Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Конспект урока

Преподавателя Исаченко Светланы Ивановны

12 февраля 2014 г.

Курс: 4 Группа: 41-43 Специальность 050144 «Дошкольное образование»

Количество часов: 2

Междисциплинарный курс 03.01. ПМ 03

«Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»

Раздел 1. Основы организации обучения дошкольников

Тема 1. 3. Сущность и структура обучения детей дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе дошкольной ОО.

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации обучения: комбинированный урок

 

Задачи:

Дидактические:

·        Познакомить с сущностью и структурой обучения детей дошкольного возраста  в целостном педагогическом процессе дошкольной ОО.

·        Познакомить с особенностями деятельности и функциями педагога в процессе обучения детей дошкольного возраста.

·        Показать связь тенденций современных подходов к процессу обучения и его развития в свете новых требований ФГОС с историей вопроса.

Воспитательные:

·        Понимать сущность и значимость своей профессиональной деятельности, проявлять устойчивый интерес к ней (ОК1).

·        Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК9).

·        Строить профессиональную деятельность  с соблюдением регулирующих ее правовых норм (ОК11).

Развивающие:

·        Использовать ИК технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК5)

·        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК4)

·        Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и повышать квалификацию (ОК8).

 

 

 

Средства обучения:

·        Комплект документов, в том числе на электронных носителях. Закон РФ «Об образовании» 2012г., ФГОС дошкольного образования 2013 г. Формы для рефлексии «ПМИ».

Технические средства обучения:

·        Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

·        Мультимедийная установка;

Формы работы:фронтальная, парная, индивидуальная.

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ п/п

Содержание и структура урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы обучения и контроля

Формы обучения

Средства обучения

Развивающие ПК и ОК

 

Организационный этап

2

Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания

 

1 фаза «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

 

Актуализация опорных знаний

3

Преподаватель обращает внимание обучающихся на название темы урока  и просит ответить на вопросы:

-В чем актуальность данной темы для работников ДОУ?

-Почему?

Отвечают на вопросы

беседа

фронтальная

ОК1

ОК9

 

Целеполагание

5

Преподаватель ставит цель урока и обращает внимание на рефлексию по методу «ПМИ» - таблички, где необходимо ставить обучающимся заметки походу урока.

Обучающиеся определяют вместе с преподавателем цель урока, формулируют задачи

Беседа

фронтальная

ОК8

2 фаза «Осмысление содержания (получение новой информации)

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала -  рассказ преподавателя:

ориентируемся в понятии - обучение. Определяем сущность, структуру, содержание и особенности деятельности (функции) педагога в процессе обучения детей дошкольного возраста.

35

Преподаватель поясняет понятие обучения детей дошкольного возраста, делает упор на то, что обучение - это вид познавательной деятельности детей  и роль взрослого – это руководство и сопровождение данной деятельности.

Преподаватель поддерживает активное восприятие новой информации, ее осмысление, соотнесение полученной информации с собственными знаниями.

Обучающиеся делают записи в тетрадь.

Поддержка активного восприятия новой информации, ее осмысление, соотнесение с полученной информацией и с собственными знаниями.

лекция

фронтальная

ОК11

 

Знакомство с дошкольной дидактикой в истории педагогики.

25

Преподаватель организует прослушивание докладов и сообщений обучающихся

На тему «Теория обучения детей дошкольного возраста, ее исторические особенности».

Ян Амос Коменский, И.Г Песталоцци,  Ф.Фребель, Мария Монтессори, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.С. Симонович, Л.К.Шлегер, В.И.Логинова.

Обучающиеся читают доклады и сообщения по теме, отвечают на вопросы, демонстрируют презентации по теме,

заполняют самостоятельно таблицу «Становление теории обучения детей дошкольного возраста».

беседа

Фронтальная

 

http://www.edu.ru/.

 

http://school-collection.edu.ru/

ОК11

ОК4

3 фаза «рефлексия» (осмысление, рождение новых направлений)

 

Рефлексия. ПМИ (Плюс-Минус-Интересно)

20

Предлагает объединиться в пары для оформления общей таблички ПМИ

Работа в паре. Озвучивание результатов.

таблицы

Парная работа

ОК6

 

Домашнее задание

5

Преподаватель предлагает задание обучающимся продолжать наполнять портфолио «Ориентируемся в понятиях».

Задание: Дать характеристику образовательным ситуациямв организованной образовательной деятельности.

Составить картотеку образовательных ситуаций.

 

самостоятельная

индивидуальная

ОК5

                                       

Информационное обеспечение:

1.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ» опубликован 1 декабря 2012г в «РГ» - Федеральный выпуск №5976

2.Российское образование Федеральный порталhttp://www.edu.ru/.

3.Комитет по образованию Санкт-Петербургаhttp://www.educom.spb.ru/.

4.Каталог лучшей учебной литературы  http://st-books.ru/.

5.Издательский дом «1 Сентября»http://1september.ru/.

6.Фестиваль педагогических идейhttp://festival.1september.ru/.

7.Педагогическая библиотека. http://www.pedlib.ru/.

8.Архив учебных программ и презентаций  http://www.rusedu.ru/category_9.html.

9.Информационный образовательный порталhttp://www.openclass.ru/node/22067.

10.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru/.

11.Информационный сайт. Отдел дошкольного образования ФГУ ФИРОhttp://www.infant-school.ru/index.shtml.

 

 

 

Конспект урока

1 фаза «Вызов»(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Обратите внимание на название темы урока и ответьте на вопросы:

-В чем актуальность данной темы для работников ДОУ?

-Почему?

2 фаза «Осмысление содержания(получение новой информации)

Повторение материала: (связь с наполнением портфолио)

Фронтальная беседа.

А.

1.В чем состоит сущность обучения?

Обучение- это способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный  на передачу и освоение обучающимися содержания образования.

Обучение- это общение педагога и детей в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоение системы ценностей.

2. Что представляет собой обучение как процесс?

Процесс обучения – это развитие обучения во времени, пространстве. Последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе.

3. Как выглядит структура процесса обучения?

Процесс обучения – это взаимодействие двух процессов учения (деятельность обучающегося) и преподавание (деятельность обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования.

4. В особенности содержания образования детей дошкольного возраста?

Взаимодействие педагога и ребенка в процессе обучения осуществляется на основе содержания образования, которое раскрыто в образовательных областях примерной ООПДО.

Содержание образования обеспечивает ребенку вхождение в современный мир через взаимодействие с различными сферами культуры: родным языком, детской литературой, изобразительным искусством, музыкой, экологией, математикой, трудовой деятельностью. Происходит формирование разных знаний, специальных в рамках одного вида деятельности и общих – в рамках нескольких видов (познавательно-речевые и т.д.). В процессе обучения происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, формируются основы здорового образа жизни.

Содержание образования соответствует интересам современного ребенка  и становится основой для развития его.

5. В чем особенности деятельности педагога?

Деятельность педагога в процессе обучения направлена на организацию учебной деятельности ребенка, передачу информации, стимулирования интересов, самостоятельности, творчества, оценка их достижений.

6. Какие функции осуществляет педагог в процессе обучения?

Педагог осуществляет следующие функции: мотивирующую( формирует отношение к объекту познания), информационно-организационную ( осуществляет и организует деятельность детей, контрольно-диагностическую (определяет степень освоения материала), воспитательную (обеспечивает развитие личности ребенка).

7. Какова структура учебной деятельности ребенка?

В структуру входят задачи учебной деятельности, мотивы ее, планирование, учебные действия, результат.

 

Учебные задачи– это конкретные цели обучения, это задания, сформулированные педагогом и позволяющие ребенку понять, какие действия необходимо совершить с учебным материалом.

В младшем возрасте – характерна слитность учебной и практической задачи («Нарисовать дом», сосчитать кубики)

В среднем возрасте – дети начинают дифференцировать практическую учебную задачу, условия для формирования умения воспринимать задачу – это ее конкретность, т.е. близость к детскому опыту.

Старший возраст – включаются проблемно-игровые ситуации, т.е включается игровой сюжет и практическая деятельность.

Мотивы– в дошкольном детстве учитываются потребности, которые движут ребенком в процессе познания.

Планирование деятельности -  предварительный отбор средств и способов достижения результатов, установление последовательности действий.

Результат– это знания и умения, качество ума и интеллектуальное развитие личности, умение учиться, познавать окружающий мир.

 

Б.Знакомство с дошкольной дидактикой в истории педагогики.

Вы познакомились с целым рядом материалов об истории становления дошкольной педагогики. Таким образом, мы учимся работать с информацией, анализировать различные точки зрения  на вопросы обучения в трудах педагогов прошлых лет и выдвигать собственное мнение по вопросам обучения современных детей.

И сегодня мы заслушаем ряд докладов о педагогах прошлых лет по вопросам дидактики.

Дидактика– это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование содержанию обучения, методам обучения, формам обучения, приемам обучения, средствам обучения и принципам обучения.

Студенты ведут краткую запись в таблице «Становление теории обучения детей дошкольного возраста» и активно работают с докладчиками, просматривают презентации.

 

 

Ян Амос Коменский

  Иоганн Генрих Пестолоцци

 Фридрих Фребель

 

 Мария Монтессори

 

 Елизавета Ивановна Тихеева  и др.

 

3 фаза «рефлексия»(осмысление, рождение новых направлений)

 

Преподаватель предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ – таблички.

Метод принятия решений:Плюс, Минус и Интересно. ПМИ – автор Эдвард де Боно (род. Мальта, 19 мая 1933 г.) - британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины.

 

 

1. Берем лист чистой бумаги А4 (А3), можно использовать ПК (но на листке -  лучше).

 

2. Вверху пишем ту идею или предложение, цель которую нужно оценить.

 

3. Внизу чертим одинаковые три колонки.

 

4. Первая- «+». В ней причисляем все позитивные моменты - следствия. (Что хорошего?)

 

5. Вторая -«-». Все негативные следствия, что будет, приняв это решение. (Что плохого?)

 

6. Третья - «i». Дополнительный положительный «бонус» в следствии принятия такого решения. Обычно это эмоциональная, приятная составляющая. Или перспектива на будущее. (Что интересного?)

 

7. И оценка, каждому пункту. Субъективно. Шкалу может назначить себе сам (можно 10-ти бальной). Лучше вначале пункты в каждом столбике перечислить, а потом оценивать их, а не сразу.

 

8. Итог: считаем балы, делаем выводы.

 

+

-

i

 

 

 

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

Слушание ответов учащихся, корректировка выводов.

 

Задание для самостоятельной работы. Наполнение портфолио -«Ориентируемся в понятиях».

Задание: Дать характеристику образовательным ситуациям в организованной образовательной деятельности. Продолжи табличку.

Параметры для характеристики

Образовательные ситуации в организованной  образовательной деятельности

Направленность на решение образовательных задач

 

 

 

Продолжительность в течение дня

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма образовательной ситуации

 

 

 

Позиция педагога

 

 

 

Позиция ребенка

Освоение новых способов деятельности, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение.

 

15 мин – млад. гр 10 образовательных ситуаций

20 мин – ср.гр. 11 образовательных ситуаций

Старшая гр. - 25мин., 13 образовательных ситуаций

Подгот.гр.- 30 мин. 15 образовательных ситуаций

 

Фронтальная и подгрупповая

 

 

 

Передача социального опыта

 

 

 

Активность направлена на освоение социального опыта.

 

Составить картотеку образовательных ситуаций.  Например,

В групповой комнате появляется медведь Мишка. Он подходит к окну, качает головой: «Ох, и холодно стало на улице. Медвежата отказываются гулять: у них мерзнут лапы. А почему у вас руки не мерзнут? Что-что вы на руки надеваете? Варежки? А что это такое?»

 Воспитатель вытаскивает из кармана варежку, надевает ее себе на руку: «Вот, Мишка, варежка, в ней руке тепло». Рассматриваются все элементы варежки, обсуждается их назначение, а также материал, из которого изготовлена варежка. Воспитатель обобщает детские ответы.

«Ах, вот, что такое варежка. У меня таких,  целый сундучок. Я просто не знал, как это называется» - говорит Мишка.

Из Мишкиного сундучка по очереди появляются «Мишкины варежки» и он предлагает их надеть детям. Но оказывается, что у одной варежки мышки пальчик сгрызли, у другой нет манжеты. Под конец дети обнаруживают пару целых варежек, но они сшиты из марли. Дети вместе с воспитателем выявляют этот недостаток.

Дети очень эмоционально реагируют, показывают Мишке, чего не хватает.

Нет у Мишки хороших варежек, и воспитатель предлагает выбрать несколько пар хороших варежек. При этом важно Мишку убедить, так как он постоянно сомневается, хорошие ли это варежки, есть ли у них все части, теплые ли они и пушистые.

 Описанная игровая ситуация имеет 3 части, которые конструирует педагог:

1.     Завязка игрового сюжета, появление предмета (варежка), его рассматривание.

2.     Демонстрация предмета, вычленение его строения, связанное с назначением. Дидактический материал, у которого отсутствуют те или иные части. Освоение словаря.

3.     Выбор предмета всеми детьми, закрепление новых знаний.

Неожиданность ситуации вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, тем самым повышает их познавательную и речевую активность.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»