Информационные технологии в проектной деятельности
Зинкевич Татьяна Ивановна
В современном обществе наиболее востребованными становятся работники с активной мыслительной деятельностью, критичным мышлением, стремящиеся к саморазвитию, умеющие приобретать знания самостоятельно, быстро перестраиваться и адаптироваться к новым условиям. В связи с этим для повышения качества образования и формирования у обучающихся профессиональных компетенций предполагается самостоятельная работа обучающихся.
Важным шагом здесь является творческая проектная деятельность обучающихся - самостоятельная завершенная работа учащегося, выполненная под руководством преподавателя.
Она направлена на развитие познавательных процессов, стимулирует умственные действия, способствует гармоничному развитию личности.
Человек с развитым критическим мышлением обладает целым набором навыков — это наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях. Критическое мышление делает обучающегося более открытым к новым, нестандартным идеям и решениям.
Обучающийся должен находить и анализировать информацию: уметь выбирать нужное, актуальное, следовать логике, делать выводы и использовать полученные сведения.
Проектный метод может предусматривать не только индивидуальную, но и парную, групповую работу, тем самым воспитывая навыки социализации и коммуникации у обучающихся, а именно:
- умение работать в коллективе, быть членом команды;
- умение планировать;
- умение распределять обязанности и разделять зону ответственности;
- умение брать ответственность на себя;
- взаимопомощи;
- умение анализировать результаты.
Проектный метод позволяет обучающимся приобретать знания и умения в процессе ее планирования и выполнения поставленных задач для достижения цели проекта.
Проектирование способствует интеграции учебных дисциплин.
В проектной деятельности обучающиеся активно используют информационные технологии:
-ресурсы Интернета: поисковые системы и отдельно взятые сайты;
-электронные библиотеки и энциклопедии, позволяющие реализовать доступ обучающихся к мировым информационным ресурсам;
- информационные среды на основе открытых баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам;
- обучающие онлайн порталы различных тематик;
- прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации)
- мультимедиа технологии – возможность представления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст, графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме; это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. В связи с этим технологии мультимедиа идеально подходят для обучения с использованием компьютерных технологий в научно-просветительской и образовательной сферах;
- телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети, сайты учебного заведения и/или преподавателя, дающие возможность опубликовать работу в сети Интернет.
Само использование информационных технологий помогает обучающемуся:
-расширять кругозор - при поиске информации находить новые источники;
-учится новому – осваивать новые программы для выполнения проекта;
-отсеивать ненужное, выбирать актуальное, проверять достоверность источников;
-применять креативность для подачи информации.
Таким образом, работа над проектом, используя достижения информационных технологий, позволяет обучающимся усваивать учебную информацию с большим интересом и отдачей, а также положительно влияет на развитие у учащихся навыков общения со всеми участниками проекта, дает дополнительную мотивацию к изучению дисциплины, а также формирует творческие способности.
Доступность для образовательных целей всего многообразия информационных технологий позволяет не только продуктивно и с отдачей обучать, но и делиться опытом, размещая работы в сети Интернет.
Важным шагом здесь является творческая проектная деятельность обучающихся - самостоятельная завершенная работа учащегося, выполненная под руководством преподавателя.
Она направлена на развитие познавательных процессов, стимулирует умственные действия, способствует гармоничному развитию личности.
Человек с развитым критическим мышлением обладает целым набором навыков — это наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях. Критическое мышление делает обучающегося более открытым к новым, нестандартным идеям и решениям.
Обучающийся должен находить и анализировать информацию: уметь выбирать нужное, актуальное, следовать логике, делать выводы и использовать полученные сведения.
Проектный метод может предусматривать не только индивидуальную, но и парную, групповую работу, тем самым воспитывая навыки социализации и коммуникации у обучающихся, а именно:
- умение работать в коллективе, быть членом команды;
- умение планировать;
- умение распределять обязанности и разделять зону ответственности;
- умение брать ответственность на себя;
- взаимопомощи;
- умение анализировать результаты.
Проектный метод позволяет обучающимся приобретать знания и умения в процессе ее планирования и выполнения поставленных задач для достижения цели проекта.
Проектирование способствует интеграции учебных дисциплин.
В проектной деятельности обучающиеся активно используют информационные технологии:
-ресурсы Интернета: поисковые системы и отдельно взятые сайты;
-электронные библиотеки и энциклопедии, позволяющие реализовать доступ обучающихся к мировым информационным ресурсам;
- информационные среды на основе открытых баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам;
- обучающие онлайн порталы различных тематик;
- прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации)
- мультимедиа технологии – возможность представления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст, графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме; это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. В связи с этим технологии мультимедиа идеально подходят для обучения с использованием компьютерных технологий в научно-просветительской и образовательной сферах;
- телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети, сайты учебного заведения и/или преподавателя, дающие возможность опубликовать работу в сети Интернет.
Само использование информационных технологий помогает обучающемуся:
-расширять кругозор - при поиске информации находить новые источники;
-учится новому – осваивать новые программы для выполнения проекта;
-отсеивать ненужное, выбирать актуальное, проверять достоверность источников;
-применять креативность для подачи информации.
Таким образом, работа над проектом, используя достижения информационных технологий, позволяет обучающимся усваивать учебную информацию с большим интересом и отдачей, а также положительно влияет на развитие у учащихся навыков общения со всеми участниками проекта, дает дополнительную мотивацию к изучению дисциплины, а также формирует творческие способности.
Доступность для образовательных целей всего многообразия информационных технологий позволяет не только продуктивно и с отдачей обучать, но и делиться опытом, размещая работы в сети Интернет.