Преподавание английского языка в системе СПО
Семенова Наталья Владимировна,
преподаватель СПб ГБПОУ ЭМК,
Фуршенкова Ирина Федоровна,
преподаватель СПб ГБПОУ ЭМК
преподаватель СПб ГБПОУ ЭМК,
Фуршенкова Ирина Федоровна,
преподаватель СПб ГБПОУ ЭМК
Один из главных моментов в целях обучения в системе среднего профессионального образования (СПО) - социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению. Так, одной из задач выступает подготовка специалистов среднего звена, готовых решать профессиональные задачи и нести ответственность за их выполнение. Владение иностранным языком становится одной из ключевых компетентностей современного человека, будущего специалиста.
Преподавание английского языка в образовательных учреждениях среднего профессионального образования носит определенную специфику в процессе обучения. Нередко обучающиеся могут задать вопрос, зачем необходимо изучать иностранный язык и каким образом это связано со специальностью или профессией. Ответ на этот вопрос часто ограничивается словами, что английский предусмотрен стандартом. Однако, не секрет, что предмет часто изучается для того, чтобы воспитывать у обучающихся трудолюбие и формировать умение работать, общаться и находить необходимую информацию – таким образом, происходит формирование общих компетенций, прописанных в стандартах.
Свободное или достаточное владение иностранным языком может сыграть большую роль и оказать влияние на сферу деятельности специалиста, так как современное общество требует людей открытых для компетентного взаимодействия в социуме, обладающих информационной культурой и высоким интеллектом.
Обучение речевой компетенции (аудировании, чтении, письме) предполагает формирование языковой компетенции, которая включает в себя овладение языковыми средствами, необходимыми для эффективного общения в устной и письменной форме, охватывая и профессиональную сферу в том числе. Внимание обучающихся должно быть направлено также на понимание уместности их употребления в определенном контексте как в собственном иноязычном высказывании на профессиональную тему, так и в интерпретации терминов в чтении и аудировании.
Для обучающихся СПО одной из главенствующих задач является научиться говорить и хоть немного понимать иностранную речь, а так же научится не бояться английского языка и не боятся сделать ошибку.
Ведущая цель в обучении иностранному языку в системе СПО включает в себя подготовку личности, способной вступать в иноязычное общение на личностном и профессиональном уровне, владеющей набором общих и профессиональных компетенций, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах профессиональной деятельности и отвечать за их решение. Таким образом, обучающиеся должны овладеть иностранным языком на базовом уровне и уметь им воспользоваться в сфере приложения своего труда, а именно: суметь прочитать надписи на оборудовании и материалах, их технические характеристики, описания приборов, инструкций, руководств к эксплуатации, т.е. использовать язык для осуществления коммуникации.
Перед педагогом СПО стоит нелегкая задача и в выборе методов и форм организаций учебной деятельности обучающихся, которые соответствуют заданным нормам ФГОС, где основной акцент направлен на развитие коммуникаций, умение человека общаться, а так же на овладение языком в процессе общения.
Наряду с изучением теоретического материала по дисциплине «Иностранный язык (английский)» большое внимание должно быть уделено практическим занятиям. При обучении профессиям практические работы составляют более половины от объема обязательной учебной нагрузки, а при обучении специальностям – 60-80% от всего объема выделенных учебных часов на дисциплину.
При составлении рабочих программ для учебных групп особое внимание уделяется темам, связанным с профессиональной направленностью обучающихся, и соответственно, разработке практических работ: переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные темы и пр. Так, в специализированном курсе иностранного языка для 3-4 курсов обучения таким специальностям как «технология машиностроения» и «сварочное производство» нами разработаны темы: «Промышленность; Детали, механизмы; Оборудование, работа; Инструкции, руководства; Технологические процессы изготовления деталей» и соответствующие практические задания для совместной, индивидуальной и самостоятельной работы обучающихся по каждой теме.
Для оптимизации обучения на сайте образовательного учреждения создан ресурс «Электронный колледж» СПб ГБПОУ ЭМК, который предназначен для сопровождения образовательного процесса ЭМК, и дает возможность обучающимся работать с учебными и методическими материалами дистанционно, в том числе и по дисциплине «Иностранный язык (английский)».