Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения
Коробова Елена Витальевна
«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти понятия употребляются как синонимы, когда речь идет о получении образования на расстоянии, хотя синонимичными не являются.
История возникновения электронного обучения неразрывно связана с дистанционным обучением, которое с свою очередь получило распространение в начале прошлого века, когда образование можно было получить заочно, по переписке, т. е. дистанционно, без непосредственного взаимодействия с учителем.
С развитием компьютерной техники, телекоммуникаций и сети Интернет, дистанционное обучение получило новый толчок развития. Стало возможным передавать большое количество информации на расстоянии, размещать материалы для обучения на сайтах и порталах в сети Интернет, что сделало получение образования более доступным.
Реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сегодня регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»:
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Наряду с понятиями «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» с 90-х годов XX века существует понятие «дистанционное обучение» (ДО). У истоков ДО в России стояли выдающиеся ученые, такие как А.А. Андреев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, С.А. Щенников и др.
На сегодня все существующие формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейная, самообразование) могут реализовываться с использованием ДО. При этом преподаватель и обучающийся взаимодействуют либо очно, либо дистанционно (при наличии обоих вариантов сразу можно говорить о смешанном обучении).
Понятие дистанционного обучения подразумевает, в первую очередь, что преподаватель и учащийся находятся на расстоянии, а доставка учебных материалов происходит с помощью каких-то средств связи (почта, курьер, интернет-технологии, телевидение). При этом для дистанционного обучения нет разницы, каким именно способом будут доставлены учебные материалы, с помощью компьютера и интернет-технологий или нет. В то время как электронное обучение подразумевает тот же самый процесс доставки учебных материалов от преподавателя к ученику, но уже исключительно в электронном виде. Таким образом, e-learning может быть использовано в дистанционном обучении, а дистанционное обучение может использовать e-learning, а может и не использовать.
Говоря о дистанционном обучении, важно выделить его основные принципы. Под принципами дистанционного обучения понимается определенная система дидактических и иных требований к процессу обучения и проектирования в системе дистанционного обучения.
По утверждению Б.Ж. Тагарова дистанционное обучение основано на нескольких принципах, которые во многом определяют его эффективность:
· Студент учится, когда у него есть время и необходимость решения проблемы, т.е. получение знаний, которые студент в полной мере может использовать в своей работе.
· Полученные знания непосредственно применимы на практике.
· Студент не остался один на один с дидактическим материалом. Его работа заключается в том, чтобы сотрудничать с другими, т.е. узнать советы и мнения других студентов.
· Преподаватель обязан не только проверять знания студента, но и постоянно мотивировать его для обучения.
· Обучение основано на обмене мнениями с другими участниками.
С тех пор, как дистанционное обучение появилось в области образования, выделены некоторые из его основных сильных сторон, которые важны как для студента, так и для преподавателя, а также для организации образовательного процесса.
Согласно Татаринову К.А., сильными сторонами дистанционного обучения являются:
· Гибкость и мобильность, т.е. способность вести учебный процесс в любом месте, в любое время, теоретически 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
· Нет территориальных ограничений, т.е. имеется возможность участвовать в образовании, организуемом вузами, расположенными в любой точке мира (барьером здесь является язык и финансовая доступность)
· Возможность более эффективного управления временем учебы и работы, а также свободного времени. Активный студент может участвовать в дистанционном курсе, не покидая рабочего места, дома или семьи и посвящая несколько часов в неделю обучению. Аналогичным образом, у преподавателя появляется возможность выполнять обязанности учителя параллельно с другими профессиональными или семейными задачами.
· Более широкий доступ к знаниям. Участие в дистанционном обучении открывает учащимся богатые информационные ресурсы, независимо от того, указано ли это преподавателем или найдено самостоятельно
· Возможность индивидуализировать темп и способ обучения, особенно при обучении в асинхронном режиме
· Экономия финансовых средств, т.е. снижение затрат на проезд, проживание или аренду квартир
· Развитие компетенций в области ИКТ
· Мониторинг прогресса студента. Преподаватели могут легко контролировать рост знаний и навыков своих студентов с помощью системы комментариев и обратной связи.
· Развитие самостоятельности, креативности, навыков групповой работы. Обучение в дистанционном режиме требует от студента определенной образовательной самостоятельности, инициативы и активности.
Наряду с развитием дистанционного образования, начали возникать трудности и ограничения, с которыми ассоциируется эта форма обучения:
· Электронное обучение ограничивает количество невербальных сообщений, которые являются важным источником информации о эмоциях и понимании инструкций.
· Трудности в поддержании постоянной активности участников в виртуальных классах. Отсутствие прямого контакта между преподавателем и студентом приводит к снижению ценности, разочарованию и одиночеству последних. Стресс, чувство изоляции и возникновение кризисных ситуаций, которые затрудняют усвоение материала.
· Трудность в поддержании правильной мотивации к обучению. Студент, который находится в традиционном дидактическом процессе обязан посещать занятия и активно в них участвовать. В классе ему легче сосредоточиться на дидактическом содержании и задачах, чем в ситуации, когда он выполняет задания один. Мотивация к обучению является одной из основных и наиболее сложных задач разработчиков электронного обучения.
· Технологический барьер – недостаточные знания в области ИКТ или страх недостаточности этих знаний
· Участие в удаленном дидактическом процессе облегчает самостоятельную работу (поиск готовых ответов на тестовые вопросы и решения задач).
· Большой объем работы дизайнеров дидактического процесса. Дистанционные занятия обычно требуют подготовки многих дидактических ресурсов от начала курса до значительных финансовых затрат на этапе реализации.
· Необходимость обладать разнообразными и сложными компетенциями у разработчиков курсов. Разработка образовательных онлайн-курсов требует многих компетенций и участия большой группы людей. Полноценные, мультимедийные и интерактивные образовательные ресурсы должны готовить только опытные специалисты (эксперты-практики, методисты дистанционного обучения, графические дизайнеры, программисты, редакторы изданий).
В противном случае производство учебных материалов будет простой оцифровкой ресурсов для традиционного образования, поскольку специалист в определенной области не обладает высокими языковыми и коммуникативными компетенциями, не знает специфику онлайн-образования и не обладает знаниями в области информационных технологий для самостоятельного создания качественного курса электронного обучения.
В настоящее время существуют большое количество различных видов дистанционных технологий, которые являются эффективными и востребованными, которые усовершенствуются каждый день.
В организации учебного процесса при использовании дистанционного обучения предусматривается развитие трех видов дистанционных образовательных технологий:
· Кейс-технологии подразумевают комплектацию учебных материалов в специальный набор и передачу (пересылку) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов); Кейс-технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп)
· TV-технологии, которые базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьютора;
· Компьютерные сетевые технологии - характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий). сетевые технологии, построенные на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося, обучающихся между собой.
Таким образом, дистанционный учебный процесс предусматривает со стороны преподавателя проведение систематических занятий с обучаемым, методически грамотное использование разработанного контента, средств коммуникаций и образовательных ресурсов сети Интернет, а также осуществление технической поддержки учебного процесса.
Положительной стороной качественной дистанционной поддержки обучения для учащегося является, несомненно, индивидуальное обучение, гибкий график учебы, интерактивное взаимодействие с обучающей средой. Для преподавателя подготовка своего дистанционного курса дает повод собрать и систематизировать учебный материал из всех источников, повысить свои ИКТ-компетенции, совершенствовать навык излагать материал кратко, емко, логично.
Однако следует помнить о трудностях, которые ожидают участников образовательного процесса в дистанционном формате. Серьезной проблемой является психологическая адаптация к ДО при отсутствии личного контакта, обучающегося с педагогом, а также отсутствие навыков самоорганизации. Среди минусов ДО стоит отметить возможное ухудшение устной речи у обучающегося и снижение коммуникационной культуры в развитии личности.
При наличии особых психологических показателей развития личности (например, одиночество в реальном мире) возможен переход в интернет-зависимость (как у обучающегося, так и у педагога).
Среди проблем при организации ДО стоит отметить побочные эффекты, затрудняющие работу. Процесс ДО зависим от качества интернет-канала (грозы, аварии на электростанции и т. д.). Также стоит сказать о медицинских проблемах при сидячей работе за компьютером, когда страдает позвоночник, зрение, воспаляются суставы рук. Все эти проблемы решаются правильными гимнастиками, соблюдением мер предосторожности, в некоторых случаях – специальными тренингами.
Таким образом, дистанционное обучение, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти понятия употребляются как синонимы, когда речь идет о получении образования на расстоянии, хотя синонимичными не являются.
История возникновения электронного обучения неразрывно связана с дистанционным обучением, которое с свою очередь получило распространение в начале прошлого века, когда образование можно было получить заочно, по переписке, т. е. дистанционно, без непосредственного взаимодействия с учителем.
С развитием компьютерной техники, телекоммуникаций и сети Интернет, дистанционное обучение получило новый толчок развития. Стало возможным передавать большое количество информации на расстоянии, размещать материалы для обучения на сайтах и порталах в сети Интернет, что сделало получение образования более доступным.
Реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сегодня регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»:
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Наряду с понятиями «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» с 90-х годов XX века существует понятие «дистанционное обучение» (ДО). У истоков ДО в России стояли выдающиеся ученые, такие как А.А. Андреев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, С.А. Щенников и др.
На сегодня все существующие формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейная, самообразование) могут реализовываться с использованием ДО. При этом преподаватель и обучающийся взаимодействуют либо очно, либо дистанционно (при наличии обоих вариантов сразу можно говорить о смешанном обучении).
Понятие дистанционного обучения подразумевает, в первую очередь, что преподаватель и учащийся находятся на расстоянии, а доставка учебных материалов происходит с помощью каких-то средств связи (почта, курьер, интернет-технологии, телевидение). При этом для дистанционного обучения нет разницы, каким именно способом будут доставлены учебные материалы, с помощью компьютера и интернет-технологий или нет. В то время как электронное обучение подразумевает тот же самый процесс доставки учебных материалов от преподавателя к ученику, но уже исключительно в электронном виде. Таким образом, e-learning может быть использовано в дистанционном обучении, а дистанционное обучение может использовать e-learning, а может и не использовать.
Говоря о дистанционном обучении, важно выделить его основные принципы. Под принципами дистанционного обучения понимается определенная система дидактических и иных требований к процессу обучения и проектирования в системе дистанционного обучения.
По утверждению Б.Ж. Тагарова дистанционное обучение основано на нескольких принципах, которые во многом определяют его эффективность:
· Студент учится, когда у него есть время и необходимость решения проблемы, т.е. получение знаний, которые студент в полной мере может использовать в своей работе.
· Полученные знания непосредственно применимы на практике.
· Студент не остался один на один с дидактическим материалом. Его работа заключается в том, чтобы сотрудничать с другими, т.е. узнать советы и мнения других студентов.
· Преподаватель обязан не только проверять знания студента, но и постоянно мотивировать его для обучения.
· Обучение основано на обмене мнениями с другими участниками.
С тех пор, как дистанционное обучение появилось в области образования, выделены некоторые из его основных сильных сторон, которые важны как для студента, так и для преподавателя, а также для организации образовательного процесса.
Согласно Татаринову К.А., сильными сторонами дистанционного обучения являются:
· Гибкость и мобильность, т.е. способность вести учебный процесс в любом месте, в любое время, теоретически 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
· Нет территориальных ограничений, т.е. имеется возможность участвовать в образовании, организуемом вузами, расположенными в любой точке мира (барьером здесь является язык и финансовая доступность)
· Возможность более эффективного управления временем учебы и работы, а также свободного времени. Активный студент может участвовать в дистанционном курсе, не покидая рабочего места, дома или семьи и посвящая несколько часов в неделю обучению. Аналогичным образом, у преподавателя появляется возможность выполнять обязанности учителя параллельно с другими профессиональными или семейными задачами.
· Более широкий доступ к знаниям. Участие в дистанционном обучении открывает учащимся богатые информационные ресурсы, независимо от того, указано ли это преподавателем или найдено самостоятельно
· Возможность индивидуализировать темп и способ обучения, особенно при обучении в асинхронном режиме
· Экономия финансовых средств, т.е. снижение затрат на проезд, проживание или аренду квартир
· Развитие компетенций в области ИКТ
· Мониторинг прогресса студента. Преподаватели могут легко контролировать рост знаний и навыков своих студентов с помощью системы комментариев и обратной связи.
· Развитие самостоятельности, креативности, навыков групповой работы. Обучение в дистанционном режиме требует от студента определенной образовательной самостоятельности, инициативы и активности.
Наряду с развитием дистанционного образования, начали возникать трудности и ограничения, с которыми ассоциируется эта форма обучения:
· Электронное обучение ограничивает количество невербальных сообщений, которые являются важным источником информации о эмоциях и понимании инструкций.
· Трудности в поддержании постоянной активности участников в виртуальных классах. Отсутствие прямого контакта между преподавателем и студентом приводит к снижению ценности, разочарованию и одиночеству последних. Стресс, чувство изоляции и возникновение кризисных ситуаций, которые затрудняют усвоение материала.
· Трудность в поддержании правильной мотивации к обучению. Студент, который находится в традиционном дидактическом процессе обязан посещать занятия и активно в них участвовать. В классе ему легче сосредоточиться на дидактическом содержании и задачах, чем в ситуации, когда он выполняет задания один. Мотивация к обучению является одной из основных и наиболее сложных задач разработчиков электронного обучения.
· Технологический барьер – недостаточные знания в области ИКТ или страх недостаточности этих знаний
· Участие в удаленном дидактическом процессе облегчает самостоятельную работу (поиск готовых ответов на тестовые вопросы и решения задач).
· Большой объем работы дизайнеров дидактического процесса. Дистанционные занятия обычно требуют подготовки многих дидактических ресурсов от начала курса до значительных финансовых затрат на этапе реализации.
· Необходимость обладать разнообразными и сложными компетенциями у разработчиков курсов. Разработка образовательных онлайн-курсов требует многих компетенций и участия большой группы людей. Полноценные, мультимедийные и интерактивные образовательные ресурсы должны готовить только опытные специалисты (эксперты-практики, методисты дистанционного обучения, графические дизайнеры, программисты, редакторы изданий).
В противном случае производство учебных материалов будет простой оцифровкой ресурсов для традиционного образования, поскольку специалист в определенной области не обладает высокими языковыми и коммуникативными компетенциями, не знает специфику онлайн-образования и не обладает знаниями в области информационных технологий для самостоятельного создания качественного курса электронного обучения.
В настоящее время существуют большое количество различных видов дистанционных технологий, которые являются эффективными и востребованными, которые усовершенствуются каждый день.
В организации учебного процесса при использовании дистанционного обучения предусматривается развитие трех видов дистанционных образовательных технологий:
· Кейс-технологии подразумевают комплектацию учебных материалов в специальный набор и передачу (пересылку) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов); Кейс-технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп)
· TV-технологии, которые базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьютора;
· Компьютерные сетевые технологии - характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий). сетевые технологии, построенные на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося, обучающихся между собой.
Таким образом, дистанционный учебный процесс предусматривает со стороны преподавателя проведение систематических занятий с обучаемым, методически грамотное использование разработанного контента, средств коммуникаций и образовательных ресурсов сети Интернет, а также осуществление технической поддержки учебного процесса.
Положительной стороной качественной дистанционной поддержки обучения для учащегося является, несомненно, индивидуальное обучение, гибкий график учебы, интерактивное взаимодействие с обучающей средой. Для преподавателя подготовка своего дистанционного курса дает повод собрать и систематизировать учебный материал из всех источников, повысить свои ИКТ-компетенции, совершенствовать навык излагать материал кратко, емко, логично.
Однако следует помнить о трудностях, которые ожидают участников образовательного процесса в дистанционном формате. Серьезной проблемой является психологическая адаптация к ДО при отсутствии личного контакта, обучающегося с педагогом, а также отсутствие навыков самоорганизации. Среди минусов ДО стоит отметить возможное ухудшение устной речи у обучающегося и снижение коммуникационной культуры в развитии личности.
При наличии особых психологических показателей развития личности (например, одиночество в реальном мире) возможен переход в интернет-зависимость (как у обучающегося, так и у педагога).
Среди проблем при организации ДО стоит отметить побочные эффекты, затрудняющие работу. Процесс ДО зависим от качества интернет-канала (грозы, аварии на электростанции и т. д.). Также стоит сказать о медицинских проблемах при сидячей работе за компьютером, когда страдает позвоночник, зрение, воспаляются суставы рук. Все эти проблемы решаются правильными гимнастиками, соблюдением мер предосторожности, в некоторых случаях – специальными тренингами.
Таким образом, дистанционное обучение, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
С развитием компьютерной техники, телекоммуникаций и сети Интернет, дистанционное обучение получило новый толчок развития. Стало возможным передавать большое количество информации на расстоянии, размещать материалы для обучения на сайтах и порталах в сети Интернет, что сделало получение образования более доступным.
Реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сегодня регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»:
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Наряду с понятиями «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» с 90-х годов XX века существует понятие «дистанционное обучение» (ДО). У истоков ДО в России стояли выдающиеся ученые, такие как А.А. Андреев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, С.А. Щенников и др.
На сегодня все существующие формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейная, самообразование) могут реализовываться с использованием ДО. При этом преподаватель и обучающийся взаимодействуют либо очно, либо дистанционно (при наличии обоих вариантов сразу можно говорить о смешанном обучении).
Понятие дистанционного обучения подразумевает, в первую очередь, что преподаватель и учащийся находятся на расстоянии, а доставка учебных материалов происходит с помощью каких-то средств связи (почта, курьер, интернет-технологии, телевидение). При этом для дистанционного обучения нет разницы, каким именно способом будут доставлены учебные материалы, с помощью компьютера и интернет-технологий или нет. В то время как электронное обучение подразумевает тот же самый процесс доставки учебных материалов от преподавателя к ученику, но уже исключительно в электронном виде. Таким образом, e-learning может быть использовано в дистанционном обучении, а дистанционное обучение может использовать e-learning, а может и не использовать.
Говоря о дистанционном обучении, важно выделить его основные принципы. Под принципами дистанционного обучения понимается определенная система дидактических и иных требований к процессу обучения и проектирования в системе дистанционного обучения.
По утверждению Б.Ж. Тагарова дистанционное обучение основано на нескольких принципах, которые во многом определяют его эффективность:
· Студент учится, когда у него есть время и необходимость решения проблемы, т.е. получение знаний, которые студент в полной мере может использовать в своей работе.
· Полученные знания непосредственно применимы на практике.
· Студент не остался один на один с дидактическим материалом. Его работа заключается в том, чтобы сотрудничать с другими, т.е. узнать советы и мнения других студентов.
· Преподаватель обязан не только проверять знания студента, но и постоянно мотивировать его для обучения.
· Обучение основано на обмене мнениями с другими участниками.
С тех пор, как дистанционное обучение появилось в области образования, выделены некоторые из его основных сильных сторон, которые важны как для студента, так и для преподавателя, а также для организации образовательного процесса.
Согласно Татаринову К.А., сильными сторонами дистанционного обучения являются:
· Гибкость и мобильность, т.е. способность вести учебный процесс в любом месте, в любое время, теоретически 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
· Нет территориальных ограничений, т.е. имеется возможность участвовать в образовании, организуемом вузами, расположенными в любой точке мира (барьером здесь является язык и финансовая доступность)
· Возможность более эффективного управления временем учебы и работы, а также свободного времени. Активный студент может участвовать в дистанционном курсе, не покидая рабочего места, дома или семьи и посвящая несколько часов в неделю обучению. Аналогичным образом, у преподавателя появляется возможность выполнять обязанности учителя параллельно с другими профессиональными или семейными задачами.
· Более широкий доступ к знаниям. Участие в дистанционном обучении открывает учащимся богатые информационные ресурсы, независимо от того, указано ли это преподавателем или найдено самостоятельно
· Возможность индивидуализировать темп и способ обучения, особенно при обучении в асинхронном режиме
· Экономия финансовых средств, т.е. снижение затрат на проезд, проживание или аренду квартир
· Развитие компетенций в области ИКТ
· Мониторинг прогресса студента. Преподаватели могут легко контролировать рост знаний и навыков своих студентов с помощью системы комментариев и обратной связи.
· Развитие самостоятельности, креативности, навыков групповой работы. Обучение в дистанционном режиме требует от студента определенной образовательной самостоятельности, инициативы и активности.
Наряду с развитием дистанционного образования, начали возникать трудности и ограничения, с которыми ассоциируется эта форма обучения:
· Электронное обучение ограничивает количество невербальных сообщений, которые являются важным источником информации о эмоциях и понимании инструкций.
· Трудности в поддержании постоянной активности участников в виртуальных классах. Отсутствие прямого контакта между преподавателем и студентом приводит к снижению ценности, разочарованию и одиночеству последних. Стресс, чувство изоляции и возникновение кризисных ситуаций, которые затрудняют усвоение материала.
· Трудность в поддержании правильной мотивации к обучению. Студент, который находится в традиционном дидактическом процессе обязан посещать занятия и активно в них участвовать. В классе ему легче сосредоточиться на дидактическом содержании и задачах, чем в ситуации, когда он выполняет задания один. Мотивация к обучению является одной из основных и наиболее сложных задач разработчиков электронного обучения.
· Технологический барьер – недостаточные знания в области ИКТ или страх недостаточности этих знаний
· Участие в удаленном дидактическом процессе облегчает самостоятельную работу (поиск готовых ответов на тестовые вопросы и решения задач).
· Большой объем работы дизайнеров дидактического процесса. Дистанционные занятия обычно требуют подготовки многих дидактических ресурсов от начала курса до значительных финансовых затрат на этапе реализации.
· Необходимость обладать разнообразными и сложными компетенциями у разработчиков курсов. Разработка образовательных онлайн-курсов требует многих компетенций и участия большой группы людей. Полноценные, мультимедийные и интерактивные образовательные ресурсы должны готовить только опытные специалисты (эксперты-практики, методисты дистанционного обучения, графические дизайнеры, программисты, редакторы изданий).
В противном случае производство учебных материалов будет простой оцифровкой ресурсов для традиционного образования, поскольку специалист в определенной области не обладает высокими языковыми и коммуникативными компетенциями, не знает специфику онлайн-образования и не обладает знаниями в области информационных технологий для самостоятельного создания качественного курса электронного обучения.
В настоящее время существуют большое количество различных видов дистанционных технологий, которые являются эффективными и востребованными, которые усовершенствуются каждый день.
В организации учебного процесса при использовании дистанционного обучения предусматривается развитие трех видов дистанционных образовательных технологий:
· Кейс-технологии подразумевают комплектацию учебных материалов в специальный набор и передачу (пересылку) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов); Кейс-технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп)
· TV-технологии, которые базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьютора;
· Компьютерные сетевые технологии - характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий). сетевые технологии, построенные на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося, обучающихся между собой.
Таким образом, дистанционный учебный процесс предусматривает со стороны преподавателя проведение систематических занятий с обучаемым, методически грамотное использование разработанного контента, средств коммуникаций и образовательных ресурсов сети Интернет, а также осуществление технической поддержки учебного процесса.
Положительной стороной качественной дистанционной поддержки обучения для учащегося является, несомненно, индивидуальное обучение, гибкий график учебы, интерактивное взаимодействие с обучающей средой. Для преподавателя подготовка своего дистанционного курса дает повод собрать и систематизировать учебный материал из всех источников, повысить свои ИКТ-компетенции, совершенствовать навык излагать материал кратко, емко, логично.
Однако следует помнить о трудностях, которые ожидают участников образовательного процесса в дистанционном формате. Серьезной проблемой является психологическая адаптация к ДО при отсутствии личного контакта, обучающегося с педагогом, а также отсутствие навыков самоорганизации. Среди минусов ДО стоит отметить возможное ухудшение устной речи у обучающегося и снижение коммуникационной культуры в развитии личности.
При наличии особых психологических показателей развития личности (например, одиночество в реальном мире) возможен переход в интернет-зависимость (как у обучающегося, так и у педагога).
Среди проблем при организации ДО стоит отметить побочные эффекты, затрудняющие работу. Процесс ДО зависим от качества интернет-канала (грозы, аварии на электростанции и т. д.). Также стоит сказать о медицинских проблемах при сидячей работе за компьютером, когда страдает позвоночник, зрение, воспаляются суставы рук. Все эти проблемы решаются правильными гимнастиками, соблюдением мер предосторожности, в некоторых случаях – специальными тренингами.
Таким образом, дистанционное обучение, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти понятия употребляются как синонимы, когда речь идет о получении образования на расстоянии, хотя синонимичными не являются.
История возникновения электронного обучения неразрывно связана с дистанционным обучением, которое с свою очередь получило распространение в начале прошлого века, когда образование можно было получить заочно, по переписке, т. е. дистанционно, без непосредственного взаимодействия с учителем.
С развитием компьютерной техники, телекоммуникаций и сети Интернет, дистанционное обучение получило новый толчок развития. Стало возможным передавать большое количество информации на расстоянии, размещать материалы для обучения на сайтах и порталах в сети Интернет, что сделало получение образования более доступным.
Реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сегодня регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»:
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Наряду с понятиями «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» с 90-х годов XX века существует понятие «дистанционное обучение» (ДО). У истоков ДО в России стояли выдающиеся ученые, такие как А.А. Андреев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, С.А. Щенников и др.
На сегодня все существующие формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейная, самообразование) могут реализовываться с использованием ДО. При этом преподаватель и обучающийся взаимодействуют либо очно, либо дистанционно (при наличии обоих вариантов сразу можно говорить о смешанном обучении).
Понятие дистанционного обучения подразумевает, в первую очередь, что преподаватель и учащийся находятся на расстоянии, а доставка учебных материалов происходит с помощью каких-то средств связи (почта, курьер, интернет-технологии, телевидение). При этом для дистанционного обучения нет разницы, каким именно способом будут доставлены учебные материалы, с помощью компьютера и интернет-технологий или нет. В то время как электронное обучение подразумевает тот же самый процесс доставки учебных материалов от преподавателя к ученику, но уже исключительно в электронном виде. Таким образом, e-learning может быть использовано в дистанционном обучении, а дистанционное обучение может использовать e-learning, а может и не использовать.
Говоря о дистанционном обучении, важно выделить его основные принципы. Под принципами дистанционного обучения понимается определенная система дидактических и иных требований к процессу обучения и проектирования в системе дистанционного обучения.
По утверждению Б.Ж. Тагарова дистанционное обучение основано на нескольких принципах, которые во многом определяют его эффективность:
· Студент учится, когда у него есть время и необходимость решения проблемы, т.е. получение знаний, которые студент в полной мере может использовать в своей работе.
· Полученные знания непосредственно применимы на практике.
· Студент не остался один на один с дидактическим материалом. Его работа заключается в том, чтобы сотрудничать с другими, т.е. узнать советы и мнения других студентов.
· Преподаватель обязан не только проверять знания студента, но и постоянно мотивировать его для обучения.
· Обучение основано на обмене мнениями с другими участниками.
С тех пор, как дистанционное обучение появилось в области образования, выделены некоторые из его основных сильных сторон, которые важны как для студента, так и для преподавателя, а также для организации образовательного процесса.
Согласно Татаринову К.А., сильными сторонами дистанционного обучения являются:
· Гибкость и мобильность, т.е. способность вести учебный процесс в любом месте, в любое время, теоретически 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
· Нет территориальных ограничений, т.е. имеется возможность участвовать в образовании, организуемом вузами, расположенными в любой точке мира (барьером здесь является язык и финансовая доступность)
· Возможность более эффективного управления временем учебы и работы, а также свободного времени. Активный студент может участвовать в дистанционном курсе, не покидая рабочего места, дома или семьи и посвящая несколько часов в неделю обучению. Аналогичным образом, у преподавателя появляется возможность выполнять обязанности учителя параллельно с другими профессиональными или семейными задачами.
· Более широкий доступ к знаниям. Участие в дистанционном обучении открывает учащимся богатые информационные ресурсы, независимо от того, указано ли это преподавателем или найдено самостоятельно
· Возможность индивидуализировать темп и способ обучения, особенно при обучении в асинхронном режиме
· Экономия финансовых средств, т.е. снижение затрат на проезд, проживание или аренду квартир
· Развитие компетенций в области ИКТ
· Мониторинг прогресса студента. Преподаватели могут легко контролировать рост знаний и навыков своих студентов с помощью системы комментариев и обратной связи.
· Развитие самостоятельности, креативности, навыков групповой работы. Обучение в дистанционном режиме требует от студента определенной образовательной самостоятельности, инициативы и активности.
Наряду с развитием дистанционного образования, начали возникать трудности и ограничения, с которыми ассоциируется эта форма обучения:
· Электронное обучение ограничивает количество невербальных сообщений, которые являются важным источником информации о эмоциях и понимании инструкций.
· Трудности в поддержании постоянной активности участников в виртуальных классах. Отсутствие прямого контакта между преподавателем и студентом приводит к снижению ценности, разочарованию и одиночеству последних. Стресс, чувство изоляции и возникновение кризисных ситуаций, которые затрудняют усвоение материала.
· Трудность в поддержании правильной мотивации к обучению. Студент, который находится в традиционном дидактическом процессе обязан посещать занятия и активно в них участвовать. В классе ему легче сосредоточиться на дидактическом содержании и задачах, чем в ситуации, когда он выполняет задания один. Мотивация к обучению является одной из основных и наиболее сложных задач разработчиков электронного обучения.
· Технологический барьер – недостаточные знания в области ИКТ или страх недостаточности этих знаний
· Участие в удаленном дидактическом процессе облегчает самостоятельную работу (поиск готовых ответов на тестовые вопросы и решения задач).
· Большой объем работы дизайнеров дидактического процесса. Дистанционные занятия обычно требуют подготовки многих дидактических ресурсов от начала курса до значительных финансовых затрат на этапе реализации.
· Необходимость обладать разнообразными и сложными компетенциями у разработчиков курсов. Разработка образовательных онлайн-курсов требует многих компетенций и участия большой группы людей. Полноценные, мультимедийные и интерактивные образовательные ресурсы должны готовить только опытные специалисты (эксперты-практики, методисты дистанционного обучения, графические дизайнеры, программисты, редакторы изданий).
В противном случае производство учебных материалов будет простой оцифровкой ресурсов для традиционного образования, поскольку специалист в определенной области не обладает высокими языковыми и коммуникативными компетенциями, не знает специфику онлайн-образования и не обладает знаниями в области информационных технологий для самостоятельного создания качественного курса электронного обучения.
В настоящее время существуют большое количество различных видов дистанционных технологий, которые являются эффективными и востребованными, которые усовершенствуются каждый день.
В организации учебного процесса при использовании дистанционного обучения предусматривается развитие трех видов дистанционных образовательных технологий:
· Кейс-технологии подразумевают комплектацию учебных материалов в специальный набор и передачу (пересылку) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов); Кейс-технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп)
· TV-технологии, которые базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьютора;
· Компьютерные сетевые технологии - характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий). сетевые технологии, построенные на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося, обучающихся между собой.
Таким образом, дистанционный учебный процесс предусматривает со стороны преподавателя проведение систематических занятий с обучаемым, методически грамотное использование разработанного контента, средств коммуникаций и образовательных ресурсов сети Интернет, а также осуществление технической поддержки учебного процесса.
Положительной стороной качественной дистанционной поддержки обучения для учащегося является, несомненно, индивидуальное обучение, гибкий график учебы, интерактивное взаимодействие с обучающей средой. Для преподавателя подготовка своего дистанционного курса дает повод собрать и систематизировать учебный материал из всех источников, повысить свои ИКТ-компетенции, совершенствовать навык излагать материал кратко, емко, логично.
Однако следует помнить о трудностях, которые ожидают участников образовательного процесса в дистанционном формате. Серьезной проблемой является психологическая адаптация к ДО при отсутствии личного контакта, обучающегося с педагогом, а также отсутствие навыков самоорганизации. Среди минусов ДО стоит отметить возможное ухудшение устной речи у обучающегося и снижение коммуникационной культуры в развитии личности.
При наличии особых психологических показателей развития личности (например, одиночество в реальном мире) возможен переход в интернет-зависимость (как у обучающегося, так и у педагога).
Среди проблем при организации ДО стоит отметить побочные эффекты, затрудняющие работу. Процесс ДО зависим от качества интернет-канала (грозы, аварии на электростанции и т. д.). Также стоит сказать о медицинских проблемах при сидячей работе за компьютером, когда страдает позвоночник, зрение, воспаляются суставы рук. Все эти проблемы решаются правильными гимнастиками, соблюдением мер предосторожности, в некоторых случаях – специальными тренингами.
Таким образом, дистанционное обучение, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.