Формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста
Зацаренская Елена Петровна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ № 471
Выборгского р-на Санкт-Петербурга
На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся все более значимыми и востребованными.
Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное
взаимодействие с ней. С раннего возраста нужно учить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.
Формированию экологической культуры младших школьников способствует реализация курса «Экологическая грамматика», составленная на основе программы дополнительного образования Т.В. Шпотовой «Игровая экология» и автора учебника по окружающему миру А. А .Плешакова.Данный курс рассчитан на весь период обучения детей в начальных классах.
Актуальность создания программы в том, что организация внеклассной экологической работы с учащимися младшего школьного возраста позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует выявлению их наклонностей и способностей, закладывает основы экологического поведения учащихся.
Цель программы – введение младших школьников в мир сложных взаимоотношений живой и неживой природы, человека и окружающей среды.
В ходе реализации программы решаются познавательные, развивающие, воспитательные задачи.
Познавательные задачи:
1. Расширить знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных и растений,
2. Научить видеть причинно - следственные связи в наблюдаемых явлениях,
3. Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экологии.
Развивающие задачи :
1. Развить внимательность и наблюдательность,
2. Развить творческое воображение и фантазию через составление рассказов о животных, изготовление аппликаций, выполнение рисунков, исследовательских работ, творческих проектов.
Воспитательные:
1. Воспитать бережное отношение к природе,
2. Развить уважение к литературе и чтению через использование на занятиях книг о природе,
3. Привить интерес к наблюдению за изменениями в природе
В результате реализации курса учащиеся должны получить знания:
- об элементарных понятиях и законах экологии
- о сущности сезонных явлений в природе,
- о характерных обитателях леса, пресноводного водоема, моря,
- о местонахождении и значении Государственного Нижне –Свирского заповедника,
- о « Красной книге» и «Чёрной книге»;
должны сформировать умения:
- видеть взаимосвязь природных явлений, устанавливать зависимость между средой обитания и образом жизни животных или строением растений,
- анализировать свои умозаключения и суждения,
- действовать в природе, не нанося ей вреда;
овладеть навыками:
- проведения наблюдений за изменениями в природе.
Механизм реализации данного курса основывается на совершенствовании и внедрении инновационных форм и методов работы по воспитанию у каждого ученика основ экологической культуры и экологического поведения.
Разнообразны формы используемые в процессе экологического воспитания учащихся:
творческие игры, экскурсии и походы по родному краю, трудовые десанты, рейды, встречи с интересными людьми, выставки, заочные путешествия, конкурсы плакатов и рисунков, круглые столы, конференции, викторины, устные журналы на экологическую тему.
Особенностью проведения мероприятий является необходимо придать занятиям увлекательный характер, вызвать у детей интерес, активность, желание творить, совершенствовать практические умения, самостоятельно добывать знания из книг, журналов, газет.
Открытые занятия «О чём шепчутся леса?», «Лес – природное сообщество», «Зимующие птицы», «Лесные фантазии» и другие вызвали большой интерес ребят, так как выступления учащихся сопровождались мультимедийными презентациями, выполненными совместно с учителем и родителями, выставками рисунков, изготовлением аппликаций.
Традиционным стало участие ребят в международных акциях «Марш национальных парков и заповедников», « Кормушки для птиц», а также в конкурсе «Экологическая сказка», в результате которого 9 сказок опубликованы в сборнике «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению», « Вода – источник жизни на Земле». Еще 5 сказок готовятся к публикации.
С целью изучения уровня экологической культуры и выявления отношения младших школьников к окружающей природе проводится специальная диагностика, в основе которой лежит методика «Природа благодарит и сердится».
После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, к водоёмам, в лес или музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе «спасибо» либо за что природа рассердится на тебя.
Анализ анкет показал, что:
В графе «Природа благодарит» преобладали ответы: «Природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор, если мы посадим деревья, будем подкармливать птиц» Ответы свидетельствуют о хорошем уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, а не пассивного наблюдателя.
В то же самое время ребята уверены, что «Природа рассердится», если они не будут кормить птиц, изготавливать кормушки, если они будут мусорить в лесу, на берегу озера или реки, в школе и т.д.
Ответы свидетельствуют об активной позиции ребёнка как защитника природы.
Данная диагностика позволяет определить уровень экологической культуры каждого ребенка и скорректировать дальнейшую деятельность по формированию экологического сознания учащихся.
В начальной школе учащиеся приобретают навыки совместной деятельности, формируют умения работать в команде, что помогает им в дальнейшем заниматься экологической деятельностью в учреждениях дополнительного образования. Плодотворное сотрудничество с объединением «Исследователи природы» на базе МОУ ДОД «Лодейнопольский детский центр эстетического развития», а также Государственного Нижнее – Свирского заповедника, способствует успешной социализации учащихся начальных классов. Также ребята являются участниками экологического клуба «ЭкоСвирь», действующего в школе в рамках школьного научного сообщества «Интеллект».
Таким образом, экологическое воспитание младших школьников способствует формированию экологической культуры личности. Согласно требованиям к реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, мы обязаны воспитать личность, владеющую основами экологической грамотности и осознающую целостность окружающего мира, а также наша задача воспитать у учащихся потребность в бережном отношении к окружающей природе.
Формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста
Зацаренская Елена Петровна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ № 471
Выборгского р-на Санкт-Петербурга
На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся все более значимыми и востребованными.
Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное
взаимодействие с ней. С раннего возраста нужно учить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.
Формированию экологической культуры младших школьников способствует реализация курса «Экологическая грамматика», составленная на основе программы дополнительного образования Т.В. Шпотовой «Игровая экология» и автора учебника по окружающему миру А. А .Плешакова.Данный курс рассчитан на весь период обучения детей в начальных классах.
Актуальность создания программы в том, что организация внеклассной экологической работы с учащимися младшего школьного возраста позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует выявлению их наклонностей и способностей, закладывает основы экологического поведения учащихся.
Цель программы – введение младших школьников в мир сложных взаимоотношений живой и неживой природы, человека и окружающей среды.
В ходе реализации программы решаются познавательные, развивающие, воспитательные задачи.
Познавательные задачи:
1. Расширить знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных и растений,
2. Научить видеть причинно - следственные связи в наблюдаемых явлениях,
3. Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экологии.
Развивающие задачи :
1. Развить внимательность и наблюдательность,
2. Развить творческое воображение и фантазию через составление рассказов о животных, изготовление аппликаций, выполнение рисунков, исследовательских работ, творческих проектов.
Воспитательные:
1. Воспитать бережное отношение к природе,
2. Развить уважение к литературе и чтению через использование на занятиях книг о природе,
3. Привить интерес к наблюдению за изменениями в природе
В результате реализации курса учащиеся должны получить знания:
- об элементарных понятиях и законах экологии
- о сущности сезонных явлений в природе,
- о характерных обитателях леса, пресноводного водоема, моря,
- о местонахождении и значении Государственного Нижне –Свирского заповедника,
- о « Красной книге» и «Чёрной книге»;
должны сформировать умения:
- видеть взаимосвязь природных явлений, устанавливать зависимость между средой обитания и образом жизни животных или строением растений,
- анализировать свои умозаключения и суждения,
- действовать в природе, не нанося ей вреда;
овладеть навыками:
- проведения наблюдений за изменениями в природе.
Механизм реализации данного курса основывается на совершенствовании и внедрении инновационных форм и методов работы по воспитанию у каждого ученика основ экологической культуры и экологического поведения.
Разнообразны формы используемые в процессе экологического воспитания учащихся:
творческие игры, экскурсии и походы по родному краю, трудовые десанты, рейды, встречи с интересными людьми, выставки, заочные путешествия, конкурсы плакатов и рисунков, круглые столы, конференции, викторины, устные журналы на экологическую тему.
Особенностью проведения мероприятий является необходимо придать занятиям увлекательный характер, вызвать у детей интерес, активность, желание творить, совершенствовать практические умения, самостоятельно добывать знания из книг, журналов, газет.
Открытые занятия «О чём шепчутся леса?», «Лес – природное сообщество», «Зимующие птицы», «Лесные фантазии» и другие вызвали большой интерес ребят, так как выступления учащихся сопровождались мультимедийными презентациями, выполненными совместно с учителем и родителями, выставками рисунков, изготовлением аппликаций.
Традиционным стало участие ребят в международных акциях «Марш национальных парков и заповедников», « Кормушки для птиц», а также в конкурсе «Экологическая сказка», в результате которого 9 сказок опубликованы в сборнике «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению», « Вода – источник жизни на Земле». Еще 5 сказок готовятся к публикации.
С целью изучения уровня экологической культуры и выявления отношения младших школьников к окружающей природе проводится специальная диагностика, в основе которой лежит методика «Природа благодарит и сердится».
После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, к водоёмам, в лес или музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе «спасибо» либо за что природа рассердится на тебя.
Анализ анкет показал, что:
В графе «Природа благодарит» преобладали ответы: «Природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор, если мы посадим деревья, будем подкармливать птиц» Ответы свидетельствуют о хорошем уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, а не пассивного наблюдателя.
В то же самое время ребята уверены, что «Природа рассердится», если они не будут кормить птиц, изготавливать кормушки, если они будут мусорить в лесу, на берегу озера или реки, в школе и т.д.
Ответы свидетельствуют об активной позиции ребёнка как защитника природы.
Данная диагностика позволяет определить уровень экологической культуры каждого ребенка и скорректировать дальнейшую деятельность по формированию экологического сознания учащихся.
В начальной школе учащиеся приобретают навыки совместной деятельности, формируют умения работать в команде, что помогает им в дальнейшем заниматься экологической деятельностью в учреждениях дополнительного образования. Плодотворное сотрудничество с объединением «Исследователи природы» на базе МОУ ДОД «Лодейнопольский детский центр эстетического развития», а также Государственного Нижнее – Свирского заповедника, способствует успешной социализации учащихся начальных классов. Также ребята являются участниками экологического клуба «ЭкоСвирь», действующего в школе в рамках школьного научного сообщества «Интеллект».
Таким образом, экологическое воспитание младших школьников способствует формированию экологической культуры личности. Согласно требованиям к реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, мы обязаны воспитать личность, владеющую основами экологической грамотности и осознающую целостность окружающего мира, а также наша задача воспитать у учащихся потребность в бережном отношении к окружающей природе.
Формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста
Зацаренская Елена Петровна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ № 471
Выборгского р-на Санкт-Петербурга
На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся все более значимыми и востребованными.
Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное
взаимодействие с ней. С раннего возраста нужно учить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.
Формированию экологической культуры младших школьников способствует реализация курса «Экологическая грамматика», составленная на основе программы дополнительного образования Т.В. Шпотовой «Игровая экология» и автора учебника по окружающему миру А. А .Плешакова.Данный курс рассчитан на весь период обучения детей в начальных классах.
Актуальность создания программы в том, что организация внеклассной экологической работы с учащимися младшего школьного возраста позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует выявлению их наклонностей и способностей, закладывает основы экологического поведения учащихся.
Цель программы – введение младших школьников в мир сложных взаимоотношений живой и неживой природы, человека и окружающей среды.
В ходе реализации программы решаются познавательные, развивающие, воспитательные задачи.
Познавательные задачи:
1. Расширить знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных и растений,
2. Научить видеть причинно - следственные связи в наблюдаемых явлениях,
3. Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экологии.
Развивающие задачи :
1. Развить внимательность и наблюдательность,
2. Развить творческое воображение и фантазию через составление рассказов о животных, изготовление аппликаций, выполнение рисунков, исследовательских работ, творческих проектов.
Воспитательные:
1. Воспитать бережное отношение к природе,
2. Развить уважение к литературе и чтению через использование на занятиях книг о природе,
3. Привить интерес к наблюдению за изменениями в природе
В результате реализации курса учащиеся должны получить знания:
- об элементарных понятиях и законах экологии
- о сущности сезонных явлений в природе,
- о характерных обитателях леса, пресноводного водоема, моря,
- о местонахождении и значении Государственного Нижне –Свирского заповедника,
- о « Красной книге» и «Чёрной книге»;
должны сформировать умения:
- видеть взаимосвязь природных явлений, устанавливать зависимость между средой обитания и образом жизни животных или строением растений,
- анализировать свои умозаключения и суждения,
- действовать в природе, не нанося ей вреда;
овладеть навыками:
- проведения наблюдений за изменениями в природе.
Механизм реализации данного курса основывается на совершенствовании и внедрении инновационных форм и методов работы по воспитанию у каждого ученика основ экологической культуры и экологического поведения.
Разнообразны формы используемые в процессе экологического воспитания учащихся:
творческие игры, экскурсии и походы по родному краю, трудовые десанты, рейды, встречи с интересными людьми, выставки, заочные путешествия, конкурсы плакатов и рисунков, круглые столы, конференции, викторины, устные журналы на экологическую тему.
Особенностью проведения мероприятий является необходимо придать занятиям увлекательный характер, вызвать у детей интерес, активность, желание творить, совершенствовать практические умения, самостоятельно добывать знания из книг, журналов, газет.
Открытые занятия «О чём шепчутся леса?», «Лес – природное сообщество», «Зимующие птицы», «Лесные фантазии» и другие вызвали большой интерес ребят, так как выступления учащихся сопровождались мультимедийными презентациями, выполненными совместно с учителем и родителями, выставками рисунков, изготовлением аппликаций.
Традиционным стало участие ребят в международных акциях «Марш национальных парков и заповедников», « Кормушки для птиц», а также в конкурсе «Экологическая сказка», в результате которого 9 сказок опубликованы в сборнике «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению», « Вода – источник жизни на Земле». Еще 5 сказок готовятся к публикации.
С целью изучения уровня экологической культуры и выявления отношения младших школьников к окружающей природе проводится специальная диагностика, в основе которой лежит методика «Природа благодарит и сердится».
После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, к водоёмам, в лес или музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе «спасибо» либо за что природа рассердится на тебя.
Анализ анкет показал, что:
В графе «Природа благодарит» преобладали ответы: «Природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор, если мы посадим деревья, будем подкармливать птиц» Ответы свидетельствуют о хорошем уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, а не пассивного наблюдателя.
В то же самое время ребята уверены, что «Природа рассердится», если они не будут кормить птиц, изготавливать кормушки, если они будут мусорить в лесу, на берегу озера или реки, в школе и т.д.
Ответы свидетельствуют об активной позиции ребёнка как защитника природы.
Данная диагностика позволяет определить уровень экологической культуры каждого ребенка и скорректировать дальнейшую деятельность по формированию экологического сознания учащихся.
В начальной школе учащиеся приобретают навыки совместной деятельности, формируют умения работать в команде, что помогает им в дальнейшем заниматься экологической деятельностью в учреждениях дополнительного образования. Плодотворное сотрудничество с объединением «Исследователи природы» на базе МОУ ДОД «Лодейнопольский детский центр эстетического развития», а также Государственного Нижнее – Свирского заповедника, способствует успешной социализации учащихся начальных классов. Также ребята являются участниками экологического клуба «ЭкоСвирь», действующего в школе в рамках школьного научного сообщества «Интеллект».
Таким образом, экологическое воспитание младших школьников способствует формированию экологической культуры личности. Согласно требованиям к реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, мы обязаны воспитать личность, владеющую основами экологической грамотности и осознающую целостность окружающего мира, а также наша задача воспитать у учащихся потребность в бережном отношении к окружающей природе.
Формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста
Зацаренская Елена Петровна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ № 471
Выборгского р-на Санкт-Петербурга
На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся все более значимыми и востребованными.
Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное
взаимодействие с ней. С раннего возраста нужно учить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.
Формированию экологической культуры младших школьников способствует реализация курса «Экологическая грамматика», составленная на основе программы дополнительного образования Т.В. Шпотовой «Игровая экология» и автора учебника по окружающему миру А. А .Плешакова.Данный курс рассчитан на весь период обучения детей в начальных классах.
Актуальность создания программы в том, что организация внеклассной экологической работы с учащимися младшего школьного возраста позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует выявлению их наклонностей и способностей, закладывает основы экологического поведения учащихся.
Цель программы – введение младших школьников в мир сложных взаимоотношений живой и неживой природы, человека и окружающей среды.
В ходе реализации программы решаются познавательные, развивающие, воспитательные задачи.
Познавательные задачи:
1. Расширить знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных и растений,
2. Научить видеть причинно - следственные связи в наблюдаемых явлениях,
3. Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экологии.
Развивающие задачи :
1. Развить внимательность и наблюдательность,
2. Развить творческое воображение и фантазию через составление рассказов о животных, изготовление аппликаций, выполнение рисунков, исследовательских работ, творческих проектов.
Воспитательные:
1. Воспитать бережное отношение к природе,
2. Развить уважение к литературе и чтению через использование на занятиях книг о природе,
3. Привить интерес к наблюдению за изменениями в природе
В результате реализации курса учащиеся должны получить знания:
- об элементарных понятиях и законах экологии
- о сущности сезонных явлений в природе,
- о характерных обитателях леса, пресноводного водоема, моря,
- о местонахождении и значении Государственного Нижне –Свирского заповедника,
- о « Красной книге» и «Чёрной книге»;
должны сформировать умения:
- видеть взаимосвязь природных явлений, устанавливать зависимость между средой обитания и образом жизни животных или строением растений,
- анализировать свои умозаключения и суждения,
- действовать в природе, не нанося ей вреда;
овладеть навыками:
- проведения наблюдений за изменениями в природе.
Механизм реализации данного курса основывается на совершенствовании и внедрении инновационных форм и методов работы по воспитанию у каждого ученика основ экологической культуры и экологического поведения.
Разнообразны формы используемые в процессе экологического воспитания учащихся:
творческие игры, экскурсии и походы по родному краю, трудовые десанты, рейды, встречи с интересными людьми, выставки, заочные путешествия, конкурсы плакатов и рисунков, круглые столы, конференции, викторины, устные журналы на экологическую тему.
Особенностью проведения мероприятий является необходимо придать занятиям увлекательный характер, вызвать у детей интерес, активность, желание творить, совершенствовать практические умения, самостоятельно добывать знания из книг, журналов, газет.
Открытые занятия «О чём шепчутся леса?», «Лес – природное сообщество», «Зимующие птицы», «Лесные фантазии» и другие вызвали большой интерес ребят, так как выступления учащихся сопровождались мультимедийными презентациями, выполненными совместно с учителем и родителями, выставками рисунков, изготовлением аппликаций.
Традиционным стало участие ребят в международных акциях «Марш национальных парков и заповедников», « Кормушки для птиц», а также в конкурсе «Экологическая сказка», в результате которого 9 сказок опубликованы в сборнике «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению», « Вода – источник жизни на Земле». Еще 5 сказок готовятся к публикации.
С целью изучения уровня экологической культуры и выявления отношения младших школьников к окружающей природе проводится специальная диагностика, в основе которой лежит методика «Природа благодарит и сердится».
После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, к водоёмам, в лес или музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе «спасибо» либо за что природа рассердится на тебя.
Анализ анкет показал, что:
В графе «Природа благодарит» преобладали ответы: «Природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор, если мы посадим деревья, будем подкармливать птиц» Ответы свидетельствуют о хорошем уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, а не пассивного наблюдателя.
В то же самое время ребята уверены, что «Природа рассердится», если они не будут кормить птиц, изготавливать кормушки, если они будут мусорить в лесу, на берегу озера или реки, в школе и т.д.
Ответы свидетельствуют об активной позиции ребёнка как защитника природы.
Данная диагностика позволяет определить уровень экологической культуры каждого ребенка и скорректировать дальнейшую деятельность по формированию экологического сознания учащихся.
В начальной школе учащиеся приобретают навыки совместной деятельности, формируют умения работать в команде, что помогает им в дальнейшем заниматься экологической деятельностью в учреждениях дополнительного образования. Плодотворное сотрудничество с объединением «Исследователи природы» на базе МОУ ДОД «Лодейнопольский детский центр эстетического развития», а также Государственного Нижнее – Свирского заповедника, способствует успешной социализации учащихся начальных классов. Также ребята являются участниками экологического клуба «ЭкоСвирь», действующего в школе в рамках школьного научного сообщества «Интеллект».
Таким образом, экологическое воспитание младших школьников способствует формированию экологической культуры личности. Согласно требованиям к реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, мы обязаны воспитать личность, владеющую основами экологической грамотности и осознающую целостность окружающего мира, а также наша задача воспитать у учащихся потребность в бережном отношении к окружающей природе.