Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособного специалиста

Зозулина Виктория Викторовна,
методист СПб ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства»
 
В XXI век, век стремительного развития высоких технологий, все больше молодежи стремиться получить качественное образование.
Молодые люди хотят получить востребованную профессию. Для этого существуют профессиональные образовательные учреждения – колледжи, лицеи [1].
Профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей рынка труда, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции, которые подробно описаны в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии.
Подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теоретическими знаниями и практическим опытом. Целью исследования было провести сравнительный анализ ФГОС СПО по профессии «Повар, кондитер» (приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 798) [2,3], ФГОС СПО по профессии «Повар, кондитер» (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1569) [4], профессионального стандарта «Повар» (приказ Минтруда России от 08 сентября 2015 г. N 610н) и профессионального стандарта «Кондитер» (приказ Минтруда России от 07 сентября 2015 N 597н) [5]. Также определить, что влияет на уровень качества конкурентоспособного специалиста.
Рассмотрим само понятие компетенции. Компетенция - это личностная способность специалиста решать определённый класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и тому подобным качествам сотрудников той или иной компании.
Сравнительный анализ ФГОС СПО и профессиональных стандартов приведён в таблице № 1.
Условные обозначения: ВД – вид деятельности; ОТФ - обобщенные трудовые функции; ТФ – трудовые функции соответствующего уровня квалификации; ТД - трудовые действия; ПК – профессиональные компетенции.
Исходя из таблицы 1, можно сделать выводы:
- ФГОС СПО по профессии «Повар, кондитер» (от 09.12.2016 г.) больше соответствует Профессиональному стандарту ПОВАР (от 08.09.2015 г.). Образовательный стандарт составлен уже с учетом требований профессионального стандарта.
- профессиональные компетенции (ПК) в ФГОС СПО от 02.08.2013г. (ПК 8.1-8.6) и в ФГОС СПО от 09.12.2016 г. (ПК 5.1.-5.5) соответствуют профессиональному стандарту КОНДИТЕР (от 07.09.2015 N 597н), что позволяет присваивать выпускнику квалификацию «Повар, кондитер».
Хотелось бы отметить, насколько качество обучения зависит от самих образовательных учреждений. Далее будет рассмотрено качество обучения на примере Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения «Колледж кулинарного мастерства».
В феврале 2017 и октябре 2017 года в СПб ГБПОУ «ККМ» было проведено анкетирование «Качество образования». По результатам этого анкетирования можно увидеть, что положительное отношение к условиям обучения возросло (таблица 2).
Не смотря на то, что процент рекомендации нашего колледжа уменьшился на 1 %, динамика качества образования выросла в итоге на 2,4 % по сравнению с предыдущим годом. Снижение процента рекомендации произошел из-за того, что опрос был проведён в начале учебного года, обучающиеся первого курса не в полной мере имеют представление о колледже.
Для повышения уровня профессиональных компетенций в колледже проводятся семинары с привлечением работодателей. Колледж давно сотрудничает с австрийской компанией Backaldrin - одной из мировых лидеров в области производства ингредиентов для хлебопекарной и кондитерской промышленности.
Так же в колледже проводятся мастер-классы, организованные нашими мастерами производственного обучения совместно со студентами (рис. 1) и конкурсы, организованные нашими партнёрами (рис. 2).[6]
Подобные формы занятий давно вошли в режим работы колледжа, они позволяют обучать в соответствии с тенденциями на рынке труда, быть в курсе профессиональных инноваций как студентам, так преподавателям и мастерам производственного обучения.
Становление конкурентоспособного специалиста – это совершенствование в своей профессии, а в более широком смысле - приобретение компетентности, дающей возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть. Высокий уровень знания и мастерства для повара и других профессий в сфере общественного питания и ресторанного дела, дает преимущество на рынке труда. Высококвалифицированному работнику гораздо легче получить желаемую работу из-за его конкурентоспособности.
Литература:
1. Федеральный закон от 20.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
2. ФГОС СПО по профессии 19.01.17 Повар, кондитер (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 798).
3. ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1569).
4. Профессиональный стандарт ПОВАР (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8.09.2015 г. N 610н).
5. Профессиональный стандарт КОНДИТЕР (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.12.2015 г. N 914н).
6. http://www.plcm.ru/ - официальный сайт СПб ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства».


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»