Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Активизация познавательной деятельности учащихся

Квирая Илона Аршалиевна
В данной работе приведем способы активизации познавательной деятельности учащихся.  В качестве примера рассмотрим возможный вариант проведения коллоквиумов по физике, который может позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развитие науки и техники выявляет актуальные проблемы педагогики, среди которых наиболее важной является активизация познавательной деятельности обучаемых. Активные методы обучения направлены, прежде всего, на:
1) обеспечение высокого уровня интеллектуального, личностного и духовного развития учащегося;
2) создание условий для получения им навыков научного стиля мышления;
3) овладение методологией нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.
Познавательная деятельность обучаемых включает различные элементы, такие как изучение и овладение основами теории данной дисциплины, практическое применение теоретических основ изучаемой дисциплины и, самое главное, формирование творческого, самостоятельного подхода в рамках изучаемого предмета и использование приобретенных знаний для решения вновь поставленных проблем. Существуют различные способы активизации познавательной деятельности учащихся. Это информатизация образования, применение средств компьютерной техники, аудиовизуализация передачи учебно-научной информации. Одним из значимых факторов активизации познавательной деятельности учащихся является познавательная самостоятельность.
Познавательная самостоятельность связана со стремлением и умением самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задач, приобретать знания. Она отражает интеллектуальные способности учащихся к учению, которые способны проявляться и развиваться только в деятельности. Применение активных методов на разных стадиях обучения приводит к развитию интеллектуальных качеств учащегося, проявляющихся в необходимости непрерывного стремления овладевать знаниями.  Важную роль в этом процессе играет деятельность преподавателя, которая направлена не только на предоставление каждому учащемуся структурированной информации о содержании данной дисциплины, но и на управление, организацию учебно-познавательной деятельностью учащихся по овладению знаниями и умениями в соответствии с поставленными учебными целями, осуществляя как прямое, так и косвенное воздействие. В современной системе образования в основном рассматриваются проблемы, связанные с содержанием обучения и его методами, а самой организации познавательной деятельности учащихся уделяется значительно меньше внимания. Опыт многих преподавателей показывает, что учащийся с интересом посещает первую лекцию нового предмета, ожидая много нового, интересного и необходимого для профессиональной деятельности. Однако через какое-то время интерес к учению пропадает, падает посещаемость. Однообразные лекции, занятия, построенные по одной схеме, не стимулируют познавательную деятельность молодежи.  Если перед учителями базовой школы важная проблема состоит в том, чтобы пробудить интерес к предмету, не отпугнуть учеников его сложностью, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики, то перед преподавательским составом вузов и колледжей стоит задача активизации познавательной самостоятельности. Необходимо, чтобы учащиеся были мотивированы на самостоятельное получение знаний, требуется активизировать их деятельность на занятиях. Учебный процесс должен строиться так, чтобы учащиеся сами получали знания при соответствующей организации этой деятельности преподавателем, поскольку взрослого человека нельзя научить, развить, воспитать, если он сам не захотел научиться, развиться, воспитаться. Качество обучения в вузе неотъемлемо от эффективности обучающей деятельности преподавателя и активизации самостоятельной познавательной работы учащегося. Особое внимание уделяется рациональной организации процесса обучения учащихся первого курса, не имеющих достаточных навыков самостоятельной работы. Эффективность обучения зависит от правильного определения целей, содержания и методов обучения. Методика стимулирования познавательной деятельности определяется совокупностью различных факторов, изучаемой дисциплиной, свойствами обучаемой группы или потока, особенностями преподавателя. Традиционные методы обучения и контроля знаний такие, как лекции, практические занятия, лабораторные работы, семинары, консультации, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, доклады, курсовые и дипломные работы, зачеты, экзамены используются повсеместно во всех вузах и колледжах. Однако различные инновационные технологии предлагают внедрять в учебный процесс ролевые, деловые игры, семинары повторительно-обобщающие занятия, конференции, диспуты и пр., активизирующие познавательную самостоятельность учащихся.  В педагогике выделяются десятки типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Представим наиболее распространенные типы нестандартных уроков: уроки «погружения», уроки – деловые игры, уроки – пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, компьютерные уроки, уроки-конференции, уроки – взаимообучение учащихся, уроки творчества, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки поиска истины.
Перечень подобных уроков можно продолжать ещё долго. Нужно отметить, что в школах в большей степени, чем в вузах, применяются разнообразные типы уроков, используя стремление детей к игровым формам познания. Разнообразие способов для активизации деятельности учащихся стимулируют интерес к изучаемому предмету.
Опыт работы в ВУЗе и колледже показывает, уроки-конференции, когда учащиеся сами или с помощью преподавателя выбирают конкретную тему, базирующуюся на роли физики в их специальности, готовят доклады с презентациями, стимулируют исследовательский подход к решению поставленной задачи, создают опыт общения, участия в дискуссиях, активизируют познавательную деятельность.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»