ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания, вот только несколько характерных причин, из -за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед школой ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»
Мне кажется, что решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе. Но, наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, хотя можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище.
В качестве новых путей воспитательного процесса младших школьников, можно использовать Программу воспитания (срок реализации 4 года), в основе которой лежит знакомства учащихся с традициями народной культуры.
Этот выбор сделан неслучайно:
· Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому правильно было бы начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
· Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
· Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.
· Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
· В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.
· Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает воспитателю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель и задачи.
Цель: возрождение национального самосознания, развитие личности воспитанника, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.
Задачи:
· развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал личности ребёнка;
· воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
· создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
· развивать любознательность и познавательный интерес;
· воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа;
· создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.
Это требует от воспитателя большой и планомерной работы.
Так как ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу планируется по следующим направлениям:
· воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
· воспитание нравственных качеств и этического сознания;
· воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
· воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
· воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Мой опыт показал, что по каждому направлению есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.
Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.
Убедиться в этом может помочь занятие на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики могут провести исследовательскую работу, результатом которой может стать проект «Чему нас учат сказки». Творческие группы формируются в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении всех учеников, в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться каждому в любимом виде деятельности. Кроме того, в процессе подготовки этого мероприятия, ученики получили дополнительные знания по литературному чтению.
В работе с детьми больше внимания надо уделять внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. В начале учебного года можно провести занятие «Правила поведения в школе», в ходе его проведения, у ребят возник вопрос: «А почему нельзя шуметь в школе?» Можно исследовать эту проблему. Результатом этих исследований может стать выступление по теме «Влияние шума на здоровье младших школьников».
Занятие, проводимое во втором классе, «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Чтобы занятие не стало формально проведённым мероприятием, а затронуло душу ребёнка, можно использовать рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь». Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы.
Так же можно использовать психологические тренинги. Например, такой как «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны. Занятия «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.
Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо проводить родительские лектории, на которых давать рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.
И еще хочется сказать о воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.