Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Из опыта работы по развитию представлений младших школьников о сверстнике как о партнере совместной деятельности в условиях группы продленного дня

Евдокимова Г.А.,
воспитатель ГПД лицей 126

В статье обобщены результаты  этапа работы, цель которого состояла в обогащении представлениймладших школьников о сверстнике как о партнере совместной деятельности в условиях группы продленного дня. А  также приведены сведения об освоении детьми отдельных коммуникативных умений и обобщенных представлений о структуре  совместной деятельности, необходимых для установления отношений сотрудничества .

Работа  была направлена на развитие способностей младших школьников свободно выражать и понимать свои эмоции, действия и состояния других детей. На основе укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми возможно их сближение и более осознанное принятие инициативных действий друг к другу в процессе совместной деятельности.

Одновременно с развитием эмоциональной отзывчивости к сверстникам,  вырабатывался “единый групповой язык”, определяющий взаимоотношения партнеров. Осуществлялось  формирование обобщенных представлений о структуре совместной деятельности, что должно было привести  к укреплению взаимоотношений ребят, обогащению представлений о сверстнике как о партнере совместной деятельности, свободному владению комплексом умений диалогового взаимодействия, усвоению правил сотрудничества, представлений о связях и зависимостях между компонентами совместной деятельности.

Работа  начиналась со специальных игр и упражнений с использованием пиктограмм, целью которых было пробудить интерес к характерным эмоциям человека, возобновить в памяти детей представления о его основных эмоциональных состояниях и обогатить их. Учить детей распознавать эмоциональные реакции, развивать умение адекватно выражать свои эмоциональные состояния. Для этого создавалась и постоянно поддерживалась установка на позитивное взаимодействие детей со сверстниками. Это происходило с помощью рассказов воспитателя группы продленного дня о том, что вместе выполнять задание  интереснее, для получения качественного совместного результата детям необходимо договариваться между собой, а это требует чуткости и понимания по отношению к партнеру, для чего нужно уметь не только его слушать, но и различать настроение. Игры и задания предлагались детям от лица “Говорящих кукол”, стремящихся все делать вместе. В ходе нашей работы они открывали детям “секреты”, возможности и преимущества детского сотрудничества.

В инсценировках “Говорящие куклы” отображали типичные ситуации, близкие опыту детей, возникающие между ними в процессе взаимодействия в самостоятельной деятельности. “Говорящие куклы” как и дети открывали для себя мир взаимоотношений, эмоциональных состояний, учились “прочитывать” эмоции в мимике, жестах, интонациях речи и соответственно реагировать. Вместе с тем, то обычное, упускаемое в реальном взаимодействии, было представлено в новом неожиданном для детей ракурсе. Представленные  “Говорящими куклами” инсценировки открывали простор для сопоставления, анализа ситуаций совместной деятельности, их оценки, выбора решений, постепенного освоения детьми характерных для сотрудничества реакций и способов поведения.

Все задания предлагались детям, объединенным в пары, с целью ведения постоянного наблюдения за динамикой взаимоотношений в них.

Дети без труда различали изображенные на пиктограммах эмоции радости, удивления, интереса, страха, любопытства, и т.д. Усвоили, что основными переменными при смене эмоций являются место и форма линии бровей, величина и выражения глаз, направление лини губ. При проведении мимической гимнастики дети успешно отражали в мимике лица словесно или наглядно заданные эмоции. На условных рожицах изображали свои эмоции, сверстников, родителей, давая короткие пояснения.

Это говорит о понимании детьми того, что люди испытывают разные эмоциональные состояния, что проявляется в особенностях мимики, жестов, действий, интонаций голоса. Ребята способны различать эмоциональные состояния близких и сверстников и устанавливать связь между настроением и его причинами.

Для упражнения детей в выявлении причин определенного настроения, для закрепления знаний и мимическом его выражении использовались игровые задания “Азбука настроений” с картинками литературных героев, персонажей мультфильмов и фотопортретами детей в разном эмоциональном состоянии. Это подтолкнуло ребят  к тому, что они самостоятельно начали акцентировать внимание на мимике лица сверстников, уточняя при этом причины соответствующего эмоционального состояния. Постановка понтомимических этюдов “Встреча друзей”,”Два клоуна”,”Золушка на балу” была направлена на тренировку способностей детей изображать заданные эмоции не только с помощью мимики, но и позы, жестов, походки и т.д. Наблюдения за совместной подготовкой и проигрыванием детьми предположенных эпизодов показало, что в большинстве случаев перед выступлением ученики не обсуждают, как будут действовать вместе, по ходу постановки все выполняют по подражанию или иллюстрируют словесные комментарии друг друга, отвечая при этом только за собственное ролевое исполнение. Это свидетельствует о том, что у детей пока сохраняются сложности на этапе принятия цели совместной деятельности, отсутствует способность давать друг другу короткие, точные указания при проработке ее хода. Это побудило к проведению игр, направленных на развитие умений воспринимать движения партнера, синхронизировать с ним свой темп, давать четкие, полезные указания по реализации совместной цели. Воспитатель ГПД с помощью разнообразных примеров, инсценировок способствовал наполнению речи детей необходимым инструментарием в виде словосочетаний, содержащих наречия и глаголы со значением действия, например, “слушай меня внимательно, делай все как я скажу, старайся выполнять все точно, смотри, не ошибись, осторожно, не спеши, не торопись, сейчас все получится, будь внимательным, выполняй аккуратно, теперь все вместе, дружно” и т. п. При этом постоянно убеждая учащихся в поддержании и сохранении сдержанности, терпения по отношению к партнеру.

Сначала в играх, требующих проявления указанных умений, дети вели себя крайне скованно и растерянно, указания, адресованные партнеру, отличались неточностью, информативной бедностью, сбивчивостью. Не складывающееся совместное поведение в играх вызывало у детей недовольство и раздражение поведением друг друга, что свидетельствовало о недостаточно сформированной способности детей воспринимать сверстника как равноправного партнера по совместной деятельности.

В играх “Волшебные очки”, “Ты самый лучший” акцентировалось внимание обращения  друг к другу с целью придумывания разнообразных интересных имен сверстника, умения ярко характеризовать черты внешности, подчеркивать особенности поведения в разных видах деятельности, отмечая достоинства и преимущества каждого, тем самым, обогащая представления о сверстнике как деловом партнере. В играх дети ограничивались короткой характеристикой внешних черт сверстника, проявляли стеснение и скованность, высказывая их.

Для определения скованности в выражении эмоционального отношения к сверстнику школьникам предлагалось вслед за педагогом “проговаривать” обращения, дополняя их личными впечатлениями. Надо отметить, что дети быстро впитывали положительный эмоциональный тон воспитателя ГПД, с удовольствием придумывали ласковые имена друг другу, чаще использовали их в свободном общении

Усиление внимания  воспитателя  к поведенческим реакциям детей в беседах, играх, при оценке их деятельности отразилось и на изменении характера оценок  школьникам друг друга. Это стало основой для обогащения представлений о сверстнике как о партнере совместной деятельности. В результате такого подхода дети начали выражать активное эмоционально-положительное отношение друг к другу, все более акцентируя внимание на деловых качествах сверстника в деятельности. При этом аргументировали причины выборов.

С целью изменения отношения младших школьников к сверстникам с низким уровнем практических умений в деятельности, подчеркивались их достоинства, более способным и развитым детям предлагалось занять по отношению к ним позицию ”учителя”, ”наставника”,”опытного товарища”,”активного помощника” в свободной деятельности и сотрудничестве на занятиях. Детям, высказывающих негативные настроения в адрес более слабых по своим возможностям школьников, предлагалось принять на себя роль не принятого во взаимодействие и прочувствовать переживания сверстников.

Для актуализации желания неуверенных детей действовать вместе со сверстниками воспитатель ГПД стимулировал установление контактов с ними, создавая эмоциональное благополучие в общении и отношениях путем укрепления авторитета неуверенного ребенка среди сверстников, создания привлекательной совместной деятельности. Взрослый обеспечивал демократизацию педагогического общения в группе сверстников через:

 а) фиксацию внимания детей на положительных сторонах личности ребенка, поощрение его малейших продвижений в успехе, использование приема опережающей оценки во  взаимодействии, отсутствии осуждения перед сверстниками таких качеств как медлительность, застенчивость, робость;

 б) использование в работе с неуверенными детьми приемов смены позиции ребенка, где он на правах владеющего информацией должен  выполнять роль организатора в ситуациях сотрудничества на занятиях.

Постепенно дети утрачивали негативно окрашенное отношение к сверстнику, проявляли все больший интерес к нему при объединении для сотрудничества.

Многократное проведение игр со сменой партнера, практикование детей в применении более точных реплик и указаний друг другу приводило к позитивным совместным результатам, установлению в играх общей атмосферы доверия и внимания друг к другу. Сравнение содержания реплик и особенностей поведения  школьников при первоначальном знакомстве с игрой “Проведи слепого” и повторном ее проведении позволило иллюстрировать изменения.

Такого рода изменения поведения свидетельствовали об укреплении положительных эмоциональных контактов между ними, изменении направленности их поведения по отношению друг к другу, проявлении внимательности, предупредительности, доверительности при взаимодействии в парах. Использование описанных методов и приемов с одной стороны способствовало развитию эмоциональной отзывчивости, с другой, являлось основой для расширения, обогащения представлений о сверстнике как о партнере, проявлении устойчивого интереса детей друг к другу и укрепило осознанное желание в совместных действиях с ним. Общая эмоционально-положительная установка на принятие инициативных действий партнеров обеспечивала естественное освоение детьми содержания обобщенной структуры совместной деятельности, правил сотрудничества, вызывала потребность в обогащении речевых конструкций, необходимых для установления отношений сотрудничества.

Таким образом, в результате проведенной работы с детьми у них укрепились основы эмоционально- положительного отношения к сверстникам, что выражалось в появлении более устойчивого интереса школьников друг к другу, проявлении доброжелательности, отзывчивости на их эмоциональное состояние, естественном желании в совместной деятельности и готовности помочь. Общая эмоциональная – положительная установка младших школьников по отношению друг к другу обеспечивала естественное освоение детьми представлений о структуре совместной деятельности, правилах сотрудничества и обогащении речевого сопровождения. Изменились представления детей о сверстниках как партнерах совместной деятельности

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»