Методика применения тематических кроссвордов
для формирования навыков практической и самостоятельной
работы студентов при изучении курса «Основы философии»
для формирования навыков практической и самостоятельной
работы студентов при изучении курса «Основы философии»
Терсеро Давила Лилия Анатольевна,
преподаватель Санкт-Петербургского технического колледжа,
преподаватель Санкт-Петербургского технического колледжа,
Складывающаяся система гуманитарного образования в техническом колледже требует нестандартных форм обучения и повышения его эффективности по разным специальностям и направлениям. Идея издания данного пособия сложилась достаточно давно – в процессе чтения лекций, проведения практических и семинарских занятий за последние 15 лет. Пособие детерминировали различные формы мотивации: прежде всего, игровой и творческий компонент, несомненно повышающий эффективность проведения занятий, оперативная, визуальная форма контроля за выполнением каждого занятия, наконец, вариативность, то есть широта использования кроссвордовой формы заданий. Все эти и другие обстоятельства обусловили настоящую форму учебно-методического пособия.
Итоги методического «кроссвордового» эксперимента говорят о значительном повышении внимания к философии и ее проблемам, а также о таком важном моменте, как внимательное и бережное отношение к справочной и методологической литературе не только по философии, но и по всем предметам гуманитарного цикла. Следует отметить, что достоинством данной работы является формирование мировоззренческих и культурных ориентаций, творческих способностей обучающихся, навыков самостоятельной работы и культуры мышления и речи с одной стороны, с другой – соответствие ФГОС СПО по учебной дисциплине «Основы философии».
Содержание и структура работы (кроссвордов) по учебной дисциплине «Основы философии» разработаны на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 № 535) для всех специальностей среднего профессионального образования;
- Рабочая программа на основе Примерной по учебной дисциплине «Основы философии», заключение Экспертного совета № 088 от 22 марта 2011 г (основание: Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ ФИРО от 25.01.2011 г. № 1).
На основании перечисленных документов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС СПО перечень результатов освоения учебной дисциплины «Основы философии». При составлении кроссвордов автор придерживался перечня проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения учебной дисциплины (умения, знания).
Предлагаемые кроссворды включают следующие элементы содержания:
Итоги методического «кроссвордового» эксперимента говорят о значительном повышении внимания к философии и ее проблемам, а также о таком важном моменте, как внимательное и бережное отношение к справочной и методологической литературе не только по философии, но и по всем предметам гуманитарного цикла. Следует отметить, что достоинством данной работы является формирование мировоззренческих и культурных ориентаций, творческих способностей обучающихся, навыков самостоятельной работы и культуры мышления и речи с одной стороны, с другой – соответствие ФГОС СПО по учебной дисциплине «Основы философии».
Содержание и структура работы (кроссвордов) по учебной дисциплине «Основы философии» разработаны на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 № 535) для всех специальностей среднего профессионального образования;
- Рабочая программа на основе Примерной по учебной дисциплине «Основы философии», заключение Экспертного совета № 088 от 22 марта 2011 г (основание: Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ ФИРО от 25.01.2011 г. № 1).
На основании перечисленных документов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС СПО перечень результатов освоения учебной дисциплины «Основы философии». При составлении кроссвордов автор придерживался перечня проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения учебной дисциплины (умения, знания).
Предлагаемые кроссворды включают следующие элементы содержания:
- Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия) (КЭС 2.1, КТ 2.2);
- Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. (КЭС 2.2, КТ 2.2);
- Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика (КЭС 2.3, КТ 2.2);
- Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания (КЭС 3.1, КТ 2.5);
- Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма (КЭС 3.2, КТ 2.3);
- Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного (КЭС 4.1, КТ 2.4)
В содержании дисциплины в соответствии с Рабочей программой выделено восемь тем, три из них: «Философия Древнего мира и средневековая философия», «Философия Возрождения и Нового времени», «Современная философия» - соответствуют изучению исторических типов философии. Задания к кроссвордам включают вопросы базового и повышенного уровня сложности. Таким образом, результаты выполнения обучающимися работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки студента, так и его развитие, способность применять изученные знания и умения в нестандартной, профессиональной и практической ситуациях.
Кроссворды созданы в программе EclipseCrossword.
Выделение ограниченного количества основных терминов по темам курса определили некоторую несимметричность кроссвордов, что объясняется нарушением одного из главных кроссвордовых принципов – проверяемости каждого слова тремя или четырьмя словами. Поэтому в настоящем пособии слова некоторых кроссвордов проверяются двумя или одним словом, что затрудняет их решение. С другой стороны, именно тематический характер представленных кроссвордов облегчает работу с ними.
Автор предлагает использовать кроссворды для формирования навыков практической и самостоятельной работы студентов при изучении курса «Основы философии».
Для преподавателей предлагается следующая шкала оценок в зависимости от количества правильных ответов:
80 – 100 % - «отлично», 70 – 79 % - «хорошо», 50 – 69 % - «удовлетворительно», менее 50% - «неудовлетворительно».
Основное преимущество кроссвордовой формы состоит в оперативном контроле результатов сразу после выполнения задания.
Основным учебным пособием, на базе которого разработаны кроссворды, является учебник А.А.Горелова «Основы философии» (– М.: Издательский центр «Академия», 2017).
Кроссворды созданы в программе EclipseCrossword.
Выделение ограниченного количества основных терминов по темам курса определили некоторую несимметричность кроссвордов, что объясняется нарушением одного из главных кроссвордовых принципов – проверяемости каждого слова тремя или четырьмя словами. Поэтому в настоящем пособии слова некоторых кроссвордов проверяются двумя или одним словом, что затрудняет их решение. С другой стороны, именно тематический характер представленных кроссвордов облегчает работу с ними.
Автор предлагает использовать кроссворды для формирования навыков практической и самостоятельной работы студентов при изучении курса «Основы философии».
Для преподавателей предлагается следующая шкала оценок в зависимости от количества правильных ответов:
80 – 100 % - «отлично», 70 – 79 % - «хорошо», 50 – 69 % - «удовлетворительно», менее 50% - «неудовлетворительно».
Основное преимущество кроссвордовой формы состоит в оперативном контроле результатов сразу после выполнения задания.
Основным учебным пособием, на базе которого разработаны кроссворды, является учебник А.А.Горелова «Основы философии» (– М.: Издательский центр «Академия», 2017).