Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ключевые цели включения студентов колледжей
в научно-исследовательскую и проектную деятельность

Беликова Оксана Геннадьевна,
преподаватель, методист
СПБ ГБ ПОУ «Экономический колледж»
 Ключевое преобразование в обществе, влияющее на развитие сферы среднего специального образования - ускорение темпов развития общества, внедрение во все сферы образовательной деятельности коммуникационно-инфорационных технологий, новых методов подачи материала, компетеннтностый подход, освоение профессиональных и общих компетенций, в соответствии с требованиями ФГОС, соответствие выпускника профессиональному стандарту.
В последнее время в образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению.
Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов
Современные колледжи готовят молодых специалистов, опираясь на  развитие такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Эти качества важны для конкурентоспособности молодого специалиста, поскольку работодателя привлекает умение работы в команде, умение мыслить творчески и самостоятельно, наличие практических навыков и т.д.
Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. Образовательная программа подготовки специалистов среднего звена – это явление более широкое сегодня
На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, принимать решение и отвечать за результат, эффективно использовать ресурсы, самостоятельно находить, структурировать информацию, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности.
Полная познавательная активность в деятельности выступает главным принципом развития инициативы, активной жизненной позиции и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке многообразной  информации. Эти качества личности современного студента, будущего молодого специалиста,  есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются только при условии регулярного, планомерного, методического  включения его в активную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой исследовательской деятельности и формирует компоненты научного познания и мышления. Основная цель включения студентов в проектно-исследовательскую деятельность – стимулирование познавательной активности, раскрытие индивидуальных творческих задатков, формирование навыков планирования и реализация  научного исследования, индивидуализации процесса обучения, развития в целом.
Динамика и расширение использования проектной технологии напрямую связывается  и с проблемой изменения эффективности обучения.
В процессе исследовательской деятельности, при выполнении проекта, студент учится выделять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических условий, по направлению своей образовательной программы. Знакомство с методами системного анализа и приемами познания сложных систем совмещается с освоением навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, переработки их, выстраивания в систему (работа с научной литературой, справочниками, ресурсами интернет и пр.)
Процесс формирования ключевых компетенций студентов с помощью проектной деятельности успешно осуществляется при соблюдении следующих условий:
- профессиональной готовности преподавательского состава к осуществлению данной задачи,
- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,
- мониторинг формирования ключевых компетентностей.
Формирование информационной компетентности обеспечивается включением учащихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников.
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность студентов выступает средством «мягкой трансформации» и привносит в нее новые смысловые акценты, приоритеты и стимулы, создает условия для перевода учащихся и преподавателей на новый уровень сотрудничества – в рамах научно-исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность - форма научной деятельности, осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, ученик решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и оказывается пусть незначительным, но шагом вперед в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности).
Таким образом, проектную деятельность возможно рассматривать как метод формирования компетенций студентов вузов (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных в различных видах деятельности), необходимых для дальнейшего трудоустройства выпускников, способами которых являются поисковая практика, навыки анализа, самостоятельная исследовательская деятельность.
 
Проектная деятельность как одно из средств повышения качества знаний на современном уроке
Метод проектов как педагогическая технология  предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
В методике преподавания профессиональных дисциплин проектная деятельность занимает особое место, так как способствует развитию исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; воспитывает способность к обучению и рассуждению.
На занятиях  теоретического обучения, в частности,  по дисциплинам Основы этики и психологии профессиональной деятельности, «Психология», использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, а обучающийся методом проекта может реализовать свои интересы; то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов универсальных учебных действий.
Занятия с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися, продуктивными.
Следует отметить, что занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес обучающихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач.
Проектный метод позволяет решать актуальные проблемы обучения:
  • низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
  
Методология и структура проекторной технологии
Основы деятелъностной теории ученья, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выговским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б.Элькониным, В.В. Давыдовым и др.
Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре целостной деятельности: (потребности – мотивы -цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). 
Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.
Проектная технология представляет собой такой способ обучения, который Джон Дьюи определил как «обучение через делание». 
«Проект» создавался для коренного изменения классно-урочной системы. Впервые проектная технология была реализована в практике обучения Джона Дьюи, а затем начала использоваться во многих школах США его учеником – Уильямом Килпатриком
Проектный метод как технология обучения представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса. Это та область дидактики и частных методик, который может использоваться в рамках определенной области знаний.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.
Таким образом, метод проектов – это:
- способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом;
- это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов;
- это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний, формирование у них специальных умений и навыков.
Цель метода проектов - направить познавательную деятельность обучающихся на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно-образовательных задач:
1. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
2. Развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации.
3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся.
Проекты различаются по доминирующей деятельности участников и могут быть: практико-ориентированными, исследовательскими, информационными, творческими, ролевыми. По комплексности и характеру контактов проекты можно разделить на моно- и межпредметные. По продолжительности - на мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты.
Используемые проекты, в рамках освоения дисциплин «Основы этики и психологии профессиональной деятельности», «Психология»
Проект «Я – будущий профессионал» (по теме Профессиограмма: виды профессиограмм):
  • изучение личностных качеств, профессиональных и деловых  качеств, применяемых в профессиональной деятельности, бухгалтера, секретаря;
  • изучение видов, уровней и техник общения, применяемых в профессиональной деятельности
  • изучение типов профессий, понятий «профессионал», «профпригодность», «профессионализм»,
  • изучение понятия профессиональный кодекс.
Итог: составление и оформление профессиограммы в электронном виде. презентация профессиограммы с использованием  MS Powerpoint и/или инфограмм
Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов.
  1. Сведения о профессии
  2. Доминирующие виды деятельности
  3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности)
  4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
  5. Области применения профессиональных знаний
  6. Классификационная карточка профессий (в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии).
Проект «Я – личность» (по теме Феномен человека: личность-индивид-индивидуальность)
изучение понятия темперамент (представление в виде инфограммы работы  «Темперамент в ассоциациях»
изучения понятия характер и разграничение понятий «характер-темперамент»
изучение понятий эмоции и чувства, разграничение этих понятий (выполнение электронной презентации по заданию «Сводка        погоды». Описать своё настроение в форме сводки погоды)
Проект «Психология конфликта» (по теме «Конфликт как явление социальной жизни)
(Изучение определения, видов, структуры, причин, функций, путей выхода из конфликта и т.д.)
Выполнение микрозаданий, которые формируют представление понятии конфликта, его эскалации, конфликтогенах, о видах конфликтов и стилях поведения в конфликтах. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»