Статья
Использование современных
информационных технологий в начальной школе
Яблонская Яна Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ школа №471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Использование новых информационных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. А это в свою очередь позволяет усиливать мотивацию учащихся к учебе.
В начальной школе невозможно провести урок без наглядности. Раньше это были различные плакаты, картинки, иллюстрации и многое другое. В настоящее время с применением наглядности проблем не возникает – на помощь пришли компьютер и интерактивная доска. Эти помощники делают уроки интересными и развивают мотивацию у учащихся; предоставляют больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Учителю компьютер позволяет использовать различные стили обучения, можно обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии, вызывает у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого трудно добиться при фронтальной работе с классом.
При подготовке к урокам использую электронные ресурсы учебного назначения:
· презентации к урокам;
· готовые обучающие программы;
· тестовые оболочки;
· ресурсы Интернет;
· электронные энциклопедии.
Изготовление презентаций – это творчество учителя, позволяющее ему наиболее полно и ярко донести до детей необходимую информацию, это способ самовыражения учителя. Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность и активизирует познавательную деятельность учащихся. Ребёнок не только воспринимает информацию, но и запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит пословица. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Для их создания использую фотографии, рисунки, картинки, анимацию, дополнительную информацию.
Для проведения уроков литературного чтения мною создана презентация, при помощи программы Microsoft Power Point, содержащая портретную галерею авторов произведений, изучаемых в начальной школе. При создании презентаций стараюсь использовать материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио.
Для проведения уроков русского языка и математики использую слайды, содержащие схемы и таблицы, которые помогают рационально использовать учебное время урока при их заполнении и осваивать программный материал учащимися. Использую на уроках учебные и игровые программы, интерактивные тренажеры, а также ресурсы Интернет. Одна из полюбившихся школьникам обучающих программ это - Детская энциклопедии Кирилла и Мефодия.
По предмету окружающий мир мною разработаны компьютерные тесты по темам 4 класса. Вот некоторые из них: «Наши подземные богатства», «Лес и луг - природное сообщество», «Водоёмы нашего края». С целью реализации национально-регионального компонента государственного стандарта подготовила презентации, содержащие материал о коренных жителях, растениях и животных нашего края.
Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач. Обучающиеся готовят сообщения к урокам окружающего мира и литературного чтения, пользуясь ресурсами Интернет.Ученики самостоятельно создают мини проекты с презентациями.
Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя содержание собственной презентации. После просмотра обучающиеся задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.
Использование информационных технологий на уроке должно быть методически правильным, с соблюдением санитарно-гигиенических требований, разумным и целесообразным.Не стоит забывать о том, что постоянное использование компьютера может нанести вред здоровью детей. Поэтому постоянно использую на уроках различные здоровосберегающие технологии.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
· повышает качество знаний
· продвигает ребенка в общем развитии
· помогает преодолеть трудности
· вносит радость в жизнь ребенка
· позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
· создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес обучающихся к учебе.