Разработка урока в 4 классе
Добро и зло
Лариса Николаевна Ильина,
учитель начальных классов
ГБОУ школы №118 Санкт-Перербурга
Предмет: Основы светской этики.
Урок: № 5
Цель урока:
Сформировать у детей представление о добре и зле, мотивации к осознанному нравственному поведению
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия
Задачи урока:
1) Раскрыть нравственное содержание доброты.
2) Формировать нравственную позицию учащихся.
3) Учить видеть и анализировать поступки окружающих.
4) Развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к предмету.
5) Воспитывать такие нравственные качества как доброта, отзывчивость, уважение к людям; коллективизм и умение работать в группе, впаре.
6) Закреплять коммуникативные навыки.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Время и место проведения: первый урок по теме: «Добро и зло», 4 класс
Используемые методыи технологии обучения:
Метод моральных дилемм и дискуссий.
Технология развития критического мышления.
Оборудование урока: компьютер, проектор, ватман с изображением дерева, карточки.
Ожидаемые учебные результаты
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Предметные: Знакомство с этическими понятиями добро и зло, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.
(СЛАЙД1)
Ход урока:
I.Организационный момент
- Начинаем наш урок. Посмотрите на меня. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите на сияющее солнышко. (СЛАЙД2)
Такое доброе настроение будет царить у нас на уроке.
а) Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
б) (Ребята должны были принести обведённые и вырезанные из зелёной бумаги свои ладошки)
II. Погружение в тему и определение темы урока учащимися
Работа с эпиграфом урока.
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра» Лев Николаевич Толстой
(СЛАЙД3)
-Эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.
- Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми?
(Человек должен знать, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как: совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...
III. Постановка проблемы:
- Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло
и Добро существуют на нашей Земле.
(СЛАЙД 4)
- Почему?
-Для чего нужно зло? Нужно ли?
-Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.
(Ответы детей)
Притча о больном и здоровом семени
- Послушай те притчу
Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются, непрочны в нем?»
-Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец учеников.
(Тут нужно прервать притчу и спросить детей)
-А вы, ребята, как вы думаете? (ответы детей)
-Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.
-Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце. Вы же - будьте мудры и не делайте так!
Ученики поблагодарили наставника и удалились в размышлении...
- Вроде коротка притча, а заставляет задуматься. Поразмышляем, дорогие друзья?
-Что такое Добро?
ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.
-Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)
Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут
сердечное слово,
ласковая улыбка,
дружеское внимание,
совет.
- Где мы можем их найти? (Дома, среди близких людей, в книгах, в сказках, в народной мудрости.)
Прочитай текст учебника стр. 12 от слов «Добро- это…» до слов стр. 13 «Например, если…».
- Итак, добро — это: …
- А что такое Зло?
(Высказывания ребят)
- Прочитай текст учебника стр.13 от слов «Зло - это…» до конца стр. 13.
Толковый словарь Ожегова 1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить зло кому-нибудь. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-нибудь. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только зло. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) зло. на кого-нибудь. Зла не хватает на кого-нибудь. (очень зол на кого-н.; разг.)
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
.
-А всегда ли Добро может победить Зло?
-Почему в одном человеке преобладает Добро, а в другом Зло?
.
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну древнюю истину: (СЛАЙДЫ)
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
-А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: (СЛАЙДЫ 5, 6, 7)
(СЛАЙД 7)
(СЛАЙД 7 –перекрывает предыдущую картинку)
-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Что значит «кормить волка» в этой притче?
- Ребята, а какого волка кормите вы и чем?
IV. Проектно-исследовательская деятельность.
Доброта бывает разная.
Деление на группы (можно работать в парах)
Послушайте маленький рассказВ.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»
«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед»
Задание 1
- Охарактеризуйте поступки каждого из трёх проезжавших людей.
- Что можете сказать о первом человеке, почему дедушка сказал, что это не человек?
- А что скажете о втором человеке, он же дал напиться и деду, и внуку?
- А почему третьего человека дед назвал обыкновенным человеком?
-Существует три понятия доброты.
( По ходу объяснений на доске открываются слова: пассивная доброта, активная доброта и созидательная доброта)
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
(СЛАЙД 8)
«Самое подлое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нём нуждается» Народная мудрость
И, наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
(СЛАЙД 9)
- Как вы считаете, какая доброта самая настоящая, лучшая?
Богатый человек это не тот, у кого много денег. Это тот, у кого есть доброе сердце...
Задание 2
-Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершались добрые дела. И к какому из трёх понятий доброты можно отнести тот или иной поступок?
Ситуация 1.: Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось.
Ситуация 2. Однажды старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
Ситуация 3.
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.
- До обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
По рассказу В. А. Осеевой «Три товарища»
ФИЗМИНУТКА
(СЛАЙД 10)
Задание 3
( Ребятам раздаются листы- карточки со словами, которые ассоциируются со словами «добро» и «зло», либо являются последствием злых и добрых дел. Они должны распределить слова на две группы)
- Внимательно прочитайте слова, все ли их значения вам понятны?
Распредели слова на две группы:
ДОБРО ЗЛО
обман
взаимовыручка
помощь
война
лень
мир
выдержка
ссора
обида
умение говорить правду
эгоизм
хвастовство
справедливость
ложь
трудолюбие
мужество
равнодушие
честь
жестокость
доброта
трусость
радость
зависть
честность
жадность
тактичность
болтливость
правдивость
отзывчивость
злость
совесть
вежливость
скромность
милосердие
грубость
любовь
-Какие слова вы соотнесли со словом ДОБРО? Давайте проверим.
(СЛАЙД 11)
V. Творческая работа
- Выберите понравившиеся слова и надпишите на вырезанной ладошке каждый пальчик.
(Открываю рисунок ствола дерева без листьев) Даю варианты рисунков. На втором занятии можно предложить приклеить вырезанные заранее цветы и тоже подписанные «добрыми» словами.
- А сейчас каждый из вас подойдёт к стволу дерева без листьев, которое вы видите на листе ватмана, и приклеит свой листочек-ладошку. И мы все вместе спасём это дерево, которое, как нам известно, погибает без листьев. А назовём его Деревом Добра.
Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро»
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.
VI. Подведение итогов. Рефлексия
(СЛАЙД 12)
-Вот и закончился наш добрый урок…
- Понравился ли урок?
-Что тебя тронуло?
-Можешь ли сказать, а какой я?
- Что мне нравится в себе?
- А что бы я хотел изменить в себе?
- Какой вывод ты для себя сделал?
-В самом деле, друзья! Может действительно, не стоит выставлять напоказ свои "добрые дела", а делать их просто так, каждый день тихо и незаметно...
Как пьем воду, дышим воздухом.
VII. Домашнее задание
1. Найти пословицы или высказывания великих людей о добре и зле, записать их тетрадь.
2. Нарисовать два портрета с добрым выражением лица и злым, дать им характеристику,
рассказать, почему данные люди стали такими и отражаются ли поступки людей в их внешности, глазах, мимике.
3. Нарисовать или вырезать из открыток красивые цветы для украшения нашего дерева.
Разработка урока в 4 классе по теме «Добро и зло»