Мой ребенок не хочет читать! Полезные советы замечательным родителям. Плотникова АннаСергеевна учитель начальных классов, учитель-логопед. ГБОУ ПРОГИМНАЗИЯ №677 ВЫБОРГСКий РАЙОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА РФ Часто от родителей можно услышать фразу: «Мой ребенок не хочет читать!» «Что делать?» Во все времена дети делились и делятся на тех, кто читает книги с удовольствием и тех, кого не заставишь взять книгу в руки. Если ребенок относится ко второй категории, надо сразу определить, что это? Простая «нелюбовь» к чтению или присутствуют сложности в овладении процессом чтения (дислексия). Если самостоятельно не разобраться, можно обратиться к специалисту, учителю-логопеду. Он обследует ребенка и даст необходимые рекомендации. Но в любом случае, можно помочь своему ребенку и самостоятельно. Попробую дать короткие советы, которые помогут овладеть навыками чтения. Они простые, но достаточно действенные. Надо сразу сказать, что заставить ребенка читать нельзя, только научить любить! Вектор развития детей задают родители. Пойдите с ребенком в книжный магазин, выберите интересную вам обоим книгу, и устроившись поудобнее, начните читать эмоционально и с выражением. Погружайтесь с ребенком в этот сказочный, познавательный мир как можно чаще, извлекая из прочитанного нечто чистое и откровенное. Фантазируйте, воображайте, представляйте! Это был первый и самый простой совет!! Далее, разберем сам процесс чтения изнутри. Он включает в себя две стороны: техническую и смысловую. Безусловно, главная-это смысловая сторона. Мы должны понимать прочитанное, осознавать полученную информацию, прочувствовать эмоциональную окраску текста. Но все это возможно лишь при сформированном навыке чтения и высоком темпе чтения, за что и отвечает техническая сторона чтения. С ее развития мы и начнем. Родители говорят: «Наш ребенок боится читать, боится насмешек одноклассников, боится нашего недовольства и замечаний учителей, боится больших текстов». А давайте ему предложим поиграть?! Второй совет-используем игру! Предложите ребенку выбрать любую книгу с текстом. Продолжительность игры 10-30минут. Меньше 10 минут не имеет смысла, т.к. это мало для закрепления навыка, а больше 30 минут наступает усталость, снижается концентрация внимания и информация не усваивается. Заниматься желательно каждый день, можно через день, но не реже. Уже через месяц мы заметим улучшения. Данные упражнения можно использовать как в комплексе, так и отдельно. Важно: - не критиковать, не указывать на неудачи; - оказывать помощь и поддержку. Упражнения№1.Ищем конец предложения. Начинаем читать слова с конца предложения. Например: В белой шубке заяц не заметен на снегу. Читаем: Снегу на заметен не заяц шубке белой в. Это упражнение помогает снять стереотип чтения слева направо, развивает тонкие движения глаз. Упражнение №2. Чтение слов побуквенное в обратном порядке. Например: Птица шумно замахала крыльями и полетела. Это упражнение развивает способности строгого побуквенного анализа каждого слова. Разрушает привычные штампы и создает установку на непривычные сочетания звуков. Упражнение№3 Поочередное чтение слов слева направо и справа налево. Например: Наступило лето, и речка покрылась льдом. Читаем: Наступило отел и акчер покрылась модьл. Это упражнение развивает речедвигательную и перцептивную системы при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые неожиданные комплексы. Часто обратное чтение слов вызывает у ребенка большее затруднение, чем нормально читаемые слова. Что помогает снять боязнь чтения обычного текста. Упражнение №4. Чтение второй половины слова. Например: На кормушке сидело четыре снегиря. Читаем: мушке дело тыре гиря. Часто при чтении дети неправильно читают окончания или вообще их угадывают. Это упражнение помогает исключить данные ошибки, акцентируя внимание обучающихся на концовке слова как важной части, которую необходимо точно воспроизвести, как и начало слова. Упражнение №5 Читаем второе, третье или пятое слово. Например: Журавли, лебеди, скворцы улетели в теплые края. Читаем: Лебеди, скворцы, в. Ребенок, быстрее читая, перестает бояться больших объемов текста. Благодаря данному упражнению, мы тренируем произвольное внимание, глазодвигательный аппарат и укрепляем веру ребенка в себя. Упражнение №6 Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. Чистым листом бумаги прикрываем половину строчки, так чтобы были видны только верхние части букв. Читаем, двигая лист вниз. Сначала открыта большая часть букв, затем постепенно прикрываем. Это упражнение хорошо тем, что ребенок для быстрого прочтения успевает глазами пробежать нижнюю строчку и запомнить ее. Упражнение№ 7 «Догони взрослого». Взрослый читает текст про себя, при этом следит карандашом, а ребенок читает вслух и пытается догнать взрослого. Перед чтением можно поставить перед ребенком задачу: «Читать быстро, не бояться ошибиться». Упражнение №8. Чтение перевернутого текста. Страницу обычного текста переворачиваем на 180 градусов или на 90 градусов, или на 270 градусов. Чтение «вверх ногами» способствует правильному формированию в памяти детей целостных эталонов букв, одновременно сочетать побуквенный анализ слов со смысловым значением слов. Прибегаем к помощи специализированных пособий. Упражнение №1 Чтение столбиков слов. Данную методику разработала Мисаренко Г.Г. Методика направлена на развитие у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений. Упражнения в чтении данного материала создают благоприятные предпосылки для развития осознанности чтения. Упражнение №2 «Струп-тест» Изготавливается самостоятельно. Предлагается прочитать про себя слова, обозначающие цвет. А вслух назвать цвет, которым они написаны. Упражнение развивает не только внимание, но и гибкость когнитивного мышления. Желтый красный синий Черный оранжевый зеленый Розовый желтый красный Упражнение №3 Чтение с пропусками. Изготавливается самостоятельно. Предлагается текст в котором пропущены буквы. Например: Осколки доброты Семья провод-ла выхо-ной день на пляж-. Дети купа-ись в море и стро-ли замки на пес-е. Вдруг вдал-ке показал-сь мале-кая стару-ка. Её седые воло-ы разве-ались на ветр-, одежда была гряз-ой и обор-- нной. Она что-то бормот-ла про себя, подби-ая с песка какие-то предме-- и переклад-вая их в сумку. Родит--и подозвали детей и веле-и им держаться пода--ше от старушки. Когда она прохо-ила мимо, то и дело наги-аясь, чтобы что-то подня-, она улыбнула- семье, но никто не ответ-л ей на приветствие. Много недель спу-тя они узнали, что маленьк-- старушка всю жизнь пос-ятила тому, чтобы подби-ать на пля-е осколки стекла, которыми дети мог-и пореза- себе ноги. Данное упражнение помогает развивать внимание и осознанность чтения. Упражнение №4 «Чтение с решеткой». Изготавливается самостоятельно. Предлагается прочитать «зашумленный» текст. Для предупреждения сложностей и возможных отказов, данное упражнение 447421017589500рекомендуется проводить после знакомства с текстом. Например: 3686810527052664460590550074676090805171831078105Осколки доброты Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и 48641047625строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с 46101020510500песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы 486410159385что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. 549910192405Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать на пляже осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги. Дополнительные упражнения. Скороговорки. Задача состоит в том, чтобы не только быстро, но главное четко, особенно окончания, проговаривать слова. Справились с одной скороговоркой, переходим к следующей. Скороговорки помогают закрепить артикуляторные уклады того или иного звука. Помогают дифференцировать схожие звуки. Все данные упражнения выполняются в любом порядке. Они помогут вашему ребенку сформировать интерес к процессу чтения, снять связанные с чтением эмоциональное напряжение и тревожность, автоматизировать следующие компоненты чтения: побуквенный анализ, четкие глазодвигательные и речедвигательные операции, устойчивость внимания, слуховую и зрительную память на слова. Третий совет-работайте с таблицами Шульте! Расширяем охват зрения, посредством таблиц «Шульте». Таблицы Шульте уже давно используются для улучшения навыков чтения. Тренируясь с данными таблицами, у детей развивается прекрасно внимание и память. При выполнении упражнений мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все числа в поле зрения и называть их в определенной последовательности. В дальнейшем, при чтении, ребенок будет видеть уже больший фрагмент текста, начнёт правильно прочитывать окончания слов за счёт того, что будет видеть все слово целиком до момента прочтения. Это будет способствовать не только увеличению скорости чтения, но и улучшению качества чтения.Как работать с таблицами Шульте? Расположите таблицу на расстоянии 30-40 см от глаз ребёнка; Ребёнок находит центр таблицы и фиксирует взгляд; Не совершая движений глазами, ребёнок находит и показывает все числа по порядку; Периодически меняйте таблицу. Эти упражнения выполняются в любом порядке. Они помогут Вашему ребенку сформировать интерес к процессу чтения, снять связанные с чтением эмоциональные напряжения и тревожность, автоматизировать следующие компоненты чтения: строгий побуквенный анализ, четкие глазодвигательные и речедвигательные операции, устойчивость внимания, слуховую и зрительную память на слова. Четвертый совет-доброе отношение! И самое важное, уважаемые родители,- это Ваше доброе отношение к своему чаду. Если ребенок делает ошибки при чтении, улыбнитесь вместе с ним и заметьте, какое получилось забавное слово. Учитесь радоваться успехам Вашего ребенка. И тогда в наших школах станет еще больше успешных учеников, спокойных учителей и счастливых родителей! Список используемой литературы Информационный интернет-ресурс infourok.ru Сборник учебно-методических материалов (с международным участием) для обследования и коррекционно-развивающего обучения детей и подростков. Выпуск 1. Под редакцией Л.Ю. Муравьевой.-СПб.: ОЦ «СоветникЪ», 2011.-236с. Информационный интернет-ресурс schultetable.ruДидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.13-издание. Москва МТО,МФО.2023г.https://www.kirishi-internat.ru/wp-content/uploads/2021/03/Тренажер-по-скорочтению.pdf