Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальность дуального образования

Ляпушева Ольга Викторовна

Вопрос о качестве образования становится в последние годы все актуальнее. Это касается он всех уровней образования: и основного, общего, и профессионального.Какие специалисты необходимы производству, чтобы хорошо выполнять определенную должностными обязанностями работу? Естественно, с достаточным уровнем владения теорией и практикой, адаптированные к данному производству. Тут-то и проблема. Существует должность, есть выпускник, определена квалификация, а должного уровня владения ею нет. Образовательное учреждение осуществляет подготовку по стандартам и зачастую не имеет должного понятия о специфике производства. Кто может ему помочь? Конечно предприятие!
Обеспеченность кадрами в той или иной отрасли следует, на наш взгляд, изучать в качественном и количественном аспектах. Мы полагаем, что необходимо акцентировать внимание на качественном аспекте, и предпримем попытку рассмотрения возможных траекторий совершенствования образовательного уровня специалистов, каким условиям отвечает дуальная система образовании.

При дуальной системе в образование привлекаются как учебные заведения, так и производственные предприятия, фирмы, организации. Программы дуальной системы образования интегрируют в себе теорию и апробированные на практике ноухау. Содержательный смысл преобразований состоит в том, что дуальное образование обучающиеся получают одновременно в двух учебных заведениях: университетах и институтах – теоретическую часть, а на производстве – практическую. Дуальная система в качестве отличительной характеристики от традиционной предполагает во время всего периода обучения чередование теории и практики, что приводит к результативности и эффективности использования полученных знаний и навыков. От профессионального школьного обучения система дуального образования отличается еще и тем, что большая часть учебной недели посвящена практике на предприятии, а меньшая (1–2 дня) – образовательному учреждению.

Как правило, дуальная система образования используется в технической и социально-экономической областях, охватывая также строительное, инженерное направления. Дуальная система неплохо зарекомендовала себя и в социальном менеджменте, менеджменте туристического дела.

Преимущества дуального образования:

  • Оценивание стажера непосредственно потенциальным работодателем

  • Большой процент трудоустройства

  • Максимальное приближение к запросам производства

  • Отрабатывается практический навык решения производственных задач

  • Высокая степень мотивации к получению знаний

  • Снижение нагрузки на бюджет

Стажеры (обучающиеся), проходящие практическую часть обучения на предприятии, получают заработанную плату. Система финансируется за счет государства и предприятий. Компетенцией государства является обучение на предприятии, а в компетенцию региона входит обучение в образовательном учреждении. Предприятие полностью обеспечивает процесс обучения современным оборудованием, отвечающим требованиям техники. Большие предприятия и организации могут позволить себе обучение в собственных лабораториях и мастерских, мелкие - на рабочих местах. Начальная стадия обучения непосредственно связана с прохождением производственной практики, и, как следствие, выпускник учебного заведения способен продемонстрировать потенциальному работодателю многолетний практический опыт деятельности по выбранному профессиональному профилю.

Обучающийся по дуальной системе финансово наиболее независим в силу того, что имеет заработную плату уже в период обучения, хотя и небольшую. Однако следует отметить, что он затратил на изучение теории меньший период времени, чем те, кто обучался по традиционной системе профессионального образования. Как нам думается, для дуального образования в России следует рассматривать возможность финансирования из нескольких источников; бесспорно, что львиную долю расходов должно взять на себя государство. Основным назначением источника негосударственного финансирования должно стать создание новейших учебных лабораторий, площадок, мастерских с высоким уровнем технического и ресурсного оснащения для обучения.

Таким образом, на основании всего сказанного выше, следует констатировать, что основная содержательная концепция дуальной системы профессионального образования базируется на усилении практической направленности при подготовке специалистов через синтезирование учебного и производственного процессов, что существенно увеличивает возможность профессиональной мобильности выпускников учебных заведений. Однако при реализации дуальной подготовки следует помнить о принципиальных изменениях, необходимых при организации учебной деятельности, необходимости адекватного интегрирования и чередования теоретической и практической составляющих во время всего периода обучения. Кроме того, дуальная система образования, на наш взгляд, является действенным и гибким механизмом, позволяющим готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных в современных условиях рыночной экономики предприятиями различных сфер деятельности.


Необходимо признать, что подобных примеров в России немного. Возможность сотрудничества с солидными зарубежными партнерами появилась у учебных заведений только после серьезных государственных вложений, в результате инициативы и заинтересованности сторон. И если вопрос материально-технической модернизации учреждений не будет решен на государственном уровне, а большинство представителей производства будут «спать» дальше, то в ближайшее время рабочие кадры придется приглашать из-за границы, поскольку в России их попросту не будет.

Вопросы повышения качества подготовки квалифицированных кадров для экономики страны постоянно находятся во внимании Президента РФ В.В.Путина. На совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России 23 декабря 2013 года в своем выступлении В.В. Путин отметил, что необходимость сформировать широкий набор механизмов сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений, что бы и "будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, а если нужно - и сферу деятельности".

"Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу. Сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях", - сказал президент России.

"Подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики - это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда. А это одна из ключевых задач развития", - подчеркнул он.

В Послании Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013. В.В. Путин отметил, что "принципиальная роль в качественном развитии экономики принадлежит новым профессиональным стандартам. Под требования стандартов следует перенастроить всю систему профессионального образования. Главный принцип - обучение на реальном производстве, когда теория прикрепляет практические навыки".

В Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года Президент РФ В.В. Путин поставил задачу: к 2020 году обеспечить обучение по 50 самых востребованным профессиям на основе мировых стандартов и на совре6менном оборудовании; сделал акцент на необходимости внедрения моделей образования, эффективных для подготовки высококвалифицированных производственных кадров.

В Послании к Федеральному Собранию в декабре 2016 года В.В. Путин снова обратился к вопросу подготовки молодых профессионалов: "....Нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня. Поэтому совместно с бизнесом мы выстраиваем совместную систему среднего профессионального образования, организуем подготовку преподавателей колледжей и техникумов на основе передовых международных стандартов...".

В последние десятилетия дуальная система образования стала приемлема и в области робототехники, благодаря постоянной модернизации подготовки высококлассных специалистов. Практический опыт, который мы проектируем в реализации дуальной системы образования состоит в том, что большая часть направлений подготовки будущих специалистов регламентируется соглашением между социальными партнерами, регионами и государством. Подготовка специалистов того или иного профиля базируется на запросах и требованиях кадрового рынка, что позволяет обеспечить молодежи профессиональную мобильность и конкурентоспособность

Актуальность развития системы дуального образования подтверждается в утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р документе "Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы", который предусматривает последовательное внедрение в среднее профессиональное образование практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»