействия учителя с детьми призван стать диалог, исключающий одностороннее речевое воздействие учителя и предполагающий максимальную активность субъектов общения. Думается, что типичные недостатки в речевой деятельности (непоследовательность, отвлечение от изучаемой темы, многословие, неумении=е точно выразить свою мысль и др.) исходят во многом из односторонней направленности речи педагога, исключающей высокую внутреннюю культуру и профессиональное мастерство. Печально известный «учительский монотон» как раз является следствием «законсервированности» учителя в роли ментора, не умеющего вести диалог, чувствовать партнера по общению, стимулировать его к высказыванию.

Практика показывает, что целесообразно применять задания творческого характера, где органично сочетаются, с одной стороны, возможности развития педагогических способностей, с другой – приобретения и пополнения лингвистических знаний. В этом плане эффективны следующие задания:

1)     Приведите примеры нарушения норм литературного языка (произношения, ударения, словообразования, морфологических, синтаксических, стилистических норм), используя свои жизненные наблюдения и различные литературные источники;

2)     Посетите урок или внеклассное мероприятие в начальной школе; проанализируйте речь учителя с точки зрения культуры речи; дайте оценку ее компонентам( чистота, выразительность речи и т. д.);

3)     Варианты деловых игр:

a)      Выберите фрагмент объяснения нового материала по чтению, русскому языку, окружающему миру; воспроизведите фрагмент перед воображаемым классом, используя фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и т.п.;

b)     Выберите фрагмент беседы перед родителями; выступите с беседой;

c)      Выберите в текстах «Книг для чтения» слова, нуждающиеся в объяснении: религия, психология и т.п.;

d)     Представьте себе свой первый визит к родителям ваших учеников и разговор с ними;

4)     Потренируйтесь в составлении образцов письменной речи (отчета, заявления, аннотации, реферата и т.п.), а также в оформлении школьной письменной документации.

Культура речи педагога неотделима от отработанной до автоматизма техники речи. Говоря о культуре и технике речи, мы должны понимать диалектику этих явлений, выступающую в единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Примером такого единства может служить соотношение логики содержания текста и логики изложения или эмоциональности и экспрессии речи.

Под техникой речи мы подразумеваем систему технологических приемов дыхания, голосообразования, дикции, темпоритма, интонации, доведенных до степени автоматизма, обеспечивающую профессиональное педагогическое взаимодействие.

Начинать обучение техники речи следует с постановки дыхания. Речь обеспечивается фонационным дыханием, которое отличается от физиологического необходимостью экономно расходовать воздух и своевременно его возобновлять. Звук образуется на выдохе, поэтому для речи всегда нужно максимум дыхания. Среди четырех типов фонационного дыхания: верхнего, грудного, диафрагмального и диафрагмально-реберного – только последний тип является оптимальным для фонационного обеспечения речевого акта.

Суть диафрагмально-реберного дыхания заключается в следующем: диафрагма, сокращаясь, опускается вниз, в результате чего выпячивается верхняя часть живота, грудная полость расширяется в вертикальном направлении. Грудная клетка раздвигается в горизонтальном положении, а подтягивание нижних стенок живота (косых мышц) служит созданию опоры для диафрагмы. При соблюдении этих правил дыхания легкие максимально заполняются воздухом.

Проверить правильность диафрагмально-реберного дыхания можно, положив левую руку на грудь, правую – на ребра большим пальцем спереди.

Необходимо заметить, что упражнения для развития мышц «речевого» пояса (мышцы живота и межреберных мышц) следует начинать с приведения своего организма  в рабочее состояние, снятия эмоционального и физического напряжения. Этому в значительной степени способствует аутогенная тренировка,  упражнения на расслабление мышц и снятие зажимов. Такие упражнения выполняются сначала под руководством преподавателя, затем самостоятельно. Приведем примерную схему такого упражнения: сидя на стуле, примите позу релаксации (руки свободно лежат на коленях, ноги чуть расставлены, голова слегка опущена вниз). Расслабьте лоб, брови, опустите веки – правое, левое, расслабьте щеки – правую, левую, челюсти, губы, мышцы шеи,  плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки, ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. Рисуйте картину отдыха (на берегу моря, в лесу). Задайте себе желаемое состояние (например,  у меня бодрое настроение, высокая работоспособность…), обязательно выйдете из состояния релаксации (можно со счетом 1, 2, 3…).

Для развития диафрагмально-реберного дыхания можно рекомендовать следующие упражнения:

1.      «Цветочный магазин». Исходное положение – стоя. Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигайте вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный, плавный. Упражнение повторить 3 – 4 раза.

2.      «Свеча».Возьмите узкую полоску бумаги и, представив себе что это свеча, дуйте на нее. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумажка контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: 3, 5…10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.

3.      «Проколотый мяч».Представьте себе, что у вас на уровне груди большой резиновый мяч. Он проколот. Если на него нажимать, слышно, как выходит воздух. Имитируйте звук подражательным «сссс…». Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилий, выдох должен быть плавным, энергичным, не ослабевающим к концу.

4.      «Звукоподражание».Это упражнение тренирует различные виды  выдыхания. Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, писк комара, стрекот сорок, рокот мотора, звук звонка и т.д. .

Вторым компонентом техники речи является голос. Половину своего рабочего времени учитель говорит. Поэтому педагогу необходимо заботиться о голосе, воспитывать его. В отличие от дыхания, которое является автоматическим, голос должен быть управляемым. Для этого следует уметь управлять голосовыми резонаторами. Различают два резонатора: нижний и верхний. Трахея и крупные бронхи являются грудным резонатором; полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы, в области так называемой «маски», считаются головным резонатором. В речи, в отличие от пения, регистры самостоятельно не используются. На верхних регистрах работает нижний резонатор, и наоборот. Это еще раз подтверждает необходимость воспитания профессионального звучащего голоса, основными признаками которого являются сила звука, гибкость, полетность, приятный тембр, широта диапазона. Правильно воспитанный профессиональный голос на фоне развитого речевого дыхания с соблюдением правил гигиены обеспечит учителю продуктивный труд даже при повышенной голосовой нагрузке.

Для развития голосового аппарата рекомендуем следующие упражнения:

1.      Имитация колокольного звона. Сочетание бом-бом произносится на различных регистрах с заданными или выбранными тонами.

2.      «Постанывание-убаюкивание». Представьте себе, что у вас болит зуб. Постанывая, вы изображаете различную степень воображаемой боли.

3.      «Барабанный бой». Это упражнение можно сопровождать стихотворением:

 

 

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бурю!

 

 

Пара барабанов

Пара барабанов

Пара барабанов

Била

Бой!

(И. Сельвинский)

 

4.      «Прыжок в воду». Произнося строки стихотворения, вы «пробегаете» от низкого тона до высокого и обратно.

 

 

 

 

 

             Вот                 оборот!

Взлетаю.                          и

Как птица, я                                 вниз

  Прыжок!                                                стрелой.

   взбегаю.                                                            Скрываюсь

  я легко                                                                            быстро

На вышку                                                                                     под водой.

 

5.      Диалоги в парах и стихи.

«Спор».

Первый. Чем шире наш диапазон, тем больше выразит нам он.

Второй. Давай посмотрим. Заодно проверим «потолок» и «дно».

Первый. Широк ли твой диапазон?

Второй. Широк ли? В две октавы он.

Первый. Мой шире! Мой! И т.д.

Второй. Мой шире! Вот твой «потолок», пойдем-ка вниз с тобой дружок.

Первый. Мой шире! Мой! И т.д.

Второй. Мой!

Первый. Твой шире! Вот мое и «дно».

Второй. И я закончу заодно.

«Самолет»

(центр голоса)                   Белокрылый мощный «ТУ»

                                         Набирает высоту.

(выше)                              Он летит все выше, выше…

(выше)                              Превратились точки в крыши…

(еще выше)                       Вот уже он выше туч…

(еще)                                 А теперь – меж облаками…

(еще)                                 Вдруг ударил солнца луч!

                                         Голубой простор на нами.

(еще и еще выше)             Выше, выше мчится «ТУ»,

                                         Покоряя высоту…

В тесном единстве с воспитанием голоса стоит проблема нахождения учителем нужной интонации. В отличие от дыхания, голоса, интонации нельзя обучить, всякая отрепетированность в этом плане вызывает ощущение фальши. В то же время известна точка зрения А. С. Макаренко на необходимость умения учителя обращаться к детям с заданной интонацией. «Я сделался настоящим мастером, - писал он, - только  тогда , когда научился говорить «иди сюда» с 15 – 20 оттенками». Приведем упражнения на развитие интонационного богатства голоса, которые в определенной степени формируют это умение:

1.      Скажите «здравствуйте» с оттенком удивления, недоумения, радости, равнодушия, уверенности, возмущения и т.д.

2.      Игра «Чья интонация богаче?». Участники по очереди произносят фразу типа «иди сюда», стараясь не повторить ранее звучащую интонацию. Участник, не сумевший сказать фразу с новой интонацией, выбывает из игры. Такое упражнение развивает, кроме того, умение различать оттенки интонационного рисунка речи партнера.

Но главное условие в отработке интонации – это создание ситуации общения, где верная интонация будет показана самой жизнью. Очень эффективны для этого игровые формы обучения, где речевое поведение (в том числе и интонация) студентов, исполняющих роли «учителей», «учеников» и т.д., будет обусловлено ходом развития ситуации. Приведем пример игровой ситуации.

                 Игра «ориентирование в ситуации общения».

 

Задание для учителя: «Вы – учитель начальных классов. В параллельном классе заболела учительница, и завуч попросила вас провести уроки в ее классе. Вы заходите в новый для вас класс и …»

Задание для учащихся: «Вы – учащиеся IIIкласса. После звонка на первый урок в класс заходит другая учительница. Ваша реакция?»

Следующим компонентом техники речи является дикция. Необходимо помнить, что дыхание, голос, дикция – это неразрывно связанные части единого комплекса и вся работа над дикцией должна проводиться в сочетании с отработкой правильного дыхания и устранением дефектов в звучании голоса. Условием четкой, ясной дикции является хорошая артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи. Поэтому работу над  дикцией следует начинать с артикуляционной гимнастики. Для тренировки нижней челюсти, губных мышц и мышц языка рекомендуем следующие упражнения:

Упражнение 1. (Умение правильно открывать рот.) на счет «один» челюсть опускается на расстояние  ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик – у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. На счет «два» открытое положение рта фиксируется; на счет «три» рот закрыт. Упражнение выполняется 5 – 6 раз.

Упражнение 2. На счет «один» челюсть опускается; на счет «два» челюсть двигается вправо(рот раскрыт); на счет «три» челюсть снова опускается; на счет «четыре» челюсть двигается влево; на счет «пять» челюсть снова опускается; на счет «шесть» челюсть двигается вперед; на счет «семь» челюсть возвращается в исходное положение. Упражнение повторяется 2 -3 раза.

Упражнение 3. «Пятачок». Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Упражнение повторяется 3 – 4 раза. Вариантом этого упражнения являются круговые движения «пяточком» вправо, вниз, влево, вверх.

Упражнение 4. (Тренировка мышц языка.) Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. На счет «один» кончик языка поднимается к верхним передним зубам; на счет «два» язык опускается в исходное положение; на счет «три» кончик языка поднимается к альвеолам; на счет «четыре» язык  в исходном положение; на счет «пять» кончик языка за альвеолами; на счет «шесть» - исходное положение. Упражнение повторяется 3 -4 раза.

Дикционную тренировку звуков и звукосочетаний целесообразнее начинать беззвучно и только потом подключать голос.

В специальной литературе достаточно полно представлены различные упражнения для отработки произношения гласных и согласных звуков.

Опят работы над дикцией будущего учителя подсказал наиболее оптимальный, на наш взгляд, вариант отработки звуков.

1.      Изучение правил артикуляции и орфоэпии звуков.

2.      Упражнения на произнесение звуков и звукосочетаний: би, бэ, ба, бо, бу, бы, бе, бя, бё, бю.

3.      Упражнения на вариации звукосочетаний: би-би-бип, бэ-бэ-бэп, ба-ба-бап, бо-бо-боп… и т.д.

4.      Произнесение слов с отрабатываемым звуком с непременным соблюдением всех правил орфоэпии: битва, быль, баран, поле, песня, поток, и т.п.

5.      Произнесение пары слов: борт – порт, быль – пыль, балка – палка, бар – пар и т.д.

6.      Скороговорки.

Был тупогуб, тупогубенький бычок, у бычка бела губа была тупа. Все бобры добры для своих бобрят. И т.п.

7.      Стихи типа «Живые буквы» или «Про все на свете» С. Я. Маршака.

Все упражнения необходимо выполнять, несколько утрируя произнесение звуков. Это дает возможность сосредоточить внимание на артикуляции и звучании отрабатываемых звуков.

Важная часть техники – темпоритм. Определение соответствующего темпоритма зависит от характера речи, музыкальности и особого, лингвистического чутья автора речи. Отрабатывать темпоритм можно, используя стихотворные тексты (лирика, патетика, басни, фольклор и т.п.).

В комплексе с темпоритмом и интонацией в речи педагога выступает логическое ударение, являющееся важным элементом интонационно-смысловой выразительности речи. Логистическое ударение выражает психологическую направленность речи, что очень существенно , когда мы говорим о педагогическом взаимодействии. Для отработки логистического ударения можно использовать упражнения-цитаты, чтение сложных смысловых отрывков из художественной литературы.

Обучение культуре и технике речи – процесс сложный. Многое здесь определяет установка студента, его стремление к самообразованию, адекватная самооценка своих способностей и возможностей в этой области.

Овладение культурой и техникой речи должно исключать всякое форсирование, здесь как нигде необходимо следовать принципу последовательности в обучении.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»