Развитие самостоятельной деятельности студентов
колледжа в условиях современных изменений
Воробьева Наталья Леонидовна,
преподаватель математики Санкт-Петербургского
государственного автономного профессионального
образовательного учреждения
«Колледж туризма и гостиничного сервиса»
преподаватель математики Санкт-Петербургского
государственного автономного профессионального
образовательного учреждения
«Колледж туризма и гостиничного сервиса»
Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка квалифицированных специалистов среднего звена и создание условий для личностного развития молодых людей в образовательном процессе. В условиях постоянно меняющегося мира появляются, соответственно, новые требования к умениям и навыкам выпускников, что в свою очередь влечет изменение подхода к организации учебного процесса и его содержанию.
Одной из ключевых проблем современного образования является повышение эффективности и качества самостоятельной образовательной деятельности студентов. Современная парадигма образования в качестве приоритетных составляющих совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов направлена на саморазвитие личности студента, создание фундамента для дальнейшего самообразования, на творческую самореализацию.
Под самообразованием студента понимается личный опыт деятельности, осознаваемой и управляемой самим студентом по саморазвитию и овладению знаниями и компетенциями в какой-либо предметной области. Самообучение является ключевым составным компонентом системы непрерывного обучения.
Необходимо отметить, что идеи самообразования и саморазвития личности в течение всей жизни стали ключевым направлением реформирования образования в 21 веке, получили международное признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО, нашли отражение в приоритетных документах развития отечественного образования - «Национальная доктрина образования на период до 2025 года».
Вызвать интерес студентов к самообразованию, способствовать возникновению у них познавательных потребностей, сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труда – вот непростые задачи подготовки студентов к самообразованию и выработки соответствующих навыков в процессе обучения.
Основой для непрерывного развития и самообучения, принятия такого подхода студентами как необходимости для успешного существования в современном мире, является не только постоянное развитие профессиональных знаний и умений, но и развитие личности и общей образованности, т.к. только интересующийся окружающим миром человек способен познавать новое и постоянно совершенствоваться.
Решение этих задач требует соответствующей организации учебного процесса, программ подготовки, подбора, компоновки и подачи информации. Предоставление фактического материала, основанного на приближенных к реальной жизни задачах, введение в обучающий процесс элементов сравнительного анализа и поиска возможных оптимальных решений, вызывает у студентов активный интерес и стремление к более глубокому пониманию окружающего мира, общественных явлений и событий, воспитывают критическое отношение к оценкам и суждениям, в конечном счете стимулирует молодых людей к самостоятельному развитию и соответствию современному миру.
Отдельным важнейшим фактором создания у студентов парадигмы самообразования и саморазвития является создание в учебном заведении и в самом процессе обучения атмосферы способствующей мотивации студентов на саморазвитие и совершенствование. Внешняя мотивация студентов должна основываться на соответствующей организации учебного процесса, начиная с высокого качества преподавания учебного материала, создания комфортных условий для обучения, прозрачной и понятной системы оценок результатов работы студентов, и заканчивая различными профориентационными и социальными мероприятиями, позволяющими студентам лучше понимать текущее состояние социально-экономической жизни страны и соответственно иметь больше возможностей планировать свое дальнейшее развитие, своевременно вносить необходимые корректировки в свои жизненные планы. Особым важнейшим фактором развития студентов является собственная внутренняя мотивация. Она неотъемлемо связана с личностным развитием молодых людей. Формирование запроса личности на развитие является одной из важнейших функций образовательных программ, основанных на построении свободной творческой атмосферы, здоровых амбициях учащихся, использования синергетического эффекта участия в коллективном обучении с возможностью проявления лучших индивидуальных качеств.
В современных условиях сложно переоценить личность преподавателя, которая оказывает активное воспитательное воздействие на студентов, формирует современное мировоззрение учащихся, помогает создать мотивирующую на саморазвитие и самореализацию атмосферу. Преподаватель среднего специального учебного заведения своими знаниями, поведением, отношением к делу уже формирует определенное отношение к учебной дисциплине, к специальности и трудовой деятельности, к жизни в целом.
Самостоятельная деятельность студентов под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на теоретических, практических и контрольных занятиях.
Особой формой организации обучения являются вне аудиторные самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения заданий. Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочим учебным планом. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от студентов не только умственной, но и организационной самостоятельности.Одной из ключевых проблем современного образования является повышение эффективности и качества самостоятельной образовательной деятельности студентов. Современная парадигма образования в качестве приоритетных составляющих совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов направлена на саморазвитие личности студента, создание фундамента для дальнейшего самообразования, на творческую самореализацию.
Под самообразованием студента понимается личный опыт деятельности, осознаваемой и управляемой самим студентом по саморазвитию и овладению знаниями и компетенциями в какой-либо предметной области. Самообучение является ключевым составным компонентом системы непрерывного обучения.
Необходимо отметить, что идеи самообразования и саморазвития личности в течение всей жизни стали ключевым направлением реформирования образования в 21 веке, получили международное признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО, нашли отражение в приоритетных документах развития отечественного образования - «Национальная доктрина образования на период до 2025 года».
Вызвать интерес студентов к самообразованию, способствовать возникновению у них познавательных потребностей, сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труда – вот непростые задачи подготовки студентов к самообразованию и выработки соответствующих навыков в процессе обучения.
Основой для непрерывного развития и самообучения, принятия такого подхода студентами как необходимости для успешного существования в современном мире, является не только постоянное развитие профессиональных знаний и умений, но и развитие личности и общей образованности, т.к. только интересующийся окружающим миром человек способен познавать новое и постоянно совершенствоваться.
Решение этих задач требует соответствующей организации учебного процесса, программ подготовки, подбора, компоновки и подачи информации. Предоставление фактического материала, основанного на приближенных к реальной жизни задачах, введение в обучающий процесс элементов сравнительного анализа и поиска возможных оптимальных решений, вызывает у студентов активный интерес и стремление к более глубокому пониманию окружающего мира, общественных явлений и событий, воспитывают критическое отношение к оценкам и суждениям, в конечном счете стимулирует молодых людей к самостоятельному развитию и соответствию современному миру.
Отдельным важнейшим фактором создания у студентов парадигмы самообразования и саморазвития является создание в учебном заведении и в самом процессе обучения атмосферы способствующей мотивации студентов на саморазвитие и совершенствование. Внешняя мотивация студентов должна основываться на соответствующей организации учебного процесса, начиная с высокого качества преподавания учебного материала, создания комфортных условий для обучения, прозрачной и понятной системы оценок результатов работы студентов, и заканчивая различными профориентационными и социальными мероприятиями, позволяющими студентам лучше понимать текущее состояние социально-экономической жизни страны и соответственно иметь больше возможностей планировать свое дальнейшее развитие, своевременно вносить необходимые корректировки в свои жизненные планы. Особым важнейшим фактором развития студентов является собственная внутренняя мотивация. Она неотъемлемо связана с личностным развитием молодых людей. Формирование запроса личности на развитие является одной из важнейших функций образовательных программ, основанных на построении свободной творческой атмосферы, здоровых амбициях учащихся, использования синергетического эффекта участия в коллективном обучении с возможностью проявления лучших индивидуальных качеств.
В современных условиях сложно переоценить личность преподавателя, которая оказывает активное воспитательное воздействие на студентов, формирует современное мировоззрение учащихся, помогает создать мотивирующую на саморазвитие и самореализацию атмосферу. Преподаватель среднего специального учебного заведения своими знаниями, поведением, отношением к делу уже формирует определенное отношение к учебной дисциплине, к специальности и трудовой деятельности, к жизни в целом.
Самостоятельная деятельность студентов под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на теоретических, практических и контрольных занятиях.
Роль самостоятельной деятельности студента особенно возрастает в настоящее время. Пример пандемии COVID-19 и необходимость срочного перехода на дистанционное обучение подтверждает необходимость быть готовым к этой форме обучения как образовательных учреждений, так и самих студентов. Возрастает роль преподавателя, т.к. в условиях отсутствия прямого контакта с обучающимися возрастает роль мотивационной, воспитательной составляющей, лаконичности преподавания учебного материала и постановки задач, проведения контрольных мероприятий, обеспечения качественной обратной связи и интерактивного общения.
Педагогическое руководство самостоятельной деятельности студента заключается в том, чтобы правильно определить объем и содержание работы. Студентам важно знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Здесь очень важны систематические методические указания преподавателя и демонстрация поэтапного выполнения задания.
В современных социально-экономических условиях возрастает роль понятия «профессиональной мобильности» человека, т.е. способности перемещения индивида в социально-профессиональной структуре общества с изменением или без изменения социального статуса, способности и готовности личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность в постоянно изменяющейся социально-экономической деятельности. Профессиональная мобильность подразумевает как вертикальное перемещение по профессиональной и социальной лестнице, так и горизонтальное - приобретение новых профессиональных знаний и навыков в смежных областях деятельности. В любом случае, это требует от человека умение получать новые знания и опыт в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. В значительной степени это возможно достичь только умением самостоятельного обучения и внутренней мотивации на постоянное развитие. Обладая соответствующими широкими навыками и знаниями и способностью самообучаться, человек получает широкие возможности по продвижению по карьерной и, соответственно, социальной лестнице.
Таким образом, задачей образовательного учреждения на современном этапе является формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности, через обучение и развитие навыков самообучения и становление развитой современной личности, способной самостоятельно формулировать собственные профессиональные и жизненные планы, исходя из внутренних потребностей и интересов и текущей социально-экономической ситуации. Система самообучения студентов должна основываться на фундаменте высшей духовной потребности личности – потребности в самореализации и саморазвитии.
Вследствие этого, необходимыми условиями успешного развития самообучения студентов выступает ряд факторов:
- индивидуальная ориентация целей образования в целом и изучения конкретных дисциплин в частности
- адресная помощь студентам в содержательном анализе своих способностей и потребностей, который позволит максимально мобилизоваться для процесса обучения и реализовать себя
- создание условий и мотивирующих факторов для пошагового закрепления достигнутых успехов (позитивные отзывы преподавателей, высокие оценки за проделанную работу, информирование об успехах внутри коллектива, своевременная корректировка процесса самообучения в случае необходимости и т.д.)
- дидактическое обеспечение процесса самообучения студентов, целями которого являются:
1. Закрепление, углубление и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
2. Формирование профессиональных умений;
3. Развитие самостоятельности мышления;
4. Мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
5. Формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
6. Формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.
- активное педагогическое участие в процессе самообучения студентов
- разработка соответствующих современных педагогических технологий, ориентированных на самореализацию и саморазвитие учащихся
Мной по учебной дисциплине «Математика» были разработаны методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Наряду с общими указаниями важное место занимает инструктаж, ориентирующий студентов на самостоятельную деятельность по конкретному материалу. Внимание студентов было обращено, прежде всего, на объем работы, который следует выполнить, на методы работы, оформление (индивидуальных заданий, докладов, рефератов, презентаций).
Познавательная деятельность студентов протекает не только самостоятельно, но и под руководством преподавателя, который цепочкой вопросов и заданий подводит студентов к выводам.
Познавательная самостоятельная работа требует активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения, привлекает внимание студентов к учебной дисциплине.
Использование в своей педагогической работе новаторских современных методов обучения, требует от преподавателя:
1. Хорошего знания учебного материала;
2. Широкой эрудиции;
3. Умение устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами;
4. Создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответа на изучаемые вопросы.
Список использованной литературы:
1. ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ.
2. В.А.Федоров, Е.Д.Колегова. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования // Академия, 2008.
3. А.В.Батаршев. Учебно-профессиональная мотивация молодежи // Академия, 2009.
4. А.М.Новиков. «Постиндустриальное образование», 2008.
5. А.Кочеткова. «Формирование человеческого капитала(системно-концептуальный подход)», Вестник высшей школы, 2004.