Применение нейропсихологических игр и упражнений
в работе со школьниками с СДВГ
Гречко Ирина Александровна,
магистр педагогических наук, тьютор СОШ № 323
Невского района Санкт-Петербурга
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности (аббр.СДВГ), расстройство внимания с гиперактивностью или гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (англ. attention deficit hyperactivity disorder, аббр. ADHD) — расстройство поведения и психического развития, начинающееся в детском возрасте» [1],[2],[3]. Проявляется такими симптомами, как "трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность» [4].магистр педагогических наук, тьютор СОШ № 323
Невского района Санкт-Петербурга
В МКБ-10 СДВГ относился к гиперкинетическим расстройствам — группе эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском возрасте [5], а в МКБ-11 относится к нейроонтогенетическим расстройствам [6] . С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения [2] . Считается, что некоторые дети, а именно 30 %, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни [2].
Как показывает практика, у школьников с СДВГ навыки учебного поведения сформированы недостаточно. На уроках дети часто отвлекаются, неусидчивы, отмечается рассеянное внимание. Тьютору периодически требуется дублировать инструкции учителя, необходимо напоминать слушать объяснение заданий учителя, ждать своей очереди для ответа, соблюдать дисциплину на уроке, в том числе правила посадки за рабочим местом, соблюдать правила этикета в столовой, этикета в вежливом общении со взрослыми. Необходима адаптация тьютором учебных материалов. Также у детей с ОВЗ, в частности с СДВГ, отмечается недостаточно развитая мелкая моторика.
Использование нейропсихологических игр на уроках или в качестве пятиминуток на перемене позволяет развивать познавательную, эмоциональную, моторно-двигательную сферу ребенка с СДВГ.
Приведем примеры некоторых игр:
«Кулак-ребро-ладонь». Можно выполнять упражнение за столом. Оно простое, но положительно влияет на укрепление межполушарных связей. Нужно по очереди менять положение руки – сжать в кулак, поставить ребром на стол, затем положить ладонь.
«Гравитационный планер». Ребенок садится и скрещивает ноги в лодыжках. Наклоняясь вперед, опускает руки вниз с одновременным выдохом. На вдохе поднимается, принимает исходное положение.
«Сова». Крепко взяться правой рукой за левое плечо, повернуть голову назад, глубоко вдохнуть, повторить то же самое с другим плечом, развернуть плечи, опустить подбородок на грудь, глубоко вдохнуть. Это упражнение помогает расслабиться, если ученик долго сидит.
«Таблицы Шульте» Это упражнение, улучшающее память, внимание и периферическое зрение. С помощью таблицы Шульте можно научиться концентрироваться, быстро читать, искать информацию в тексте. Игра представлена в виде таблицы, в ячейках которой в произвольном порядке расположены цифры. Чаще всего встречается вариант таблицы 5х5. Задача ребёнка – как можно быстрее отыскать числа от 1 до 25 в порядке возрастания, либо убывания.
«Рисование двумя руками» Такая нестандартная техника творчества активизирует сразу оба полушария головного мозга. Специалисты используют параллельное рисование в качестве профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. Ведь трудности с чтением и письмом, когда дети путают или пропускают буквы, становятся всё более распространённой. Рисование двумя руками повышает умственную способность и работоспособность, а также снимает тревожность, которая часто мешает сосредотачиваться на заданиях.
«Черепашка». Одна черепашка прячет голову в панцирь – ребёнок сжимает правую руку в кулак. Другая черепашка выглядывает из своего домика – левая ладонь раскрыта. Потом меняем руки. Повторяем упражнение несколько раз. Затем усложняем гимнастику. В момент смены положения рук делаем хлопок. Постепенно ускоряемся.
«Попробуй повтори» Весёлая игра с простыми, на первый взгляд, заданиями. Но это только на первый взгляд. Ребёнок вытягивает карточку, где показано, в какую позу ему нужно встать или какое движение воспроизвести. Сложность в непривычности заданных постановок. Не всё можно исполнить с первого раза.
«Робот». Упражнение детям с дефицитом внимания и трудностями произвольной регуляции деятельности очень полезно чему-то учить взрослых, объяснять, как что-то надо делать. При этом важно, чтобы ребенок как можно больше говорил и как можно меньше показывал. Если хорошенько подумать, мы очень часто довольствуемся «жестовой речью» наших детей, которая подчас прикрывает трудности речевой организации поведения. Представьте себе, что тьютор вдруг разучился делать самые элементарные вещи. А еще лучше, если она при этом ничего не видит и может делать все только на ощупь. Для этого ей нужен «проводник», который бы подсказал, куда нужно пойти и что сделать. Этим проводником может стать ребенок.
Вариант 1 Попросите ребенка, чтобы он научил Вас чему-нибудь, что он умеет, но только с помощью слов. Не забудьте спросить ребенка, все ли получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать Вам о чем-то еще. Ребенку очень важно видеть наглядный результат своего планирования. Такая обратная связь поможет ему постепенно детализировать свои указания, что будет служить признаком улучшения его возможностей планирования.
Вариант 2 Предложите ребенку поиграть в одну «рисовальную» игру. Дайте ему чистый лист бумаги, а себе возьмите другой. Пусть он на своем листе так, чтобы Вы не видели, изобразит что-нибудь, состоящее из простых геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов). Предупредите его, что потом ему надо будет рассказать Вам свою картину, не показывая, так, чтобы Вы смогли ее в точности повторить на своем листе бумаги. Посоветуйте ему для начала нарисовать что-нибудь не слишком сложное.
Таким образом, нейропсихологические игры полезны для всестороннего развития для детей с различными нарушениями в развитии, в частности с СДВГ.
Список литературы:
- LONI: Laboratory of Neuro Imaging. Дата обращения: 25 апреля 2008. Архивировано из оригинала 6 сентября 2008 года.
- ↑ Перейти обратно:1 2 3 NINDS Attention Deficit-Hyperactivity Disorder Information Page. Архивная копия от 2 декабря 2016 на Wayback Machine National Institute of Neurological Disorders and Stroke (NINDS/NIH) 9 февраля, 2007. По данным на 2007-08-13.
- ↑ Dr. Russell A. Barkley Official Site, Authority ADHD, Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Дата обращения: 25 апреля 2008. Архивировано из оригинала 15 апреля 2008 года.
- ↑ Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD). (англ.) Данные с сайта Behavenet.com. Информация собрана 11 декабря 2006 года.
- ↑ Всемирная организация здравоохранения. F90—F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — С. 334. — ISBN 5-86727-005-8.
- ↑ Перейти обратно:1 2 World Health Organisation. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics: 6A05 Attention deficit hyperactivity disorder (англ.) (2018). Дата обращения: 2 ноября 2018. Архивировано 1 августа 2018 года.