Проблемное обучение в начальной школе
Данилова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицей №144 Санкт-Петербурга
Основной задачей обучения в школе является формирование гармонично развитой личности.
Технология проблемного обучения позволяет решать эту задачу, так как развивает мышление школьников и их творческие способности. Основная цель проблемного обучения – мотивировать детей к самостоятельному получению знаний и научить применять их в жизни.
В основе проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности учеников. Учитель создает проблемные ситуации и управляет деятельностью учащихся направленной на усвоение и применение новых знаний. В результате у учеников вырабатывается навык самостоятельно думать и действовать, развивается внимание, творческое воображение, повышается мотивация к обучению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не отступает перед проблемами, а стремится их разрешить и делает это с энтузиазмом.
Проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь основной задачей начальных классов является формирование умений и навыков и на это уходит много времени. Я считаю, что проблемный урок обеспечивает высокую мотивацию к обучению, развивает творческое нестандартное мышление, что приводит к более качественному усвоению знаний.
На уроке постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу включается практически весь класс, дети высказывают предположения, фантазируют, ставят цели, планируют путь решения проблемы, составляют алгоритмы. Во время поиска решения задействованы: речь, внимание, память, мышление. Проблемный диалог позволяет ученику почувствовать радость самостоятельного открытия знания, позволяет не бояться высказывать свое мнение и отстаивать его.
Проблемный урок строю по следующей структуре:
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний:
- повторение понятий и алгоритмов, необходимых
для «открытия» нового знания;
- подводящий диалог;
3. Постановка учебной проблемы:
- определение, где возникла проблема;
- определение необходимости нового знания;
4. «Открытие» учащимися нового знания:
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление:
- оформление новых алгоритмов;
- фиксирование новых знаний.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы (по образцу).
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия.
Примеры проблемных ситуаций на уроке математики:
1. Практическое задание не выполнимое на данном этапе.
Тема: « Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».
14 + 23= 52 + 16= 36 + 18=
Побуждающий диалог:
-Ребята, вы могли выполнить задание?
- Какие примеры не решили?
- Почему возникло затруднение?
- Какие новые примеры будем решать?
2. Столкновение противоречивых мнений и фактов.
Тема: «Порядок действий в выражениях».
9 – 3 + 2 = ?
9 – 3 + 2 = 4
9 – 3 + 2 = 8
3. Проблемная ситуация на уроке окружающего мира.
Тема: « Отечественная война 1812 года».
- За какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»?
- Найдите в тексте темы 12 информацию о том, в каких военный действиях принимала Россия в начале 17 века.
- Занесите данные в колонки таблицы.
Время события.
|
При каком правителе.
|
С кем была война.
|
С какой целью Россия вступила в войну.
|
Какая часть населения принимала участие.
|
Чем закончилась война.
|
В начале ХV11 века
|
|
|
|
|
|
В начале ХV111 века
|
|
|
|
|
|
В начале Х1Х века (1812)
|
|
|
|
|
|
Для справок:
1. Польша, Швеция, Швеция, Франция, армии других стран
2. Междуцарствие Пётр Первый Александр Первый
3. Защита государства от завоевателей. За выход к Балтийскому морю.
4. Ополчение (народ). Армия и флот. Армия, ополчение, партизаны.
5.Изгнание захватчиков. Выход России к морю.
Ученики, анализируя результаты своей работы, сопоставляя данные таблицы, находят ответ на вопрос, который возник в начале урока.
Плюсы проблемного обучения:
- новую информацию учащиеся получают в ходе решения практических задач;
- в ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, уровень их активности и самостоятельности повышается;
- повышенная активность способствует развитию познавательных мотивации и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;
- учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях.