Теоретические основы информационно-компьютерной технологии
Абрамова Ирина Михайловна
Существуют разные определения и классификации информационно-компьютерной технологии. В более простом понимании данную технологию можно определить как совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). ИКТ в образовательной деятельности - это средство обучения, самостоятельного освоения общих и профессиональных знаний, развития общих умений и навыков. Данная педтехнология может применяться как в урочной деятельности преподавателя и студента, так и в самостоятельной работе обучающихся – внеаудиторной, домашней. Название технологии говорить о том, что для образовательных целей используются как аппаратные средства (компьютер, принтер, сканер, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон), так и электронные программы (на жестких дисках, на съемных дисках, интернет). Средства ИКТ предлагают широкий спектр возможностей: работа с текстами, таблицами, видео- и аудиоматериалами, слайдами, поисковыми системами, интернетом для общения, программами перевода, и многое другое.Информационно-компьютерная технология относится к числу инновационных, поскольку позволяет в полной мере реализовать по-новому личностно-ориентированный подход в обучении, когда обучающийся ставится в центр образования, становится не объектом, а субъектом образовательной деятельности. Технология позволяет обучающемуся активно участвовать в образовательном процессе, вырабатывать навыки и умения по самостоятельному приобретению знаний, которые позволят ему в дальнейшей жизни уметь самостоятельно приобретать необходимые общие и профессиональные знания, удовлетворять познавательные потребности.
Современные образовательные стандарты СПО характеризуются насыщенностью содержания, большим объемом требуемых знаний при явно недостаточном количестве часов на его преподавание. Это, в свою очередь, увеличивает информационную насыщенность каждого урока. При традиционных методах ведения урока, когда главным транслятором информации выступает преподаватель, преподавателю практически не удается выдать в течение ограниченного количества времени необходимый объем знаний, тренировать их понимание и усвоение, что, конечно же, сказывается на качестве преподавания. Обучение по ИКТ помогает преподавателю повышать качество образовательного процесса, рационально организовать свою работу и работу студентов на уроке. В зависимости от типа урока: объяснение, закрепление, систематизация, контроль знаний, - применение средств ИКТ может быть как максимальным, так и эпизодическим, на отдельных этапах урока. Средства мультимедийного оборудования могут быть использованы для подачи нового языкового материала, для затренировки фонетических, лексических и грамматических знаний, для развития речевых умений (аудирование, письмо, чтение). Интернет-технология помогает развивать важное речевое умение – коммуникацию (устное, письменное общение). Информационные ресурсы интернета во многом помогают развивать поисковую деятельность студентов для решения учебных задач и удовлетворения их познавательных интересов. Применение общих дидактических форм (индивидуальной, парной, групповой) и методов (репродуктивного, иллюстративно-объяснительного, проблемно-поискового) обучения посредством ИКТ позволяет находить специфические технологические формы и методы, которые, повышают мотивацию обучающихся к получению знаний, качественно улучшают образовательный процесс.
Информационно-компьютерная технология, нацеленная на развитие навыков самостоятельной работы по получению знаний, помогает также реализовать творческие способности студентов. Проблемно-поисковый метод обучения средствами ИКТ побуждает студентов к проведению исследовательской работы, развивает аналитическое и творческое мышление в процессе решения учебных задач, поставленных в виде проблемы. Решать учебную задачу-проблему помогает специфический метод данной технологии – веб-квест. Метод веб-квеста – это творческая деятельность обучающегося, ориентированная на получение информации из интернет-ресурсов. Суть этой работы заключается в том, что перед обучающимися ставится проблема (преподавателем либо определяется самими обучающимися, если они достаточно эрудированы), очерчивается круг вопросов, на которые обучающиеся должны найти ответы, найти в интернете необходимую информацию, проанализировать ее, отобрать ключевую информацию для решения проблемы. Возможности программы презентаций позволяют свести воедино всю отобранную информацию, оформить ее в виде тезисов, снабдить наглядными слайдами. Весь этот процесс требует определенного аналитического мышления и творческих усилий. Продукт интеллектуальной, творческой деятельности обучающихся может быть востребован в образовательном процессе, использован в качестве учебного материала, расширяющего знания по определенной тематике.
Существуют разные определения и классификации информационно-компьютерной технологии. В более простом понимании данную технологию можно определить как совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). ИКТ в образовательной деятельности - это средство обучения, самостоятельного освоения общих и профессиональных знаний, развития общих умений и навыков. Данная педтехнология может применяться как в урочной деятельности преподавателя и студента, так и в самостоятельной работе обучающихся – внеаудиторной, домашней. Название технологии говорить о том, что для образовательных целей используются как аппаратные средства (компьютер, принтер, сканер, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон), так и электронные программы (на жестких дисках, на съемных дисках, интернет). Средства ИКТ предлагают широкий спектр возможностей: работа с текстами, таблицами, видео- и аудиоматериалами, слайдами, поисковыми системами, интернетом для общения, программами перевода, и многое другое.
Информационно-компьютерная технология относится к числу инновационных, поскольку позволяет в полной мере реализовать по-новому личностно-ориентированный подход в обучении, когда обучающийся ставится в центр образования, становится не объектом, а субъектом образовательной деятельности. Технология позволяет обучающемуся активно участвовать в образовательном процессе, вырабатывать навыки и умения по самостоятельному приобретению знаний, которые позволят ему в дальнейшей жизни уметь самостоятельно приобретать необходимые общие и профессиональные знания, удовлетворять познавательные потребности.
Современные образовательные стандарты СПО характеризуются насыщенностью содержания, большим объемом требуемых знаний при явно недостаточном количестве часов на его преподавание. Это, в свою очередь, увеличивает информационную насыщенность каждого урока. При традиционных методах ведения урока, когда главным транслятором информации выступает преподаватель, преподавателю практически не удается выдать в течение ограниченного количества времени необходимый объем знаний, тренировать их понимание и усвоение, что, конечно же, сказывается на качестве преподавания. Обучение по ИКТ помогает преподавателю повышать качество образовательного процесса, рационально организовать свою работу и работу студентов на уроке. В зависимости от типа урока: объяснение, закрепление, систематизация, контроль знаний, - применение средств ИКТ может быть как максимальным, так и эпизодическим, на отдельных этапах урока. Средства мультимедийного оборудования могут быть использованы для подачи нового языкового материала, для затренировки фонетических, лексических и грамматических знаний, для развития речевых умений (аудирование, письмо, чтение). Интернет-технология помогает развивать важное речевое умение – коммуникацию (устное, письменное общение). Информационные ресурсы интернета во многом помогают развивать поисковую деятельность студентов для решения учебных задач и удовлетворения их познавательных интересов. Применение общих дидактических форм (индивидуальной, парной, групповой) и методов (репродуктивного, иллюстративно-объяснительного, проблемно-поискового) обучения посредством ИКТ позволяет находить специфические технологические формы и методы, которые, повышают мотивацию обучающихся к получению знаний, качественно улучшают образовательный процесс.
Информационно-компьютерная технология, нацеленная на развитие навыков самостоятельной работы по получению знаний, помогает также реализовать творческие способности студентов. Проблемно-поисковый метод обучения средствами ИКТ побуждает студентов к проведению исследовательской работы, развивает аналитическое и творческое мышление в процессе решения учебных задач, поставленных в виде проблемы. Решать учебную задачу-проблему помогает специфический метод данной технологии – веб-квест. Метод веб-квеста – это творческая деятельность обучающегося, ориентированная на получение информации из интернет-ресурсов. Суть этой работы заключается в том, что перед обучающимися ставится проблема (преподавателем либо определяется самими обучающимися, если они достаточно эрудированы), очерчивается круг вопросов, на которые обучающиеся должны найти ответы, найти в интернете необходимую информацию, проанализировать ее, отобрать ключевую информацию для решения проблемы. Возможности программы презентаций позволяют свести воедино всю отобранную информацию, оформить ее в виде тезисов, снабдить наглядными слайдами. Весь этот процесс требует определенного аналитического мышления и творческих усилий. Продукт интеллектуальной, творческой деятельности обучающихся может быть востребован в образовательном процессе, использован в качестве учебного материала, расширяющего знания по определенной тематике.