Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Причины аварий при выполнении работ автокранами 

Петренко Ирина Олеговна,
мастер производственного обучения,
преподаватель 
СПб ГБ ПОУ «Петродворцовый колледж»
Автомобильный кран является ведущей машиной для выполнения различных работ: монтаж объектов из сборных элементов, монтаж и демонтаж башенных кранов и сооружений, погрузка и разгрузка изделий на складах и заводах, укладка магистральных трубопроводов и установка опор линий электропередач. В вооруженных силах Российской Федерации автомобильные краны используются для наведения мостов и переправ, при строительстве полевых сооружений, заграждений и прочее.
В результате развития информационных технологий в современном обществе, конструкций и технологий применения автомобильных кранов необходимо своевременно повышать квалификацию и непрерывную переподготовку крановщиков. Рост и обновление парка автомобильных кранов сопровождается улучшением эксплуатационных качеств, увеличением их грузоподъемности, совершенствованием конструкций, систем управления, оснащением приборов безопасности, микропроцессорными ограничителями нагрузки, такими как ОНК-160 (бортовой  компьютер).
В рамках изучения материала по дисциплине «Охрана труда» раздел «Приборы и устройства безопасности кранов» возник вопрос: «Каковы причины возникновения аварий во время работы автокрана на объектах и помогают ли приборы безопасности  предотвратить их?». За эксплуатацией и изготовлением подъемно-транспортных устройств установлен специальный государственный технический надзор ( Ростехнадзор - Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору). С целью усиления контроля  за безопасностью эксплуатации подъемных сооружений, Ростехнадзором, на основании «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (Приказ от 12.11.2013 года №533), осуществляются периодические обследования предприятий,  где эксплуатируются зарегистрированные в органах надзора грузоподъемные машины.
По статистике в России ежегодно происходит до 100 тысяч аварий при эксплуатации автомобильных кранов. Глава Ростехнадзора Алексей Алешин сообщил, что в 2017 году смертность на подконтрольных Ростехнадзору опасных производственных объектах снизилась на 17%. По его словам, всего в России в 2016 году произошло 222 аварии и было зафиксировано 252 несчастных случая со смертельным исходом, из которых в результате собственно аварий погиб 81 человек (или 32%). За 2017 год произошло 220 аварий на производстве и погибло 210 человек. Причем только 16 % из них (34 работника) погибли в результате аварий. Все остальные трагедии произошли под влиянием человеческого фактора.
 Основными причинами аварий можно считать: неправильная установка крана;  превышение грузоподъемности; использование неисправных грузозахватных приспособлений; нарушение охраны труда при эксплуатации крана. Основные виды аварий, которые возникают в процессе эксплуатации грузоподъемных кранов - это потеря устойчивости (опрокидывание) и деформация рабочего оборудования. Автомобильные краны,  работают на грунтовых площадках, от качества подготовки площадки зависит надежность и безопасность работы крана. Грунтовые дороги и площадки должны быть спланированы и уплотнены. При эксплуатации кранов необходимы меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра на больших уклонах пути или рабочей площадки. Стреловые краны рассчитываются на устойчивость при работе с уклоном три градуса, причем уклон зависит от длины стрелы, чем длиннее стрела, тем меньше должен быть  уклон. Работа автомобильных кранов вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами разрешается  только на расстоянии, установленном проектом производства работ. Осенний и весенний периоды являются особенно тяжелыми для обеспечения устойчивости и проходимости кранов к месту производства работ, так как несущая способность влажных грунтов резко снижается. Для предупреждения аварий устраивают колейные или сплошные дороги  из песка или шлака и рабочие площадки из железобетонных плит или деревянных шпал. Перед началом эксплуатации крана, после каждой установки его на новом месте, ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами проверяет правильность установки и в вахтенном журнале или путевом листе делает запись о разрешении производства работ. Он, также, указывает фамилии стропальщиков и номера их удостоверений. Безопасная работа кранов зависит от исправного состояния грузозахватных приспособлений. На месте производства работ вывешивают список перемещаемых грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам такие списки выдают на руки. Для строповки поднимаемого груза следует применять стропы, соответствующие массе поднимаемой конструкции. Закрепленный груз необходимо предварительно поднять на высоту 200-300 мм. от уровня земли, подождать несколько минут, чтобы убедиться в надежности строповки и срабатывании тормозных устройств. Наиболее распространенной причиной аварии является перегруз крана. Это происходит, когда  масса поднимаемого груза превышает грузоподъемность крана, при подъеме примерзших или заваленных мусором, землей или другими изделиями конструкций. Категорически запрещено перемещение крана с грузом на крюке. Чтобы не создавать условий для аварий систематически нужно проверять состояние площадок, на которых перемещаются самоходные стреловые автомобильные краны  и производить периодический тщательный осмотр конструкций крана на наличие трещин на металле. Когда дефекты обнаружены, то работы немедленно прекращают. Если место проведения работ недостаточно освещено, крановщик плохо различает перемещаемые грузы или сигналы стропальщика, при сильном ветре, тумане или снегопаде, работа крана также  прекращается. Для безаварийной эксплуатации каждый кран оснащается приборами безопасности: ограничителями грузоподъемности, высоты подъема стрелы и крюка крана, поворота крана; указателями грузоподъемности, вылета крюка, наклона крана, силы ветра, а также звуковой сигнализацией при выходе стрелы из рабочей зоны крана (при работе на выносных опорах). Недопустимо использовать при выполнении работ персонал, не прошедший обучение, стажировку, проверку знаний. Попытка сэкономить на безопасности часто заканчивается невосполнимым ущербом, потерей жизни и здоровья людей, уголовной ответственностью руководителей. В целях профилактики риска аварий и гибели людей руководителям и специалистам предприятий следует принять меры по повышению эффективности производственного контроля за соблюдением промышленной и энергетической безопасности, обратить особое внимание на выполнение работниками служб производственного контроля возложенных на них обязанностей.
Основной причиной  исследуемых аварий является, человеческий фактор, а не использование устройств и приборов безопасности.
В организациях имеет место тенденция, когда руководители, отвечающие за безопасную работу кранами:
- выпускают на объект физически и морально устаревшие краны,
- допускают  необученных рабочих к выполнению работ стропальщика,
- разрешают перемещать грузы, закрепленные опасным способом,
- на рабочих местах находятся и применяются неисправные грузозахватные приспособления,
- грузоподъемные краны работают с неисправными приборами безопасности.
В то же время невыполнение крановщиком требований производственных инструкций и игнорирование приборов безопасности, также является основной причиной аварий на объектах с участием кранов.
Проведя анализ, собранной информации по данному вопросу и ознакомившись с предписанием Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Северо-Западному Федеральному округу (МТУ Ростехнадзора по СЗФО) можно сделать вывод, что использование крановщиком приборов и устройств безопасности на автомобильных кранах, несомненно, сокращает производственный травматизм и аварии. Но нарушения Правил дорожного движения (ПДД), обязательных производственных инструкций, не соблюдение технологического процесса при выполнении работ на объектах, не внимательность и безответственность крановщика приводят к катастрофам, авариям и травматизму.


Литература.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

https://ohranatruda.ru/news/898/575901/ - В России смертность на опасных производственных объектах снизилась на 17%.

6 Февраля 2018 | События, интервью, факты

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»