Условия использования рейтинговой системы оценивания
для учащихся среднего профессионального образования
Горская Людмила Леонидовна;
Панкратьева Наталья Сергеевна,
преподаватели Санкт-Петербургского государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Петродворцовый колледж»
Петродворцового района Санкт-Петербурга
The ranking system assessment and its usage in secondary professional educationПанкратьева Наталья Сергеевна,
преподаватели Санкт-Петербургского государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Петродворцовый колледж»
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Ключевые слова: качество образования, оценочная шкала, личностно-ориентированный подход, демократизация образования, здоровьесберегающие технологии, диапозон выставления оценок.
Key words: the quality of education, the assessment scale, learner-centered approach, democratization of education, health-saving technologies, range of marks.
Рейтинговая система оценивания находит все большее применение в оценивании качества знаний учащихся среднего профессионального образования. В последнее время для преподавателей и обучающихся главной является проблема повышения качества образования, которая напрямую связана с оценкой учебных достижений, так как зачастую учащихся, не имеющих должной мотивации при изучении какого-либо предмета, можно заинтересовать хотя бы получением или достойным оцениванием их труда.
Для повышения качества обучения немаловажное значение имеет такое качество педагога как умение грамотно выбирать и применять формы и методы педагогического контроля. В основном, в педагогической практике используется количественная оценочная шкала, которая соответствует отметке и предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад. Количественная оценочная шкала не может в полной мере оценить то качество знаний, которое требуется для учащихся в соответствии с ФГОС нового поколения. Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся. В настоящее время нам, педагогам, приходится совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга, то есть индивидуального числового показателя оценивания знаний учащихся, а кроме того, это слово, которое очень нравится ребятам, и на уроках, вместо привычных еще со школы: «Иванов, ты же двоечник!», теперь можно учащемуся объявить: «Иванов, Ваш рейтинг резко понизился!». Суть та же, но вот звучит не как приговор, а как замечание заинтересованного в его результатах лица.
Преимуществом рейтинговой системы оценивания знаний учащихся является то, что она позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие технологии: во-первых, дифференцированное обучение, которое помогает адекватно оценивать знания, умения и компетенции обучающихся с разными уровнями подготовки. Во-вторых, проблемное обучение, где появляется возможность проявить себя учащемуся в тех вопросах, где он чувствует себя наиболее уверенно. В-третьих, блочно – модульное обучение, дающее возможность педагогу реально увидеть и оценить возможности каждого из сидящих в аудитории. Кроме того, ни в коем случае не сбрасываем со счетов такие педтехнологии, как ситуативное обучение, игровые технологии, педагогика сотрудничества, которые позволяют задействовать максимальное количество учащихся на уроке, дают возможность снять его стрессовые моменты, создать ситуацию успеха и вызвать интерес к теме. Более того, эта система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся. Использование рейтинговой системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид контроля знаний ему выбрать на уроке: монологический рассказ, работа с карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг, тот редкий случай, когда «хочу» и «могу» наших учащихся могут совпасть и привести ребят к эффективным, а следовательно, и положительным результатам.
Учащиеся перестают испытывать страх перед устными опросами, контрольными работами или другими видами итоговых результатов, раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия, а не от настроения преподавателя или расположения звезд на небосклоне. Объективность и качество – вот главные параметры, характеризующие результативность. Справедливость в выставлении баллов приводит к активности учащихся на уроках, которая резко возрастает, что, разумеется, приводит к повышению качества знаний.
Также личностно-ориентированный подход в работе по РНС может проявиться еще и вот в чем. При составлении оценочной шкалы по одной из тем учебной программы предмета , с учетом требований к знаниям и умениям в соответствии со стандартами по предмету, программным материалом и учебником, наряду с обязательными параметрами, такими, как посещение занятий, конспективное ведение тетради, подготовка сообщений или любого другого вида изложения информационного материала по теме, выполнения практических и самостоятельных работ, учащийся может включить в свою карту РНС те виды деятельности, которые он имеет возможность выполнить. При этом количество баллов за это безусловно согласовываются с преподавателем. Максимальное количество баллов должно ставиться не только за трудоемкие задания, но и за творческие, там , где учащийся может проявить и раскрыть себя.
Обязательным условием эффективной работы по РНС, на наш взгляд, является гласность в данном вопросе, то есть учащиеся имеют право заранее знать, какие задания им предстоит выполнить в течение семестра, на какое максимальное и минимальное количество баллов они могут рассчитывать при получении итогового зачета, какие виды деятельности им под силу выполнить. При изучении учебного материала по теме результаты заносятся в рейтинговый журнал преподавателя, и любой желающий может с ними ознакомиться.
Для наглядности итоговых результатов учащиеся с удовольствием составляют графики по окончании семестра, на которых отражается рейтинговая шкала работы всей группы.
И последний, самый ответственный этап как для ребят, так и для нас, педагогов, - это перевод суммы баллов в оценку и выставление ее в журнал. И здесь очень важно расставить правильно акценты и аргументированно озвучить итог. Ученики, набравшие максимальную сумму баллов за год, освобождаются от итоговой контрольной работы или экзамена по предмету. Учащиеся знают об этом, таким образом, повышается мотивация учащихся к усвоению знаний и умений, повышается качество знаний, а главное, желание их получать. Диапазон выставления оценок в журнал каждый педагог определяет самостоятельно, но обязательно озвучивая его учащимся в начале. Мы используем стандартную шкалу: 100-86% - это «отлично»; 85-65% - «хорошо»; 64-35% - «удовлетворительно».
Сравнивая традиционную и рейтинговую системы оценивания учащихся, приходим к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся стимулирует ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, ежеурочно вести конспекты и составлять тематические таблицы, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.
Таким образом, рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике современные педагогические технологии в логике современных ФГОС, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества.
Список литературы
1. М.В.Калужская "Внедрение рейтингов в старшей школе". М. "Справочник заместителя директора школы". 2008 г.
2.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree /task,viewlink/link_id "Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве".
3. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008-2009