Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая  разработка  урока

«Современные проблемы дошкольного образования,
тенденции его развития и направления реформирования»

по дисциплине «Теоретические основы дошкольного образования»

 

Иванова Наталья Николаевна,
преподаватель С-Пб ГБПОУ «Педагогический колледж №8»

 

Автор представляет материал к уроку по специальности СПО  050144   «Дошкольное образование».

Общепрофессиональная дисциплина ОП.05.«Теоретические основы дошкольного образования» (Профессиональный цикл учебных дисциплин).

Раздел 1. Отечественный опыт дошкольного образования

Тема 1.3. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

Количество часов: 3

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации обучения: комбинированный урок

Технология «Развитие критического мышления» (см. Приложение 1)

Цель урока: Понимать современные проблемы дошкольного образования, ориентироваться в тенденциях его развития и направлениях реформирования;

 

Задачи:

Дидактические:

·        Познакомить с проблемами дошкольного образования в современной России;

·        Показать тенденции его развития в свете Закона об образовании РФ и ФГОС дошкольного образования.

Воспитательные:

·         Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес(ОК 1). 

·        Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9). 

·        Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм (ОК 11). 

Развивающие:

·        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5). 

·        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4). 

·          Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. (ОК 8). 

Средства обучения:

·        Комплект документов, в том числе на электронных носителях.Закон РФ “Об образовании”2012 г.; ФГОС дошкольного образования 2013 г.(проект). Формы для рефлексии «ПМИ».

Технические средства обучения:

·        Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

·        Мультимедийная установка.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технологическая карта занятия

 

N п/п

 

Содержание

и

структура

урока

Время

(мин)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающегося

Методы

обучения

и

контроля

Формы

обучения

Средства

Обуч-я

Развиваемые

ПК и ОК

 

Организационный этап

2

Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания.

 

 

 

I фаза «Вызов»  (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

 

Актуализация опорных знаний

3

Препод. обращает внимание обучающихся на название темы урока (на экране) и просит ответить на несколько вопросов.
• Актуален ли этот вопрос для выпускников колледжа?
• Почему?

Отвечают на вопросы

Беседа

Фронтальн.

ОК 1

ОК 9

 

 

Целеполагание

5

Препод.предлагает студентам самим поставить цели урока.

Нацелить на рефлексию по методу «ПМИ»- обращает внимание на таблички, предлагает самостоятельно делать заметки по ходу занятия.

Определяют цель урока.Вместе с препод. формулирую т задачи урока.

Беседа

Фронтальн.

ОК 8

 

 

 

 

 

 

 

 

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

 

Изучение нового материала:

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала - рассказ  преподавателя: проблемы и разработка ФГОС

35

Препод. с помощью проектора демонстрирует слайды «Совр. Проблемы ДО», дает пояснение. Поддержка активного восприятия новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.

Обучающиеся делают записи  в тетрадь. «Подсказывают» проблемы, с которыми сталкивались на практике или в жизни.

Поддержка активного восприятия новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.

Лекция с визуализацией

Фронтальн.

ОК 11

 

«Встреча» с авторами проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Организует просмотр  из Интернет фрагмента  презентациив международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости

Просмотр фрагмента  презентациив международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости

 

Фронтальн.

http://pressria.ru/media/20130614/601783488.html

ОК 1

ОК 4

 

Знакомство обучающихся с текстом ФГОС дошкольного образования 2013 г. Анализ документов.

45

Предлагает познакомиться с учебным материалом, по вопросам, размещенным в виде таблице на экране

Студенты читают материал, по мере понимания и осмысления новой информации заполняют графы таблицы.

Самост.

индивидуальная

ОК 11

ОК 4

III фаза «Рефлексия» (осмысление, рождение новых направлений)

 

Рефлексия.

 ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)

20

Сообщение необходимых заданий. Предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблички.

Слушание ответов учащихся, корректировка выводов.

Работа в паре. Озвучивание результатов.

 

парная работа

ОК 6 таблицы

 

Домашнее задание

5

Визуализаци  ФГОС ДО: выполнение презентации или в схематических рисунках –кластерах.(на экране-схемы)

 

Самост.

индивидуальная

ОК 5

Информационное обеспечение :

1.                                                                Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" опубликовано:1 декабря 2012 г. (в "РГ" - Федеральный выпуск №5976)

2.                               Российское образование Федеральный порталМинистерство образования и науки РФ   http://www.edu.ru/

3.                               Комитет по образованию Санкт-Петербурга http://www.educom.spb.ru

4.                               http://mon-ru.livejournal.com/59277.html

5.                               http://prosvpress.ru/tag/doshkolnoe-obrazovanie-2/

6.                               http://www.kp.ru/daily/26126/3018516/

7.                               http://pressria.ru/media/20130614/601783488.html

8.                               http://ria.ru/sn_edu/20130717/950265076.html

 

Конспект  занятия

 I фаза «Вызов» 

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Обратите  внимание на название темы урока Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования (на экране)

 и ответьте на вопрос:
• Актуален ли этот вопрос для выпускников колледжа?
• Почему?

Повторение материала:

Фронтальная беседа

1.Когда появилась в нашей стране единая программа для детских садов?

В начале 60-х гг. XX в. была создана единая комплексная программа воспитания детей в детском саду, ставшая обязательным документом в работе дошкольных образовательных учреждений СССР. Над содержанием этой программы работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания страны и ведущие кафедры дошкольной педагогики.

2.Каковы достоинства советской системы дошкольного образования?

И хотя советское дошкольное образование было ориентировано на запросы системы, оно имело свои достоинства: системный характер, общедоступность, государственное финансирование.

3.Какие изменения произошли в конце 80х-начале 90х годов прошлого века?

-На пороге ХХI века возникла Концепция дошкольного воспитания, авторами которой стали педагоги Давыдов В. и Петровский В.

В этой Концепции содержатся основные принципы дошкольного образования России:

·        Гуманизация(воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, природе).

·         Развивающий характер образования (ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи).

·          Деидеологизация дошкольного воспитания(приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада).

·        Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения(развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями).

-Появились разнообразные вариативные или альтернативные программы дошкольного воспитания.

 

Сегодня мы познакомимся с теми вопросами, которые волнуют каждого педагога ДОУ, родителей дошкольников,  ученых, чиновников, имеющих непосредственное отношение к дошкольному образованию.  Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

 Знакомясь с целым рядом сегодняшних материалов, попробуйте проанализировать информацию по методике ПМИ (плюс-минус-интересно).(см. Приложение 2)

Она используется в технологии «Развитие критического мышления»

Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Эдвард де Боно(англ. Edward de Bono; род. 19 мая 1933, Мальта) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины, создатель концепции «нестандартного мышления».

 

Студенты ведут краткую запись материала,  делают пометки в табличках по методике ПМИ(плюс-минус-интересно)

Тема: Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования

1. Современные проблемы дошкольного образования . В первую очередь обсудим проблемы.  Прошу подсказывать, думаю, что все эти проблемы вам знакомы:

1.                Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается явный дефицит дошкольных образовательных учреждений. Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Родители записывают ребёнка в детский сад сразу после рождения, и не всегда это является гарантией того, что он туда попадёт. В настоящее время в России 400 тыс. детей ожидают своей очереди на устройство в детский сад. Перед государством, в первую очередь, стоит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения.

2.                Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах. Администрация ДОУ вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной подготовки и опыта работы с детьми.

3.                В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: в два раза по сравнению с 2002 г. «дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования.

4.                Меняются особенности социокультурной среды современного общества –это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Следовательно необходимо построение поликультурной образовательной среды ДОУ, создание  мультикультурного образовательного пространства; необходимо искать новые технологии воспитание и развитие детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком.

 

5.    Необходимость диверсификации**(задание студентам – понятие заносится в табличку «ПМИ», графа «Интересно».посмотреть в словаре), т. е. требуется   достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

 

6.                Переход  большинства ДОУ из режима функционирования в режиме поиска и в режим развития. Потребность повышенияметодической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов педагогических учебных заведений.

 

 

7.                В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.

 

8.                Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом часто определяется наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.  Это ведет к раннему обучению детей.Надо признать, что именно такой подход – его можно условно обозначить как узко-прагматический, сориентированный на нужды системы, а не самого ребенка. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

 

 

9.                Педагогов смущает отсутствиежесткой предметности, необходимость интеграции образовательных областей. Но только в интегрированном содержании  дети  дошкольного возраста свободны делать широкий выбор и проявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности.

 

10.           В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Однако для развития очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый. Что бы это была именно игра, а не ее имитация.

 

 

11.           Информатизация дошкольного образования— процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников, Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности. Однако не все педагоги владеют ИКТ. Это затрудняет использование ИКТ в работе с детьми или делает невозможным современный канал общения с родителями и с другими членами педагогического сообщества.

 

2. Тенденции  развития дошкольного образования на современном этапе

Развитие дошкольного образования -  одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе.

Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант,  т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования. В его качестве выступают стандарты.  В каком направлении велась работа в области дошкольного образования?

1.    "Федеральные государственные требования к структуре основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано: 5 марта 2010 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5125
Вступает в силу:16 марта 2010 г.

2.    "Федеральные государственные требования к условиям реализации основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано:21 ноября 2011 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5637
Вступает в силу:2 декабря 2011 г.

3.    N 273-ФЗ

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».  Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года  Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

4.    Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) – документа, не имеющего аналогов в отечественной истории.

 Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

 

 

В июне 2013года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года.

 

В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

 

Введение ФГОС ДОв практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности. Очевидно, что должны быть разработаны «дорожные карты»*на уровне страны, регионов, конкретных учреждений, включающие как материально-техническое оснащение, так и методическое сопровождение модернизации системы дошкольного образования.

Задание студентам - выяснить значение понятия «Дорожная карта» (интернетhttp://ru.wikipedia.org) Понятие заносится в табличку «ПМИ», графа «Интересно».(см. Приложение 3)

В то же время эффективность реализации всех мер будет во многом определяться осмыслением содержания ФГОС ДО, пониманием и принятием идей авторов этого документа.

 Давайте послушаем  беседу с авторами ФГОС ДО.

 

Просмотр фрагмента  презентации в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.http://pressria.ru/media/20130614/601783488.html 14 июня 2013

 

Сегодня вы познакомитесь с последним вариантом проекта ФГОС, который, по словам специалистов, и был утвержден 28 августа.

Выберите, пожалуйста, на каком носителе информации вам удобнее работать - на бумажном или в электронном виде.  Преподаватель предлагает материалы – проект ФГОС на бумажном носителе  или  на сайте http://минобрнауки.рф.pdf.

 Вопросы для ознакомления с ФГОС дошкольного образования:

1.     Основные компоненты образовательного стандарта, структура (использовать сокращения ФГОС ДО, ООП ДО).

2.     Базовые ценности российского дошкольного образования.

3.     Принципыдошкольного образования.

4.     Цели.

5.     Задачи.

6.     Стандарт – основа для разработки…

7.     Требования, устанавливаемые стандартом.

8.     Образовательные области.

9.     Виды деятельности детей дошкольного возраста.

10.             Аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста.

11.             Формы организации образовательного процесса.

12.             Требования к психолого-педагогическим условиям реализации
основной образовательной программы дошкольного образования.

13.             Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

14.             Целевые ориентиры дошкольного образования.

 

 

  Знакомство обучающихся с текстом ФГОС дошкольного образования 2013 г. Анализ документа.-  45 минут

 

III фаза «Рефлексия» (осмысление, рождение новых направлений)

 

Предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблички.

 

Слушание ответов учащихся, корректировка выводов.

 

Задание для самостоятельной работы.  Визуализация  ФГОС ДО: выполнение презентации в  программах «PowerPoint», «Prezi»  или в схематических рисунках в тетради. Сроки сдачи-10 октября 2013 г.

Приложение 1

Технология «Развитие критического мышления»

Цель данной технологии -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

 

 

Технологические этапы

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
  Рефлексия

(осмысление, рождение новых направлений)

 

 Задачи каждого этапа технологии:

 

1.Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

Пробудитьпознавательный интерес к изучаемому материалу

Помочьучащимся самим определить направление в изучении темы

 

2.Помочь активно воспринимать изучаемый материал

Помочьсоотнести старые знания с новыми

 

3. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Помочьсамостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Формы и средства:

·        сбор данных

·        анализ текстов

·        сопоставление альтернативных точек зрения

·        коллективное обсуждение

·        разные виды парной и групповой работы

·        дебаты

·        дискуссии

Учитель:

·        направляет усилия учеников в определенное русло

·        сталкивает различные суждения

·        создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

·        дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

·        подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

 

 

Приложение 2

 

ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
автор Эдвард де Боно

 

Эдвард де Боно(англ. Edward de Bono; род. 19 мая 1933, Мальта) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины. Создатель концепции «нестандартного мышления».

1.     «Плюс»(+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»

2.     «Минус» (-)записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

3.     «Что в этом интересного?» (?)запись различных интересующих человека фактов и мыслей.

+

-

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Уточнение понятий

* Дорожная карта– это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта.В американской культуре термин «Дорожная карта» (Road map) в одном из переносных смыслов значит «план, как двигаться дальше», планы на будущее, на перспективу; наглядное представление сценария развития.

**Диверсифика́ция(новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»