Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Применение словестных методов обучения на уроках математики
для активизации познавательной деятельности
Лебедева Светлана Дмитриевна
Достоинством всех словестных методов является то, что  за короткое время преподаватель может передать большой объем информации, активизировать у ребят воображение и память, поставить большое количество вопросов. К словестным методам, применяемым на уроках математики, относятся: рассказ, лекция, беседа [4].
Рассказ. Метод, который применяется на протяжении всего курса обучения. Он представляет собой устное изложение информации.
Рассказ - вступление предполагает постановку целей, задач и организации урока. Вступление предполагает краткость изложения, но должно содержать элементы занимательности, чтобы вызвать первоначальный интерес и потребность в изучении новой темы урока.

Рассказ - изложение. Преподаватель излагает новую тему, где раскрывает ее содержание в определенной последовательности с предоставлением примеров, делая акцент на главном. Рассказ - изложение содержит не только последовательное изложение информации, но и активизацию внимания, приемы запоминания (введенный новый термин должен быть повторён на уроке не менее 7 раз), приемы сравнения и сопоставления (введение понятия логарифмической функции на основе ранее пройденной - показательной).  Рассказ - изложение могут проводить сами учащиеся; конечно тему и основные тезисы выступления учитель предоставляет ученику заранее. Это выступление не может быть более 10 - 15 минут. Пример: «История теоремы Пифагора», «Разные способы доказательства теоремы Пифагора», «Открытия пифагорейцев»,  «Биография Пифагора» и другие. Эти примеры могут быть продолжены как по этой теме, так и по любой теме из курса математики.

Лекция - подразумевает монолог преподавателя, проводится чаще всего в старших классах. Лекция занимает большую часть урока, иногда, при блочной системе преподавания может занимать несколько уроков; представляет собой изучение целой темы или раздела программы по математике (пример приведен в практической части этой работы).  Особенно это актуально при прохождении стереометрии.  Пример: «Цилиндр», геометрия, 11 класс. На первом уроке вводится понятие цилиндра, его элементы, развертка, все формулы для вычисления, с повторением окружности и ее составляющих, а далее идет отработка теоретического материалы. При проведении лекции необходимо придерживаться определенных правил:

1. Сообщение четко продуманного плана лекции.

2. Изложение материала должно быть последовательным, согласно озвученному ранее плану, с выводами после каждого пункта и логическим переходом к следующему.

3. Необходим строгий подбор иллюстраций и примеров.

4. Темп лекции должен меняться, так как по ходу ученики ведут записи, при необходимости требуется повторение для облегчения записи.

Беседа - это диалог учителя и обучающихся, где с помощью продуманной системы вопросов преподаватель приводит ребят к пониманию новой или закреплению ранее изученной темы. Это один из старейших методов обучения, Сократ использовал его, поэтому часто его называют «Сократическая беседа». Беседы разделяются на различные типы (в зависимости от темы беседы и поставленных образовательных задач).

Эвристическая беседа (эврика в переводе с греческого - нахожу, открываю) В ней, опираясь  на знания и практический опыт учеников, учитель приводит  их к пониманию нового материала, правил и выводов. Пример: «Свойства логарифмической функции» вводятся на сопоставлении со свойствами ранее изученной показательной функции, алгебра 10 класс.

Сообщающая беседа, называемая вступительной или вводной, проводится перед изучением нового материала для готовности слушателей воспринимать и понимать новый материал.

После изучения нового материала ведется закрепляющая беседа. Беседа содержит краткие и четкие вопросы, обращенные ко всей аудитории, которые должны побуждать слушателей мыслить в заданном направлении. Задаваемые вопросы в беседе должны предполагать развернутый ответ, побуждать к обсуждению и не подразумевать ответов: «Да, нет, и не знаю». Следует избегать «подсказывающих вопросов», применяя их только в крайних случаях.

К несомненным достоинствам беседы можно отнести то, что она направлена на развитие грамотной речи и памяти, активизирует познавательную деятельность, несет воспитательные и диагностические функции. Недостатками беседы являются: необходимость наличия предварительных знаний; занимает большое количество времени на уроке, иногда - непредсказуемость.

Пример. Урок алгебры и начала анализа по теме «Формула Ньютона-Лейбница». 11-й класс.
Цели:
1. Ввести формулу Ньютона - Лейбница.
2. Совершенствовать навыки вычисления определенного интеграла и нахождения площади фигур с помощью формулы Ньютона - Лейбница.
3. Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжаем отрабатывать навыки нахождения площади криволинейной трапеции и вычисление определенного интеграла; формируем математическую интуицию, которая поможет ориентироваться в способах нахождения площадей различных фигур. Дать самому себе установку: "понять и быть первым, кто найдет площадь фигуры"

Пример. Урок алгебры и начала анализа по теме «Производная в физике и технике». 11-класс.

Учитель: «Сегодня на уроке понадобятся ручки, карандаши, линейка тетрадь, учебник и дневник.
И работать мы с вами будем по плану:
  1. Поработаем по учебнику на стр. 137.
  2. Затем решим физическую задачу.
  3. Проведем тест.
  4. Решим кроссворд.
  5. И рефлексия, то есть подведем итог урока.
И я надеюсь, что, реализуя этот план, мы все с вами получим положительные оценки. Все что мы изучаем в школе, используется в жизни. Вопросы к классу:
  • Какая тема была на прошлом уроке? (Производная).
  • Как вы думаете, где используется производная? (история, биология и т.д.)
Правильно, молодцы, вы сами мне назвали тему сегодняшнего урока: «Производная в физике и технике».

Пример. Урок алгебры и начала анализа по теме «Почему мы изучаем производную». 11-класс.

Цели:
1. Повысить у учащихся мотивацию занятий математикой.
2. Ввести и отработать понятие: физический смысл производной; развивать умение применять знания в нестандартной ситуации.
3. Расширить кругозор, развивать умение отбирать и структурировать материал по заданной теме, учиться выступать перед аудиторией, использовать интернет.
1. Организационный момент: Сегодня мы будем работать в опорных конспектах. Помощником при подготовке урока и сегодня при его проведении у нас будет выступать интернет.
2. Сформулируем гипотезу: Тема урока сегодня звучит так: «Почему мы изучаем «Производную» в школе?»
Как вы думаете ответить на вопрос темы урока?
Выберем ответы из левого столбца:
  • чтобы успешно закончить школу,
  • чтобы хорошо учиться в ВУЗе,
  • чтобы в работе сделать карьеру,
  • чтобы не обманули в магазине,
  • чтобы в финансовых операциях получать максимальную прибыль,
  • чтобы решать нестандартные задачи.
                   
 

 

К словестным методам относятся также:

 Собеседование, которое  проводится с одним или несколькими учениками, или целой аудиторией.

Объяснение. Устное истолкование понятий, закономерностей, свойств. Используется при объяснении теоретического материала, теорем, задач. Требует формулировки задания, аргументации и доказательств, последовательности, сравнения, сопоставления, аналогий и логики изложения.

Дискуссия - обмен различными или одинаковыми знаниями.  Этот  метод  целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся  обладают  значительной  степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения [30].
Пример.  Геометрия, определение прямоугольника (8 класс). В учебнике можно прочитать определение: «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником». После можно задать вопрос: «Подумайте, можно ли видоизменить это определение таким образом «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником?» Для проверки правильности этого определения учащимся придется вспомнить свойства параллелограмма, что будет способствовать математическому мышлению и закреплению ранее полученных знаний.
Пример. Геометрия, признак параллельности плоскостей (10 класс). В учебнике есть определение: «Если  две  пересекающиеся  прямые  одной  плоскости  соответственно  параллельны  двум  прямым  другой  плоскости,  то  эти  плоскости  параллельны».  А можно ли это определение заменить таким: «Если  две  параллельные  прямые  одной  плоскости  соответственно  параллельны  двум  прямым  другой  плоскости,  то  эти  плоскости  параллельны». Почему?
Пример. Геометрия, четырехугольники (8 класс). Какое высказывание является верным: «Квадрат есть параллелограмм или параллелограмм есть квадрат»?

Словестные методы широко используются в процессе обучения. Сегодня их иногда называют устаревшими, так как раньше только они являлись почти единственным источником знаний на уроках, но их потенциал и по сей день еще не израсходован и способен активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики.

Список литературы:
1.  Анастасиев А.И. Дидактический катехизис. - Харьков: 1976.
2.  Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной  общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.
3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982.
4. Баранова С. П. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов - М.: Просвещение,2004.
5. Беляев М.Ф. Психология интереса.  - М.: Учпедгиз, 1957.

 

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»