Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемное обучение в начальной школе

Данилова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицей №144 Санкт-Петербурга

 

Основной задачей обучения в школе является формирование гармонично развитой личности.

Технология проблемного обучения позволяет решать эту задачу, так как развивает мышление школьников и их творческие способности. Основная цель проблемного обучения  – мотивировать детей к самостоятельному получению знаний  и научить применять их в жизни.

В основе проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности учеников. Учитель создает проблемные ситуации и  управляет деятельностью учащихся направленной на усвоение и применение новых знаний. В результате у учеников вырабатывается навык самостоятельно думать и действовать, развивается внимание, творческое воображение, повышается мотивация к обучению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не отступает перед проблемами, а стремится их разрешить и делает это с энтузиазмом.

Проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь основной задачей начальных классов является формирование умений и навыков и на это уходит много времени. Я считаю, что проблемный урок обеспечивает высокую мотивацию к обучению, развивает творческое нестандартное мышление, что приводит к более качественному усвоению знаний.

На уроке постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу включается практически весь класс, дети высказывают предположения, фантазируют, ставят цели, планируют путь решения проблемы, составляют алгоритмы. Во время поиска решения задействованы: речь, внимание, память, мышление. Проблемный диалог позволяет ученику почувствовать радость самостоятельного открытия знания, позволяет не бояться высказывать свое мнение и отстаивать его.

Проблемный урок строю по следующей структуре:

 

1.Организационный момент

 2. Актуализация знаний:

    - повторение понятий и алгоритмов, необходимых

      для «открытия» нового знания;

   - подводящий диалог;

3. Постановка учебной проблемы:

    - определение, где возникла проблема;

    - определение необходимости нового знания;

4. «Открытие» учащимися нового знания:

    - выдвижение гипотезы;

    - проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление:

    - оформление новых алгоритмов;

    - фиксирование новых знаний.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

    - самостоятельное решение типовых заданий;

    - самостоятельная проверка учащимися своей работы (по образцу).

7. Повторение

    - включение нового материала в систему знаний;

    - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия.

 

Примеры проблемных ситуаций на уроке математики:

 

1. Практическое задание не выполнимое на данном этапе.

Тема: « Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».

 

14 + 23=              52 + 16=                       36 + 18=

 

Побуждающий диалог:

-Ребята, вы могли выполнить задание?

- Какие примеры не решили?

- Почему возникло затруднение?

- Какие новые примеры будем решать?

 

2. Столкновение противоречивых мнений и фактов.

Тема: «Порядок действий в выражениях».

 

9 – 3 + 2 = ?

9 – 3 + 2 = 4

9 – 3 + 2 = 8

 

3. Проблемная ситуация на уроке окружающего  мира.

    Тема: « Отечественная война 1812 года».

 

- За какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»?

- Найдите в тексте темы 12 информацию о том,  в каких военный действиях принимала Россия в начале 17 века.

- Занесите данные в колонки таблицы.

Время события.

 

 

При каком правителе.

 

С кем была война.

 

 

С какой целью Россия вступила в войну.

 

Какая часть населения принимала участие.

 

 

Чем закончилась война.

 

 

В начале  ХV11 века

 

 

 

 

 

 

В начале ХV111 века

 

 

 

 

 

 

В начале Х1Х века

(1812)

 

 

 

 

 

 

Для справок:

1. Польша,   Швеция, Швеция, Франция, армии других  стран

 2. Междуцарствие      Пётр Первый      Александр Первый

3. Защита государства от завоевателей.    За выход к Балтийскому морю.

4. Ополчение (народ).   Армия и флот.    Армия, ополчение, партизаны.

5.Изгнание захватчиков.        Выход России к морю.

 

Ученики, анализируя результаты своей работы, сопоставляя данные таблицы, находят ответ на вопрос, который возник в начале урока.

 

Плюсы проблемного обучения:

- новую информацию учащиеся получают в ходе решения практических задач;

- в ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, уровень их активности и самостоятельности повышается;

- повышенная активность способствует развитию познавательных мотивации и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;

- учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»