Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Игровые методы обучения как средство создания
эмоционально-развивающей среды в начальной школе

Терехова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ школа №559
Санк-Петербурга


Новые федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед школой задачу – создание наиболее эффективных условий для формирования универсальных учебных действий. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, быть способным к самосовершенствованию и умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Эта задача требует внедрение в образовательный процесс системно-деятельностного подхода в обучении через развивающие технологии. К ним относится проектно-исследовательские, поисковые, информационные, технология критического мышления и игровые технологии.
В силу психологических возрастных особенностей младшего школь-ника на особом положении находятся игровые технологии. Использование игровых ситуаций, моментов обеспечит положительное эмоциональное воздействие на ребят, активизирует резервные возможности личности.
С физиологической точки зрения возраст с 6 до 9 лет - это время активного физического роста. Специалисты говорят о дисгармонии в развитии ребёнка: физическое развитие опережает нервно-психическое, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Отмечается повышенная утомляемость, беспокойство, увеличивается потребность в движениях.
Дети младшего школьного возраста любознательны. При восприятии учебного материала учащиеся склонны обращать внимание на его яркую передачу, эмоциональную окраску.
Учащиеся этого возраста очень импульсивны, им трудно сдержать себя, они не умеют управлять своим поведением. Рекомендуется следить за нарастанием их утомления и ни в коем случае не принуждать их к дальней-шему продолжению работы, когда очевидно, что наступает спад работоспособности (обычно он наступает уже через 10 минут). При первых признаках снижения внимания необходимо провести с детьми подвижную игру, физкультминутку (можно под музыку) или сменить вид работы.
В этом же возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика. Появляется принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе ребёнок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Появляются новые интересы, изменяются ценности ребенка, весь уклад его жизни. И не каждый школьник легко и быстро справляется с этими изменениями.
Игра имеет большое значение в жизни младшего школьника. Ведь в дошкольный период ведущим видом деятельности детей является игра. Ученик, переступивший порог школы, остаётся ребёнком. И, если мы любим своего ученика, то создадим комфортные условия для его развития. Ведь игра для младшего школьника – это частица его жизни, причём очень значимая. Игра несёт психологический комфорт и интерес. В ней ребёнок узнает новое, творит, делится опытом, учится управлять своими эмоциями, уважать чужое мнение, а значит - двигается в своём развитии. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и скованность, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается учебный материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – “оказывается, я уже могу быть наравне со всеми”.
В игровых формах обучения преодоление психологических барьеров происходит мягко. Учебная информация предъявляется в необычном виде: на высоком уровне эмоций, в развлекательной игровой форме, с использованием неосознаваемых видов психической деятельности. Игра является действительным инструментом преподавания, который позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, чем активизирует мыслительную деятельность учащихся. «Где игра - там эмоции, а где эмоции, там активность, внимание, воображение, и, конечно, работает мышление », - писал А.А. Леонтьев.
Для учителя игра - педагогический приём обучения, выполняющий следующие функции:
1.Обучающая - получение новых знаний в процессе игры.
2.Развивающая - гармоническое развитие личностных качеств, активизация резервных возможностей личности, развитие регулятивных умений, снятие эмоционального напряжения.
3.Воспитывающая - воспитание ценностных качеств личности, коммуника-тивной культуры.
Каждый учитель начальных классов имеет в своём арсенале набор игр, игровых приёмов, занимательных заданий по предметам, виды деятельности для организации отдыха своих учащихся, которые активно применяет в учебном процессе. Ученик будет играть, а учитель через игру обучать его, развивать, воспитывать. Но занимательность учебного материала должна быть не «внешняя», а «внутренняя», тесно связанная с изучаемым материалом. Она и вызывает дополнительное напряжение мысли ребёнка.
В 1-2 классе на уроке присутствуют герои детских сказок, мультфиль-мов, которые задают «хитрые» вопросы или ребята помогают этим героям выбраться из проблемных ситуаций, решая учебную задачу.
На всех предметах можно использовать дидактическую игру. В бук-варный период много игр развёртывается в условной, воображаемой ситуации, где ученику для развития игрового сюжета надо выполнять какую – либо учебную задачу (например, читать). Учитель может вовлечь первоклассников в деятельность через проблемную ситуацию. «В джунглях темнеет. Детёныши заигрались, и теперь, в сумерках, они не могут найти дорогу домой. Родители очень волнуются. Поможем малышам найти самую короткую дорогу к папе и маме». (Чтение слов парами: лев-львёнок, тигр-тигрёнок и т.д.).
Используются игры с элементами соревновательности, типа «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?»; на развитие внимания: «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Чего не хватает?».
Использование вопросов - шуток: «Сколько хвостов у трёх котов?», «Сколько шагов сделает воробей за одну минуту?», «Сколько лап у трёх котят?», «А сколько лап у трёх гусят?». Вызывают интерес логические задачи. С большой заинтересованностью учащиеся отгадывают загадки, разгадывают ребусы, кроссворды. Элемент неожиданности в заданиях-фокусах типа «Задумай число». Например: «Задумай число. Умножь его на 2; прибавь к результату 7. Полученное число умножь на 3 и затем вычти 21. Если теперь ты разделишь результат на 6, то получишь то число, которое задумал. Объясни, как я догадалась об этом».
Начиная с обучения грамоте, дети учатся стихотворчеству: «Ра-ра-ра – во дворе идёт игра. Ту-ту-ту - перепрыгнул я черту. Гу-гу-гу – от тебя я убегу!» и с удовольствием делятся своим творчеством, а далее сочиняют загадки, небольшие тексты.
Эффективна такая игровая форма обучения, как уроки - путешествия. Куда и на чём путешествовать – это полёт фантазии учителя. Например, при изучении компонентов действия деления мы путешествовали в космос. По городу, изучая написание имён собственных. По России, разговаривая о Красной книге.
Игры по станциям используются как в учебной деятельности (удобнее на уроках обобщения), так и во внеурочное время.
Особое место уделяется ролевым играм. На уроках, особенно на литературном чтении, возможно использование элементов театрализации и драматизации. Заинтересованность, внимание, эмоциональный подъём помогают детям учиться выразительно читать и говорить, непринуждённо вести себя перед зрителями, рефлексировать на происходящее. Ролевые игры используются в проектно-исследовательской деятельности, где у каждой группы или участника своя роль. Для детей это серьёзная работа, которая создаёт особую положительную эмоциональную среду, активизирует познавательную деятельность ребёнка, стимулирует личностное развитие и улучшает коммуникативную культуру. Защита проекта «Моя малая Родина» прошла в виде заочной экскурсии.
Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Качество учебной деятельности младшего школьника тесно связано с интересом, положительными эмоциями. Поэтому важно привлечь в урок источник этой радости – игру. Игровая деятельность, которая создаёт позитивный настрой на уроке, внутреннее ощущение радости бытия младшего школьника, - помощник в деле развития личности ребёнка. Нельзя допускать монотонность и однообразие в школьную жизнь младшего школьника, т. к. они подавляют всякое стремление к проявлению собственного «я» и интерес к школе быстро угаснет.

Использованная литература:

1.Амонашвили Ш.А. « Здравствуйте, дети!» Пособие для учителя. 2-е изд. – М., 1998
2.Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей 6-10 лет. – Ярославль, 1997.
3.Волина В.В. Праздник числа. – М., 1993
4.Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе – М., 2002.
5.Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки, - Ярославль. 1997
6.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Яро-славль, 1997
7.Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. Методическое пособие. – М., 2003
8.Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. Методическое пособие. – М., 2003
9.Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника» - М., 1974.
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»