Урок ОРКиСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур». 4 класс
Искусство в религиозной культуре
2 часа
Цель: Помочь учащимся осознать значимость искусства разных религиозных культур в жизни человека.
Задачи:
Дать учащимся возможность почувствовать, что искусство делает человека богаче и радостнее, доставляет ему удовольствие.
Воспитывать толерантное отношение к предметам искусства разных религий.
Познакомить с формами искусства, характерными для традиционных религий России.
Подчеркнуть роль искусства в сохранении памяти о прошлом, раскрыть созидательную роль в жизни человека.
Урок 2. Искусство в религиозной культуре. Ислам .Буддизм .
Ход урока
1.Организация деятельности учащихся.
2.Реализация домашнего задания.
Беседа по вопросам.
-Ребята, вы любите узнавать новое ? Похвально. Но мудрость народная гласит: «Постигая новое, не забывай прежнего».
Работа в группах с раздаточным материалом (карточки с терминами и понятиями).
- Распределите карточки, лежащие у вас на парте, на несколько групп:
Иисус Христос, Синагога, Будда, Мечеть, Библия, Моисей, Коран, Ступа, Танах, Церковь, Мухаммад, Типитака.
- По какому принципу вы объединяли карточки в группы?
(1 принцип – 3 группы — основатели религий, священные книги, священные сооружения;
2 принцип – 4 группы — по принадлежности к той или иной религии: буддизм, иудаизм, христианство, ислам)
Проверка задания с использованием демонстрационных карточек на доске
-Какой вид искусства считается приоритетным в религиозной культуре христианства?
- Что такое икона? Какие иконы вы знаете?
(Это изображения, образы Христа, его матери Марии и святых.
Верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлён- Иисусу Христу, Богоматери, святым.)
-Какие иконы особо почитаемы на Руси?
Иконы Божьей Матери
Всегда, во все времена композиторов , художников , писателей привлекал и привлекает образ бесконечной чистоты, доброты, непорочности.
Образ Девы Марии нашел воплощение в литературе, живописи и музыке. Музыкальные произведения, посвященные Деве Марии получили название Аве Мария, что означает «Радуйся, Мария». Самыми знаменитыми стали Аве Мария Франца Шуберта и Джулио Каччини
(доклад Крецу Арианы)
В наше время иконописцы, художники, поэты, композиторы продолжают воплощать в искусстве светлый образ Девы Марии. Но о том, какие черты присущи Ее современным изображениям, наверно, будут говорить наши потомки.
Об искусстве в Христианской культуре можно говорить до бесконечности, но нас впереди ждёт ещё немало интересного. Вы готовы к новым открытиям?
3.Работа с новым материалом.
- На прошлом уроке мы говорили об искусстве в религиозной культуре христианства и иудаизма.
Нынешний урок – новый шаг в понимании основ религиозной культуры . Сегодня мы продолжим знакомство с религиозным искусством.(слайд)
Ислам
Искусство в религиозной культуре ислама
Ислам – религия, в которой запрещается изображение живых существ.
-Как вы думаете , почему?
Однажды художник спросил брата Пророка Муххамада:
«Могу ли я изображать животных?»
Мудрец ответил:
«Можешь, но лиши их головы, чтобы они не походили на живых существ, или старайся, чтобы они напоминали цветы»
Всё живое создал Аллах , ни один художник не может быть совершеннее Аллаха.
Мусульмане огромное значение придают своему Священному Писанию – Корану(слайд), поэтому большое развитие в исламе получило искусство каллиграфии(слайд). Каллиграфия-это искусство красивого письма в исламе. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), станет обитателем рая.
- Как вы думаете, легко ли научиться красиво писать?
Работа по учебнику.
- Прочитайте материал в учебнике(стр. 35) и найдите информацию о том, что такое каллиграфия и что, несмотря на запрет в исламе, при помощи неё удается передать мастерам?
Арабеска.Арабеска (итал. arabesco — арабский)
Для украшения Корана, других книг, стен зданий и посуды мусульмане используют декоративное искусство – орнамент. Из растительных и геометрических узоров создаются неповторимые произведения искусства. Соединение сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекрещивающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных и растения развилось в искусство арабесок. (слайд)
Бесконечное, «текущее» в заданном ритме движение арабески может быть остановлено или продолжено в любой ее точке без нарушения целостности узора. Арабеску можно разместить на поверхности любой конфигурации и размера: на стене здания(слайд) или ковре(слайд), на переплете рукописи(слайд), керамике(слайд), ювелирном изделии(слайд),на одежде(слайд.
-Какие чувства, ощущения возникают, глядя на арабеску? Понравились ли вам арабески, чем?
Если возникнет желание попробовать изобразить арабеску, вы можете это сделать дома.
Задание для работы— ответить на вопросы:
- Как называется в исламе искусство изображения Слова Божьего? (Каллиграфия)
- Как называется в исламе искусство сложных орнаментов? (Арабески)
Об искусстве в какой религиозной культуре мы ещё с вами не говорили?
Буддизм
Искусство в религиозной культуре буддизма.
В буддизме важную роль играют изображения Будды(слайд).
Существует три вида этих изображений (слайд)
- Рапределите изображения на три группы.
-Объясните свой выбор.
Будда в образе Учителя – сидящий с приподнятой правой рукой
Будда Торжествующий – сидящий с опущенными руками.
Будда «Спящий» - фигура лежащего Будды, уходящего в нирвану
(свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни).
- Какие 3 вида изображения Будды существуют?
Под воздействием буддизма получило развитие садовое искусство. В Японии до сих пор существуют «сады камней», которые делались для того, чтобы создавать благоприятные условия для духовных упражнений буддийских монахов. (слайд)
- Если возникнет желание подробнее узнать об этом виде искусства, вы можете это сделать дома.
Кроме того, в японском буддизме появилась особая чайная церемония. Поскольку для буддийских монахов чай был особым напитком, то его пили во время медитаций и подносили Будде. (слайд)
-Если возникнет желание подробнее узнать об этом виде искусства, вы можете это сделать дома.
Во время обряда монахи-буддисты в Тибете изображают мандалу (в переводе «круг») – символический вид буддийской Вселенной. Её делают из окрашенного песка ,а в конце ритуала разрушают изготовленное изображение. Это символизирует отрешённость монахов от всего земного и от сотворённой ими красоты.(видео)
Мандалы могут быть как изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани(слайд), рисуют на песке(слайд), выполняют цветными порошками(слайд) и делают из металла(слайд), камня(слайд), дерева(слайд), цветов(слайд). Даже её могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета(слайд). Мандалы часто изображают на полах(слайд), стенах(слайд) и потолках храмов(слайд). Мандала является настолько священной на Востоке, что и сама может считаться объектом поклонения.
- Что изображают во время обрядов монахи-буддисты? Что это означает?(мандалу-символический вид буддийской Вселенной).
-Сегодня на уроке мы с вами тоже будем создавать свою символическую картину Вселенной.
Работа в группах.
1.Выбор технологии работы с мандалой.(Задание запечатано в конвертах. Представитель от группы выбирает конверт с заданием.)
Варианты технологий:
- раскрашивание цветными карандашами (мелкий узор)
- рисование пластилином (крупный или средний узор)
- рисование цветным песком (крупный узор)
- плетение мандалы ( цветные нитки)
-Прежде , чем вы приступите к работе, давайте повторим правила безопасности при работе с ножницами, цв. карандашами, пластилином.
-Составьте план работы самостоятельно.
2. Работа с мандалой. (работа ведётся под релакс. музыку)
По древним легендам, человек, приступающий к раскрашиванию мандалы, отправляется в путь.
Важнейшее правило при раскрашивании мандалы гласит: никаких правил!
Вы можете двигаться от края внутрь или начинать от центра по направлению наружу, идти по часовой стрелке или против, произвольно приступать сразу в нескольких местах.
Так же никто не обязан заполнять цветом все белые плоскости бумаги.
Обратите внимание на то, что вы чувствуете, закрашивая каждый сектор. Как вы относитесь к тому или иному цвету? Как воспринимается цвет потом, когда закрашены соседние участки? Какой цвет нравится больше, какой меньше? Какой совсем не нравится?
3.Обсуждение работ. Подведение итогов.
-Расскажи о своей работе.
-Объясни свой выбор цвета.
4.Рефлексия.
-Об искусстве каких религиозных культур мы сегодня говорили?
Искусство в религиозной культуре
Заполните пропуски в кратком конспекте
Искусству придается особый религиозный смысл. Изображения Христа и святых в христианской культуре называются _________.
Ислам не рекомендует изображать людей и животных. Но большое развитие у мусульман получило искусство _________. Также у мусульман очень популярны сложные узоры и орнаменты, которые называются ____________.
Главная святыня иудеев - ________. Поэтому ее украшению уделяется много внимания. Также синагогу украшают светильники, главный из которых - ___________.
В буддизме важнейшую роль играют изображения Будды. Существует три вида: Будда_________, Будда ________________, Будда ____________________.
Вопросы для самооценивания
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ________________________
• Наиболее трудным мне показалось ________________________
• Я думаю, это потому, что ________________________
• Самым интересным было ________________________
• Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________
• Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее ________________________
• Я бы хотел попросить своего учителя
Домашнее задание: учебник стр.34-37, отвечать на вопросы ,
-нарисовать и раскрасить арабеску
-«Сад камней» -сообщение или презентация
-«Чайная церемония» - сообщение или презентация задание по выбору - выполнение мандалы в другой технологии