,Методическая разработка открытого урока по предмету "Инженерная графика"
Вычерчивание эскиза и рабочего чертежа
Агибалова Светлана Владимировна,
СПБ ГБОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)
Согласовано:Председатель ЦК М.Ф. Фурман
Профессия/специальность | 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА |
Учебная дисциплина/ междисциплинарный курс |
Инженерная графика |
Тема раздела рабочей программы | Рабочие чертежи и эскизы деталей |
Тема занятия | Графическая работа: «Вычерчивание эскиза и рабочего чертежа» |
Регламент занятия | 45 минут |
Участники занятия | Студенты группы 23Т |
Вид занятия | практическое занятие |
Тип занятия | комбинированный |
Технологии обучения | Практико-ориентированные технологии информационно-коммуникативные технологии разноуровневые обучение проблемное обучение здоровье сберегающие технологии |
Цели занятия: образовательные (обучающие) |
- повторение правил и закрепление практических навыков в выполнении эскизов деталей и чертежей; Формирование профессиональных компетенций: ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств. |
воспитательные |
- содействовать воспитанию самостоятельности, ответственности при выполнении задания; - воспитывать аккуратность при выполнении чертежей и способность проявлять самостоятельность и уверенность при выполнении графической работы. Формирование общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно обращаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
развивающие | - способствовать развитию технического, пространственного и логического мышления; Формирование общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
Обеспечение учебного занятия | Оборудование: мультимедийное оборудование; персональный компьютер; учебно-методическое обеспечение: - презентации к учебному занятию; - раздаточный материал: детали для эскизирования; - методические рекомендации; - учебники; - справочники |
Структурные элементы занятия | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучаемых |
|
3 минуты | Приветствует, проверяет отсутствующих, сообщает тему занятия | Проверяют готовность к занятию |
|
2 минуты | Сообщает цели занятия. Обосновывает профессиональную значимость занятия. Сообщает об основных этапах занятия и условий получения оценок определяет место занятия в теме; определяет значение полученных знаний в практической деятельности. | Слушают преподавателя. Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии |
|
10минут | Опрашивает студентов. Моделирует проблемные ситуации по пройденному материалу, дискутирует. Организует работу по выполнению тестов. | Отвечают на поставленные вопросы, выполняют тесты. |
|
25минут | Контролирует процесс выполнения графической работы. Формулирует практико-ориентирующие вопросы, направляет графическую деятельность по траектории алгоритма | Выполняют графическую работу: «Эскиз детали», работая с деталями с натуры и аксонометрической проекции» |
|
5 минуты | Мобилизует студентов на рефлексию своего поведения и результатов освоения нового материала. Подводит итоги и выставляет оценки. Задает домашнее задание к следующему заданию | Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы. Записывает домашнее задание |
Урок: Графическая работа: «Вычерчивание эскиза детали и рабочего чертежа»
Этапы урока:
- постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
- воспроизведение и коррекция опорных знаний;
- обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы;
- практическая работа;
- подведение итогов урока.
Методы:
- информационный (словесный);
- наглядный;
- иллюстративный;
- репродуктивный (индивидуальная практическая работа).
Межпредметные связи:
- техническая механика;
- метрология;
- материаловедение;
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Приветствует учащихся, наблюдает за готовностью к уроку каждого обучающегося
3. Постановка цели и задач урока, повторение правил и выработка практических навыков в выполнении эскизов деталей и сечений.
Ставится цель и задачи перед обучающимися: повторить, закрепить и углубить знания о выполнении этапов эскиза детали.
- Сегодня мы подводим итог изучению небольшого раздела учебной программы, посвященного правилам выполнения эскизов деталей с выполнением для выявления её внешней и внутренней формы.
Конечным результатом освоения дисциплины студент должен знать правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации.
Цель нашего занятия сегодня повторить и закрепить общие правила оформления и выполнения эскизов деталей. И начнем мы с повторения уже изученного материала.
5. Повторение и проверка знаний:
- Так что же такое эскиз?
(Эскиз - это чертёж, выполненный от руки (без применения чертежных инструментов) в глазомерном масштабе)
Мы много времени уделили изучению правил выполнения эскиза, поэтому визуально продемонстрируйте последовательность его выполнения.
Раздается набор карточек с графическим изображением последовательности выполнения эскиза, которые необходимо разложить в нужной последовательности.
Проверка выполнения индивидуально у каждого ученика
- Озвучьте, пожалуйста, последовательность выполнения эскиза
1.Изучение детали, анализ геометрической формы
2.Выбор главного и определение необходимого количества изображений
3.Выбор формата, масштаба и композиционное решение чертежа
4.Наметить необходимое (минимальное с учетом условностей, установленных ГОСТ 2.305-68) число изображений – видов, разрезов, сечений, которые в своей совокупности должны выявить форму детали с исчерпывающей полнотой
5. Выделить на листе соответствующую площадь в форме прямоугольника для каждого изображения; провести осевые линии.
6. Построив все изображения и убедившись в их правильности, обвести линии контура,
7. Нанести размерные и необходимые выносные линии, как бы мысленно при этом изготовляя деталь.
8. Произвести обмер детали и вписать в эскиз размерные числа
9. Заполнить основную надпись
- Ответы на вопросы:
- Эскиз- рабочий чертёж детали, выполненный без применения чертежных инструментов, от руки и в примерном масштабе (с соблюдением пропорций детали). К эскизу предъявляются требования, сходные с требованиями к рабочим чертежам.
- Как и при выполнении чертежа детали используется метод ортогонального или прямоугольного проецирования.
- Для определения действительных размеров деталей пользуются различными измерительными инструментами: металлической линейкой, угломером, штангенциркулем, нутромером и др.
- Последовательность выполнения эскиза детали:
· Определение размеров изображений, выбор размеров листа бумаги, оформление листа, нанесение габаритных прямоугольников изображений
· Вписывание в габаритные прямоугольники изображений детали тонкими линиями;
· Нанесение выносных и размерных линий;
· Измерение детали и нанесение размерных чисел;· Обводка эскиза.
Вопрос: Чем определяется выбор размеров изображений и размеров листа бумаги?
- Размер изображений определяется масштабом изображений, размеры листа определяются размерами изображений.
- Сходство эскиза детали с чертежом: исполнение эскиза должно соответствовать правилам выполнения рабочих чертежей (оптимальное кол-во изображений детали, размеры, сведения о марке материала исполнения детали и др.) Различие: эскиз выполняется «от руки», без применения чертёжных инструментов и в «глазомерном» масштабе (с соблюдением пропорций).
- Вид, разрез, сечение, местный вид, местный разрез, выносной элемент.
- Таким, чтобы чертёж давал исчерпывающие сведения о форме, размерах и элементах изображаемой детали.
9. В качестве главного вида принимается изображение которое соответствует фронтальной плоскости проекций.
Вопрос: Что определяет выбор главного изображения и какие требования предъявляют к нему?
10. Предмет располагается относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней давало наиболее полное представление о форме и размерах предмета.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Тема: Вычерчивание эскиза и рабочего чертежа
Цель занятия: Изучить правила и приемы составления эскизов, научиться выполнять эскизы технических деталей, развить навыки чтения чертежа. Оформлять конструкторскую документацию в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД к оформлению и составлению чертежей.
Методические указания:
В задании предусматривается по аксонометрической проекции производственной детали построить в необходимом количестве видов ее чертеж с применением необходимых разрезов и технического рисунка детали в аксонометрии. Выполняемая работа связана с практическим применением правил выполнения разрезов по ГОСТ 2.305-68, обозначением материалов по ГОСТ 2.306-68, нанесением размеров по ГОСТ 2.307-68, изучением ГОСТ 2.311-68 «изображение резьбы». При этом закрепляются умения и навыки в построении технического рисунка.
Для выполнения графической работы необходимо повторить по учебнику следующие темы:
- построения комплексного чертежа модели по двум заданным проекциям, ее аксонометрической проекции;
- виды разрезов, правила их выполнения и изображения на чертежах;
- построение простых разрезов и аксонометрии детали с вырезом ¼;
- выполнение эскизов.
Эскизом детали называют чертеж, выполненный от руки. Масштаб изображения и пропорциональность отдельных элементов детали на эскизе выдерживают приближенно, на глаз.
Эскизы выполняют с соблюдением всех правил и требований, предъявляемых к чертежам деталей. Несмотря на то, что эскиз выполняют от руки, обводка изображений, штриховА, надписи, нанесение размеров на эскизе должны быть выполнены аккуратно и четко. Эскизы в учебном процессе выполняют на листах бумаги в клетку.
Формат эскиза определяется числом изображений, их степенью сложности, числом размеров и т. П. Формат А4 располагают только вертикально. Выполнять изображения и обводить их на эскизах рекомендуется мягкими карандашами (М, 2М), учитывая качество выбранной для выполнения эскиза бумаги. Окружности сначала проводят циркулем, а затем обводят от руки.
При выполнении эскизов по производственным деталям закрепляются навыки применения правил выполнения разрезов, сечений, нанесения размеров, умения обмерять деталь и проставлять шероховатость поверхности в зависимости от ее обработки и изготовления .
ЗАДАНИЕ:
По образцам деталей или по изображению выполнить эскиз детали с построением технического рисунка.
Деталь для составления эскиза студент получает у преподавателя, или эскиз выполняется по рисункам деталей, приведенных в изометрии в масштабе 1:5. Полученные при обмере детали размеры округлить до целого числа. Требования к шероховатости поверхности на чертеже не указывать. Пользоваться рекомендациями для выполнения эскизов. При выполнении эскиза по изометрии считать коэффициент искажения по осям равным 1.