План-конспект практического занятия в технологии ТРКМ
Реформы Петра Великого и их значение в жизни России XVIII в.
Куликова Мария Левтериевна
Тип урока: повторительно-обобщающий урокЦели урока:
Образовательные (дидактические):
- создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Петра I, определить особенности курса Петра I;
- охарактеризовать Реформы Петра Великого и их значение в жизни России XVIII в;
• формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
• воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
Развивающие:
• формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
• развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
Квалификационные требования:
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
Оборудование урока:
- раздаточный материал: карточки для заполнения;
- таблица для карточек «Реформы Петра Великого и их значение в жизни России XVIII в.»;
- карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.»;
1.Вступительная часть — 2 мин.
2. Актуализация знаний по теме — 8–10 мин.
3. Организационный момент – 2-3 мин.
4. Практическая работа учащихся - 20-25 мин.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия - 8-10 мин.
6. Завершение урока - 1-2 мин.
Ход урока:
1. Вступительная часть: Учитель: Добрый день. Сегодня на уроке мы проведем практическое занятие на тему «Реформы Петра Великого и их значение в жизни России XVIII в.». План сегодняшнего урока заключается в том, чтобы вспомнив основные реформы Петра I, оценить их роль в жизни Российского государства и выявить их положительные и отрицательные последствия.
2. Актуализация знаний по теме: Учитель: Для того, чтобы понять значение реформ Петра Великого нам нужно вспомнить те изменения, которые он провел во всех сферах жизни общества. Проведем устный опрос:
- Вопрос: Что тако "Великое посольство"?
- Вопрос: На какие группы можно разделить реформы Петра I?
Предполагаемый ответ: На уроке мы выделяли пять групп: экономическая, политическая, социальная, церковная, и военная.
- Вопрос: Какие военные реформы Петра вы знаете?
- Поговорим о политических реформах. Вопрос: Когда Петр принимает титул императора?
- Вопрос: как назывался учрежденный Петром I высший орган по делам законодательства и государственного управления России?
- Что такое коллегии?
- Теперь вспомним экономическую политику Петра. Вопрос: Что такое протекционизм?
- И, завершая наше повторение, поговорим об изменениях в социальной сфере. Вопрос: Кто такие дворяне и как их статус изменился при Петре?
- Что такое "Табель о рангах"?
3. Организационный момент:
После того, как мы вспомнили некоторые термины и даты, касающиеся реформ, давайте выделим их отрицательные и положительные последствия. Для этого вам нужно будет провести работы в группах. Каждая группа будет формулировать последствия одной из сфер реформ. Напомню, что когда мы проходили тему «Реформы Петра Великого», мы выделили пять сфер: экономическая, политическая, социальная, церковная, и военная. Каждая из групп студентов должна выписать на карточки со знаками «+» и «-» соответственно положительные и отрицательные последствия. После отведенного на подготовку времени (10 минут) два представителя от группы выходят к доске и прикрепляют карточки к таблице (вывешена на доске), коротко комментируя, какая реформа вызвала последствие, которое они выделили. Студенты делятся на группы, им раздаются карточки.
4. Практическая работа учащихся:В течение отведенного времени (10 мин.) группы формулируют последствия реформ в своей сфере, учитель помогает студентам. Учитель: Время для подготовки закончилось. Теперь прошу все ваше внимание на таблицу. Начнем с социальной сферы….
Затем представители каждой из групп по очереди выходят к доске с карточками и прикрепляют их к таблице, проговаривая то, что вписано в карточку и комментируя, к какой реформе относится данное последствие.
Предполагаемые ответы студентов:
Последствия реформ Петра Великого:
|
|
Социальная сфера: появилась возможность продвигаться по службе благодаря личным качествам, а не происхождению; повысился уровень образования | Социальная сфера: произошло окончательно закрепощение крестьян |
Экономическая сфера: развитие производства, торговых связей | Экономическая сфера: на мануфактурах использовался труд крепостных крестьян, которые тяжело работали и не получали заслуженной платы |
Политическая сфера: система управления была упорядочена, чиновники начали чувствовать ответственность за свою работу (прокуратура) | Политическая сфера: Бюрократический аппарат разросся, оставался неповоротливым и безынициативным (все решения все равно принимал сам Петр) |
Военная сфера: большая армия и флот позволили укрепить положение страны на международном уровне | Военная сфера: на содержание армии тратилась большая часть бюджета страны |
Церковная сфера: были прекращены злоупотребления духовенства своей властью | Церковная сфера: православная церковь пользовалась большим уважением у населения, ее притеснение привело к созданию образа «царя-антихриста» |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия:
Итак, ребята, вами была проведена большая работа по анализу последствий реформ Петра Великого. Как вы думаете, каких последствий все-таки оказалось больше? Какой вывод можно сделать о роли реформ Петра?
- ПРедполашаемый ответ: Больше положительных последствий. Однако отрицвательные тоже есть. Реформы Петра Великого были важны для развиттия страны, но сопроважлдались насилием и закрепощением крестьян.
6. Завершение урока:
Для закрепления полученных выводов я даю вам следующее домашнее задание: Написать эссе объемом минимум в одну страницу на тему: «Реформы Петра Великого: зло или благо для России?». Напомню, что эссе должно содержать в себе две части: тезис (изложение вашей позиции) и аргументы, ее подтверждающие. Завершая урок, я отмечу отсутствующих и оценю выступавших (работа с журналом).