Структура и содержание учебно-методического комплекса
Белоусова Ольга Борисовна,
мастер п/о, преподаватель спец.дисциплин
СПБ ГБ ПОУ «Петродворцовый колледж»
Обучающий семинармастер п/о, преподаватель спец.дисциплин
СПБ ГБ ПОУ «Петродворцовый колледж»
Тема: «Требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса»
Общие положения об УМК
1.1 Анализ ситуации в системе образования
Обратимся к основным свойствам существующей системы образования и тем проблемам и противоречиям с современными условиями, в которых оно функционирует:
· Единая программа для всех обучаемых
Противоречит уникальности каждого из нас. У каждого свои склонности, желания, а также видение своего будущего. Добавив к этому и то разнообразие профессий и возможностей, которые несет современный мир, то укатывание обучающихся в одинаковые банки сардин, явно не способствует их мышлению “вне коробки”.
· Актуальность преподаваемой информации
Современные технологии, знания, взгляды на мир меняются так быстро, что далеко не каждый преподаватель или специалист отрасли знаний способен уследить за темпом этих изменений, не говоря уже о способности объективно преподнести эту информацию.
· Осложненный доступ к современной информации
Классическая образовательная схема “по книжкам” примерно следующая. Попав на локальный рынок, издание появляется у специалистов, преподавателей. После изучения, литература может попасть в списки рекомендованной дополнительной литературы. В случае одобрения “высшим руководством” издание может попасть в список обязательной литературы.
Идея в том, что информация проходит слишком много этапов и узких мест, перед тем как попасть в поле видимости обучаемого.
· Свобода информации
Главная мысль в том, чтобы процесс образования конкретного человека был открытым и прозрачным для всех заинтересованных такой информацией. Начиная от родителей школьника, интересующихся чему и как учится их ребенок, заканчивая работодателем отправившим, за свой счет, работников на курсы повышения квалификации или тренинг, который в свою очередь является потребителем результатов образовательного процессе и заинтересован в ее качественном уровне. Ведь не всегда по конечному результату знаний ученика, оцененному экзаменами, можно объективно оценить его знания и навыки, полученные в процессе обучения. Поэтому качество образования напрямую зависит от доступности и прозрачности информации для всех участников образовательного процесса
· Конкурентные механизмы образования
Хотя система образования функционирует в среде рыночной экономики, сама она во многих аспектах лишена этих признаков, особенно на нижнем и основополагающем уровне - уровне обучающего курса. Если проводить аналогию между товаром, который вывела на рынок предприятие и курсом обучения, которое предлагает учебное заведение, то различий не должно быть. Хотя в реальности ситуация иная. В ситуации с продуктом, нас никто не может заставить потреблять некачественный продукт, в ситуации с учебным курсом ученик находится в определенной зависимости от ранее принятых решений руководителями образовательного процесса, что в большинстве случаев исключает возможность отказа от потребления данного учебного курса.
Резюмируя можно сказать, что отсутствие у системы образования совершенных механизмов саморегуляции, присущие рыночной экономики, является важным минусом такой системы.
· Отсутствие собственной мотивации
· Отсутствие альтернативной точки зрения
· Отсутствие ориентированности на практический результат
В связи с этими проблемами в системе образования РФ целесообразно применять учебно-методические комплексы, которые смогут приблизить решение проблемы качества образования.
1.2 Общие понятия об УМК
Для того чтобы понять, что собой представляет учебно-методический комплекс дисциплины нужно, сперва, разобраться в определении данного понятия и уяснить цель, с которой, собственно УМК создается.
Этапы разработки УМК
Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке:
· Определение тем согласно требованиям ФГОС и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.
· Разработка образовательного стандарта дисциплины.
· Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.
· Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).
· Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.
· Разработка заданий для контрольных точек.
· Разработка методических рекомендаций к практическим и лабораторным занятиям, а также курсовому проектированию (при наличии в учебном плане).
· Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по СРС и самостоятельному изучению дисциплины.
· Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.
· Оформление документации УМК.
· Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.
· Согласование и утверждение УМК.
После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется.
УМК дисциплины и его компоненты должны:
· учитывать общую идеологию республиканской и региональной политики, содействовать развитию региональной системы средне специального образования.
· предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
· предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
· соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
· обеспечивать межпредметные связи;
· обеспечивать простоту использования для преподавателей и студентов;
· содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей), обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Разработчик(и) УМК являются ответственным(и) за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ФГОС по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.
Учебно-методический комплекс дисциплины - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.
Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины.
Основные задачи, решаемые учебно-методическими комплексами дисциплины:
· четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе;
· отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
· последовательная реализация внутри и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами образовательной программы;
· рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
· распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;
· планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;
· определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;
УМК должен разрабатываться преподавателем, ведущим данный предмет. Содержание программы должно опираться на современные знания. Оно может варьироваться в зависимости от требований, предъявляемых стандартами образования для конкретной специальности.
УМК состоит из пяти блоков:
· нормативный блок,
· теоретический блок,
· практический блок,
· блок контрольно-оценочных средств и контрольно измерительных материалов,
· методический блок, и реализуется в двух форматах: полной версии и базовой версии.
Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа (дисциплины, модуля, спецкурса), программа учебной дисциплины;
Теоретический блок: учебники, учебные пособия, курсы лекций, конспекты лекций, электронные конспекты лекций базовой версии;
Практический блок: практикумы, учебные справочники, хрестоматии, наглядно-иллюстративные материалы; планы практических занятий, планы лабораторных занятий, планы практикумов;
Блок контрольно-оценочных средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к зачету, перечень вопросов к экзамену, экзаменационные билеты с примером для базовой версии УМК, практические задания к экзамену/зачету с примерами заданий для базовой версии УМК, полный комплект тестов текущего контроля с образцом для базовой версии УМК, полный комплект тестов промежуточной аттестации с образцом для базовой версии УМК, экзаменационный тест с демоверсией теста для базовой версии УМК, контрольные работы с демоверсией теста для базовой версии УМК, банк тестовых заданий для самоконтроля, методики решения и ответы к тестовым заданиям;
Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов, методические указания к выполнению курсовой работы (проекта).
УМК целесообразно применять в сложившейся ситуации в системе образования, так как имеют место проблемы такие как:
· перегруженность информацией,
· актуальность информации,
· индивидуальный подход,
· отсутствие мотивации.
Список использованных источников
Основные:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2016 г.)//СПС «КонсультантПлюс», 04 апреля 2016,
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг."
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 (ред. от 15.12.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"
- ФГОС СПО по профессиям и специальностям. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации. Приказ «О внесении изменения в ФГОС СПО» от 2014 г.
6. Фейгина Э.Е., Разработка программной документации для профессиональных организаций в условиях внедрения ФГОС: методическое пособие/под научной редакцией Жолована С.В. – СПб АППО, 2017г.
7. Фейгина Э.Е., Методическое сопровождение внедрения ФГОС СПО: пособие для профессионально-образовательных учреждений СПб,- СПб АППО, 2015г.
Дополнительные:
- Мендубаева З. А. Структура учебно-методического комплекса [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 216-219.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ (УМК). Требования к составу и содержанию, учебно-методического комплекса, рекомендации по его разработке, правила оформления и издания. - ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. – Москва 2018.
- http://www.spbappo.ru/
- https://yandex.ru/maps/org/spb_gb_pou_petrodvortsovy_kolledzh/1006828540/?source=wizbiz_new_text_single
- http://www.pu53r.ru/wp-content/uploads/2013/01/структура-УМК-копия.pdf